Возникновение коринфского ордера.
«Некая девушка, гражданка Коринфа, уже достигшая брачного возраста, заболела и умерла. После похорон ее кормилица, собрав несколько вещичек, которые эта девушка берегла при жизни, как зеницу ока, уложила их в корзинку, отнесла к гробнице и поставила на могилу; а чтобы они подольше сохранились под открытым небом, покрыла их черепицей. Эта корзинка случайно была поставлена на корень аканфа. Тем временем, с наступлением весны, корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил из своей середины листья и стебельки, которые, разрастясь по бокам корзинки и прижимаемые в силу тяжести углами черепицы, принуждены были загнуться в виде оконечностей волют. В это время Каллимах, которого афиняне за изящество и утонченность его мраморных работ называли «кататехнос», проходя мимо гробницы, обратил внимание на эту корзинку и на нежность обросших ее молодых листьев. Восхищенный новизною вида и формы, он сделал для коринфян несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера»[2].
КОРЫ И КУРОСЫ. ПОРТИК КОРИАТИД
Триумфальная колонна
Символ победы и триумфа.
верхняя площадка капители одиноко поставленной колонны может быть постаментом для установки скульптуры
Олимпия - (двадцать пять веков назад) колонна в честь победы над персами
Александрия - колонна Помпея, 293 г.;
Колонна Помпея — наиболее известный сохранившийся античный памятник. Она расположена на древнем александрийском акрополе — холме, расположенном по соседству с городским мусульманским кладбищем. Изначально колонна была частью колоннады храма, её высота вместе с пьедесталом — 30 м «Колонна Помпея» — неправильный термин, введенный крестоносцами, с Помпеем её ничего не связывает, на самом деле она была возведена в 293 году при Диоклетиане.
Константинополь - колонна.
Рим – (98 – 117 гг. н.э.) колонна Траяна посвящена победе Траяна в Дакии.
Из построек форума лучше всего сохранилась колонна Траяна (общая высота 38 м). Колонна, сложенная из круглых мраморных блоков, стоит на прямоугольном цоколе; покоящийся на ионической базе ствол колонны высотой в 27 м покрыт спиральной лентой рельефа, образующей 22 витка; общая длина рельефа около 200 м, число изображенных на нем фигур — до 2500. На рельефе представлены походы Траяна в Дакию. Колонна заканчивается дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Внутри колонна полая; в ней проходит винтовая лестница. В основании колонны были замурованы урны с прахом Траяна и его жены. В 16 в. статуя Траяна была снята и заменена статуей апостола Петра[3].
Париж: – колонна на Вандомской площади, колонна на площади Согласия;
Вандомская площадь (1699-1720 гг., архитект. Жюль Ардуэн-Мансар)
Расположена недалеко от Парижской оперы на месте владений герцога Вандомского (сына Генриха IV). Создана в честь Людовикa XIV, а название получила от дворца Сезара де Вандом. Единообразные здания в стиле классицизм. Проект предусматривал классическую схему «королевской» площади: нарядные особняки, образующие замкнутый прямоугольник, и конная статуя монарха в центре. Сначала была установлена статуя короля с гигантским париком на голове (одна из ее моделей хранится в Эмитаже), затем приступили к строительству зданий. Скоро королевская казна иссякла, и архитектору пришлось проявить изобретательность, чтобы спасти идею проекта: Мансар срезал углы площади и придумал «экономичную» форму чердачного этажа в виде помещений с косым потолком (с тех пор они называются «мансардами»). Владельцами особняков на «королевской» площади были в основном финансовые контролеры, банкиры и ювелиры.
Вандомская (Аустерлицкая) колонна(1808—1810 гг., архит. Ж. Б. Лепер и Ж. Гондуэн, ампир, 1871 — демонтирована (Парижская коммуна, 1873 — восстановлена)
В самом начале Революции бронзовая статуя короля была сброшена с пьедестала и переплавлена. При Наполеоне I на том же пьедестале была установлена Аустерлицкая колонна, позднее переименованная. В честь победы Наполеона I под Аустерлицем. В центре Вандомской площади установлена 44-метровая Вандомская колонна со статуей Наполеона наверху, выполненная по образцу римской колонны Траяна.
Петербург –
Александрийский столб на Дворцовой площади
Огюст Монферран (1829—1834 годы)
Общая высота сооружения 47,5 м.
Высота ствола (монолитной части) колонны 25,6 м (12 саженей).
Высота пьедестала 2,85 м (4 аршина),
Высота фигуры ангела 4,26 м,
Высота креста 6,4 м (3 сажени).
Нижний диаметр колонны 3,5 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов).
Размер постамента — 6,3×6,3 м.
Размеры барельефов — 5,24×3,1 м.
Размеры ограды 16,5×16,5 м
Общий вес сооружения 704 тонны.
Вес каменного ствола колонны около 600 тонн.
Общий вес навершия колонны около 37 тонн.
Сама колонна стоит на гранитном основании без каких-либо дополнительных опор, лишь под действием собственной силы тяжести.
Каменная колонна представляет собой цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму.
Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю.
По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.
Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела - скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман.
Лёгкая фигура ангела, спадающие складки одежды, чётко выраженная вертикаль креста, продолжая вертикаль монумента, подчеркивают стройность колонны.
Ростральные колонны.1805-1816 гг.Архит.Тома де Томон, скульпт. И. Камберлен, Ж. Тибо.
От лат. rostrum - нос корабля - символизируют морские победы и морскую славу страны. Они представляют собой отдельно стоящие колонны, ствол которых украшен носами побежденных кораблей или их скульптурными изображениями. Традиции установки ростральных колонн восходят к временам Древнеримской империи, а в России получили распространение в эпоху классицизма.
В Санкт-Петербурге ростральные колонны украшают ансамбль Стрелки Васильевского острова, олицетворяя морское могущество России. Триумфальные кирпичные колонны-маяки высотой 32 метра были спроектированы архитектором Тома де Томоном. Они украшены декоративными носами кораблей, изображениями наяд и якорей. Скульптурные фигуры у подножия ростральных колонн выполнены из пудостского известняка по моделям скульпторов И. Камберлена и Ж. Тибо и символизируют четыре великие русские реки - Волгу, Днепр, Волхов и Неву.
На вершинах колонн установлены металлические треножники с чашами: в 19 веке в них заливалось масло, которое зажигалось с наступлением сумерек, и ростральные колонны служили в качестве маяков при подходе к Петербургскому морскому порту. Доступ к чашам осуществлялся по винтовым лестницам, находящимся внутри колонн. В наши дни на ростральных колоннах тоже зажигается огонь, но это случается во время особых празднеств или торжеств. Вместо масла сегодня используется газ, который подается к металлическим треножникам по специальной трубе.
колонна, осмысленная как самостоятельная знаковая форма
Индия - Колонна оказалась переосмыслена в самостоятельную знаковую форму, сходную с обелиском.
Надписи царя Ашоки, или указы Ашоки — памятник древнеиндийской культуры, представляющий собой набор из 33 надписей на каменных колоннах и стенах пещер, вытесанные по приказу одного из могущественнейших царей Индии — Ашоки из династии Маурьев. Были найдены на территории современного Пакистана и Северной части Индии. Первое достоверное свидетельство распространения буддизма в Индии.
Древние персидские зодчие, совершенно безразличные к логике греков, сочинили свой вариант "звериной" капители, когда ее верхнюю часть образовали фигуры лежащих быков, а нижнюю - вздыбленные свитки. Чрезвычайно сходным путем развивалась колонна в Индии - не без мощного влияния северных соседей, о чем ярко свидетельствуют львиные капители колонны царя Ашоки III в. до н. э.
Персия. Дворец Дария в Персеполе.
Пасаргады были столицей Империи Ахеменидов при Кире Великом, однако уже Кир стал оборудовать Персеполь для новой столицы, город был основан около 560 до н. э. Царь Дарий I перенёс сюда столицу после 520 до н. э., затеяв массивное строительство.
Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покоренных народов.
Сама ападана представляла собой большой зал, окруженный вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась 72 каменными колоннами, 13 из которых сохранились.
Трипилон и Стоколонный зал
За Ападаной Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.
Колонны в современной архитектуре
Ле Корбюзье. Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation)
Марсель, Франция. 1947-1952
Тема 11
Стена, свод, купол