Египетский обелиск в центре торцевой подковы ипподрома Циркус Максимус.

Стойка, столб, колонна

Происхождение элемента и формирование смысла неясно (один из предположительных смыслов – дерево, «древо жизни»)

Палеолит.

Первоначальные элементы сакральной архитектуры (эпоха палеолита; мегалиты) - вкопанный в землю деревянный столб или поставленный вертикально длинный камень, или череда крупных камней, уложенных один над другим.

Древний Египет.

Каменная стойка как опора;

ОБЕЛИСК

Обелиск (Среднее царство; знак солнечного луча). Эта форма внушала интерес, беспокоила воображение - римские императоры, после того как Египет стал одной из провинций великой империи, много раз предпринимали усилия, чтобы перевезти обелиски в Рим и утвердить их на новом месте в качестве уже не трофеев, но главных украшений.

Египетский обелиск в центре торцевой подковы ипподрома Циркус Максимус.

Самый высокий египетский обелиск находится у церкви Сан-Джованни-ин-Латерано.

Высота Латеранского обелиска вместе с пьдесталом - 47 м. На обелиске сохранилась надпись о том, что скульптор Древнего Египта работал над изготовлением этого обелиска 36 лет. Обелиск был поставлен в Египте в 1449 г. до н.э. В Рим он был перевезён в 4 в. и сначала возвышался в Циркус Максимусе. В 1588 г. он был перенесён на пл. Св. Ионна Крестителя в Латеране (Сан-Джованни-ин-Латерано).

Новое время.

Обелиск - чисто символическая форма, означающая мощь, волю, власть, вечность. Во многих столицах мира – обелиски. На площадях Парижа и Лондона, Рима.

  • Рим – организация площади собора Св. Петра в Риме (17 в., Лоренцо Бернини) В центре площади возвышается громадный египетский обелиск 1в.до н.э., высота 25,5метров. Привезён из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы и поставленный на площадь в 1586 году по распоряжению папы Сикста (под руководством Доменико Фонтано)
  • США - 1876 г. в честь Джорджа Вашингтона был воздвигнут самый высокий в мире обелиск, к столетию Американской Революции (т.к. для американской столицы большого обелиска уже не нашлось), это гигантское изображение обелиска, это башня, внутри которой устроены лифты и лестницы, а в венчающей пирамиде - обзорная галерея.
  • Каир - обелиск фараона Рамзеса II стоит теперь на площади перед Египетским музеем - эта монументальная стойка стала символом вечности.

Ионический ордер.

Легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. Колонна имеет профилированную базу и капитель со спиралеобразными волютами.

Горизонтальные членения капители украшены глубоким орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей — иоников.

Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы — фасции.

Фриз не имел триглифов, но иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз часто украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем в виде четвертного вала, иногда с тонко прорисованным орнаментом. Резко выступающая прямоугольная плита поддерживалась профилем в виде каблучка. В разработке карниза постепенно намечается деление на венчающую выносную часть и нижнюю — поддерживающую. Профили и детали ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально.

Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом — легкостью и пространственностью.

Коринфский ордер.

К концу 5 в. до н.э. возник третий архитектурный ордер. Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Коринфская капитель напоминает перевернутый колокол, составленный из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам.

Акант (аканф) - это растения, встречающиеся в Греции. По телу колонны проходят 24 каннелюры, аналогичные по форме желобкам ионической колонны, но с той разницей, что внизу и вверху они заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера имеет сходство с ионическим, но более развит и расчленен. Модульоны располагаются под слезником и как бы поддерживают его. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефными орнаментом или подписями. Соотношение диаметра и высоты колонны, как правило, 1:10, поэтому его как наиболее изящный нередко именуют "женским".

По-видимому, этот ордер впервые был применен в храме Аполлона в Бассах. По словам Витрувия честь изобретения капители этого ордера принадлежит скульптору Каллимаху.

Трипилон и Стоколонный зал

За Ападаной Приблизительно в центре террасы находился Трипилон, вероятно, главный парадный зал в Персеполе. Его лестница украшена рельефными изображениями сановников, на его восточных воротах имелся еще один рельеф, изображающий Дария I на троне и наследника Ксеркса. Далее располагалось огромное помещение, названное археологами Залом ста колонн, по количеству найденных оснований колонн. По бокам северного портика стояли большие каменные быки, восемь каменных ворот были украшены сценами из царской жизни и сражений царя с демонами. Оба парадных помещения — Ападана и Зал ста колонн — почти квадратной формы; к зданиям, где они расположены, сзади примыкали лабиринты сокровищниц, кладовых и жилых помещений, от которых сохранились практически только одни фундаменты.

Колонны в современной архитектуре

Ле Корбюзье. Марсельская жилая единица (Unité d'Habitation)

Марсель, Франция. 1947-1952

Тема 11

Стена, свод, купол

Современная архитектура

Людвиг Мис ван дер Роэ (Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.

Малоэтажные дома. «Стеклянный дом» Фарнсуорт-Хауз 1946—1951 г.

В местечке Плейно, Иллинойс Мис строит «Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона.

Чикагские небоскребы

Сигрэм Билдинг1958г.

Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.

После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

ДЕКОРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ СТЕНЫ (КЕРАМИКА, ДЕКОРАТИВНЫЙ КИРПИЧ)

Древнерусская архитектура

Египетский обелиск в центре торцевой подковы ипподрома Циркус Максимус. - student2.ru Храмовый ансамбль в Коровниках (Ярославль) 1649-1680-е гг. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках 1649-1654гг. Владимирский (теплый) храм в Коровниках 1669г.

Композиция комплекса.

Пятиглавые храмы соборного типа с близкими размерами основных объемов поставлены по одной линии на расстоянии, равном их высоте. Посередине между ними установлены ворота с миниатюрным ярусным верхом, контрастирующие с монументальными объемами храмов.

Колокольня.

Высота – 38м. В глубине площади - стройный восьмиугольный столп с шатровым завершением.

Формирует вертикальную ось, намеченную вертикалью ворот.

Церковь Иоанна Златоуста

¨ кубический массив храма, окруженный с трех сторон галереей, восточные концы которой завершают приделами.

¨ завершение стен закомарами, отвечающими характеру сводчатого покрытия;

¨ шатры, симметрично расположенные по бокам пятиглавия на приделах;

¨ ощущение солидности, степенности.

Окончательный вид церковь Иоанна Златоуста приобрела в 1680-х гг. - заложены проемы галереи и в них устроены окна, расширены оконные проемы церкви и выстроены крыльца. Высокие двускатные кровли крылец гармонично дополняли силуэт храма, придан ему еще большую пирамидальность и выразительность.

Декор -изразцовый наличник на фоне побеленных стен, обрамление окна центральной апсиды (около 5×8 м), обращенной к Волге.

Фасады - цветовое решение фасадов - на белой плоскости стен ярко выделяются кирпичные архитектурные членения и детали. Контраст белого фона и красных обрамления не разрушал тектонику стены, как и отдельные плоскостные пятна сине-зеленых и желтых изразцов.

Ренессанс. Ренессанс.

Кирпичный стиль» 19 в.

• 1860-1880-е гг. - период массового сооружения в «кирпичном стиле» утилитарных построек;

• 1880-1890-е гг. - строительство в «кирпичном стиле» жилых и общественных зданий, декорируемых в «стилях» эклектики;

• 1900-1910-е гг. - декоративное решение фасадов в формах стиля модерн.

Стойка, столб, колонна

Происхождение элемента и формирование смысла неясно (один из предположительных смыслов – дерево, «древо жизни»)

Палеолит.

Первоначальные элементы сакральной архитектуры (эпоха палеолита; мегалиты) - вкопанный в землю деревянный столб или поставленный вертикально длинный камень, или череда крупных камней, уложенных один над другим.

Древний Египет.

Каменная стойка как опора;

ОБЕЛИСК

Обелиск (Среднее царство; знак солнечного луча). Эта форма внушала интерес, беспокоила воображение - римские императоры, после того как Египет стал одной из провинций великой империи, много раз предпринимали усилия, чтобы перевезти обелиски в Рим и утвердить их на новом месте в качестве уже не трофеев, но главных украшений.

Египетский обелиск в центре торцевой подковы ипподрома Циркус Максимус.

Самый высокий египетский обелиск находится у церкви Сан-Джованни-ин-Латерано.

Высота Латеранского обелиска вместе с пьдесталом - 47 м. На обелиске сохранилась надпись о том, что скульптор Древнего Египта работал над изготовлением этого обелиска 36 лет. Обелиск был поставлен в Египте в 1449 г. до н.э. В Рим он был перевезён в 4 в. и сначала возвышался в Циркус Максимусе. В 1588 г. он был перенесён на пл. Св. Ионна Крестителя в Латеране (Сан-Джованни-ин-Латерано).

Новое время.

Обелиск - чисто символическая форма, означающая мощь, волю, власть, вечность. Во многих столицах мира – обелиски. На площадях Парижа и Лондона, Рима.

  • Рим – организация площади собора Св. Петра в Риме (17 в., Лоренцо Бернини) В центре площади возвышается громадный египетский обелиск 1в.до н.э., высота 25,5метров. Привезён из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы и поставленный на площадь в 1586 году по распоряжению папы Сикста (под руководством Доменико Фонтано)
  • США - 1876 г. в честь Джорджа Вашингтона был воздвигнут самый высокий в мире обелиск, к столетию Американской Революции (т.к. для американской столицы большого обелиска уже не нашлось), это гигантское изображение обелиска, это башня, внутри которой устроены лифты и лестницы, а в венчающей пирамиде - обзорная галерея.
  • Каир - обелиск фараона Рамзеса II стоит теперь на площади перед Египетским музеем - эта монументальная стойка стала символом вечности.

Наши рекомендации