Стоечно-балочая система. КОЛОННА – СТОЙКА
v Колонна не отличается от стойки с функциональной точки зрения (несет нагрузку)
v Колонна отличается от стойки художественным осмыслением конструктивной работы – ордер.
Стоечно-балочая система и египетский ордер.
Ордера архитектурные (от лат. ordo - порядок) – система конструктивных, композиционных и декоративных приемов, выражающая тектоническую логику стоечно-балочной конструкции (соотношение несущих и несомых частей).
Несущие части: колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом.
Несомые: архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент.
На каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений (ордера). Ордер Простейшая стоечно-балочная конструкция в процессе своего развития получала различную художественную разработку, в результате чего на каждом этапе истории Египта складывалась определенная система взаимосвязи конструкции и ее художественного истолкования путем придания ей индивидуального характера, соответствующих пропорций, особых деталей, пластики и декоративных украшений.
Стоечно-балочная система | Эта система получила условное название ордера, включающего конструкцию и весь строй основанной на ней композиции. Элементы ордера: ü колонны (столбы), имеющие в верхней части завершение (капитель), а в нижней - базу; ü перекрывающий колонны горизонтальный элемент, увенчанный карнизом. |
В развитии египетского ордера особенно заметные изменения наблюдаются в форме опор - столбов и колонн. для раннего периода характерны, позднее (Новое царство) получают широкое распространение более сложные колонны, обычно подражающие формам растительного мира.
Древнее царство 2800–2270 гг. до н.э. | Опоры геометрически правильной формы. Ордер с опорами в виде геометрически правильных форм - это лишенная мелких деталей конструкция с мощными столбами квадратного сечения. В большинстве случаев столб не имел капители, но иногда покрывался рельефами. В отдельных случаях перед столбами ставились скульптурные изображения. |
Среднее царство 21-17 вв. до н.э. | преодоление массивности опор, придание им более стройной и массивной формы. Получают широкое распространение колонны в виде граненого цилиндра с 8 и 16 гранями или врезанными в тело ее ствола желобами - каннелюрами. Иногда ствол колонны равномерно утоньшался от основания кверху. Высота колонн обычно в 5 - 5.5 раза превышает диаметр колонны в основании. Часто колонны имели капитель в виде квадратной плиты - абаки. По своим формам этот ордер приближается к развившемуся поздней в Греции дорическому ордеру и получил название протодорического. |
Новое царство 1550-1069 гг. до н.э. | Ведущий в храмовых постройках - ордер с колоннами, подражающими формам растительного мира. В основе формообразование нескольких типов колонн лежал принцип стилизованного воспроизведения в камне ствола, бутона или цветка таких распространенных в Египте растений, как папирус, лотос, пальма: ü ствол колонны был круглым в сечении или состоял из “пучка стеблей”, т.е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса); ü ствол колонны выполнен в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными “жгутами”, как бы стягивающими “связки стеблей”. Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка. Стилизованный ордер Нового царства имеет декоративно-изобразительную основу композиции. Отображение в камне растительных форм во многом шло в разрез с конструктивной логикой стоечно-балочной системы (сужение колонн книзу, сосредоточение усилий в сравнительно малой по сечению о абаке, декоративная трактовка капителей, лишенных функций нагруженных частей системы). Обусловленное идейно-художественными задачами стремление к монументализации форм было ведущей чертой в разработке ордера[1]. |
Стоечно-балочая система в минойской архитектуре
1900 -1600 гг. до н. э.
В каменных дворцах Крита водружали на плоских базах расходящиеся конусом вверх стволы невысоких колонн, а уже поверх них укладывали очень мощные, подушкообразные капители.
Стоечно-балочая система античной греции. греческий ордер.
В стоечно-балочной конструкции особенно важным элементом являлась основная балка — архитрав, опирающаяся на колонны воспринимающая вышележащую нагрузку от конструкции кровли. Работая на изгиб, она ограничивала расстояние между колоннами — интерколумний.
В небольших галереях балка делалась из монолитного блока; в крупных зданиях, начиная с 6 в. до н. э., она составлялась из двух или трех поставленных на ребро блоков, благодаря чему упрощались ее транспортировка и подъем. Конструкция позволяла перекрывать пролеты до 4—4,5 м
Классический ордер. Стоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей а результате стремления к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определен порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки.
Варианты истолкования ордера:
· мифологическое истолкование (целый пучок мифов);
· истолкование в духе конструктивного рационализма (самое распространенное).
· Декоративно-символическая функция ордера.
Различие ордерных систем нашло выражение в двух основных ордерах древней греции – ионическом и дорическом.
В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека — антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству.
Дорический ордер.
массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен;
Дорический ордер подобно своему деревянному прототипу имел три основные части:
Ø основание — стереобат,
Ø несущие опоры — колонны
Ø несомая конструкция — антаблемент.
Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью (создает более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн). Квадратная плита капители (абака) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению.
Антаблемент членится на три основные части:
Ø Архитрав - несущая балка, нижняя часть; на нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки иногда заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом.
Ø Фриз - горизонтальная полоса с чередованием плиты с вертикальными врезами — триглифами и промежутки — метопы, иногда украшенные барельефами.
Ø Карниз - верхняя часть антаблемента —нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершает композицию.
При этом пластическая разработка ордера подчеркивает тектоническое значение основных элементов. Обработка колонн вертикальными желобами — каннелюрами оттеняет функцию несущих вертикальных опор. Утонение ствола кверху (энтазис) не только придает устойчивость колонне.
С помощью различного начертания профиля эхина образно выявлялась степень напряженности капителей колонн. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким. Так же строго разрабатывались карнизные плиты. На нижней их грани триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).
Ионический ордер.
Легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. Колонна имеет профилированную базу и капитель со спиралеобразными волютами.
Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей — иоников.
Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы — фасции.
Фриз не имел триглифов, но иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю — поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально.
Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом — легкостью и пространственностью.
Коринфский ордер.
К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.
Акант (аканф) - это растения, встречающиеся в Греции. По телу колонны проходят 24 каннелюры, аналогичные по форме желобкам ионической колонны, но с той разницей, что внизу и вверху они заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера имеет сходство с ионическим, но более развит и расчленен. Модульоны располагаются под слезником и как бы поддерживают его. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефными орнаментом или подписями. Соотношение диаметра и высоты колонны, как правило, 1:10, поэтому его как наиболее изящный нередко именуют "женским".
По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. По словам Витрувия честь изобретения капители этого ордера принадлежит скульптору Каллимаху.