Выбор допускаемых напряжений на кручение
Проектный расчёт валов редуктора выполняют только по напряжениям кручения (как при чистом кручении), то есть при этом не учитывают напряжений изгиба, концентрации напряжений и переменность напряжений во времени (циклы напряжений). Для компенсации этого значения допускаемых напряжений на кручение выбирают заниженными в пределах [τ]кр = 10...30 МПа. Меньшие значения [τ]кр для быстроходных валов, большие значения [τ]кр для тихоходных валов.
Для редукторных валов рекомендуется принимать: [τ]кр = 10-15 МПа – для быстроходных валов; [τ]кр = 15-25 МПа – для тихоходных валов.
Определение размеров ступеней валов
Редукторный вал представляет собой ступенчатое цилиндрическое тело, количество и размеры ступеней которого зависят от количества и размеров установленных на вал деталей. На рис. 1 приведены типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов: а – быстроходный – цилиндрического; б – быстроходный – конического; в – тихоходный (l3* - в коническом редукторе).
Проектный расчёт ставит целью определить ориентировочно геометрические размеры каждой ступени вала: её диаметр d и длину l.
Расчет ведется по формуле:
, (1)
где T – вращающий момент, н·мм.
Рассчитанное значение d должно соответствовать диаметру самого тонкого участка вала (на рис.1 это размер d1). Полученное значение d необходимо увеличить на 5-7% в случае размещения на этом участке вала шпоночного или прессового соединения. Следует помнить, что диаметр вала d должен быть округлен в большую сторону до стандартного значения.
После этого разрабатывается конструкция вала, обеспечивающая технологичность изготовления и сборки.
Размеры концевого участка вала d1 и l1 определяют по ГОСТ 12080-66 или ГОСТ 12081-72 (цилиндрический или конический конец вала соответственно). Рекомендуется принимать исполнение 1 (длинный конец вала).
Диаметры последующих участков определяют с учетом высоты заплечика t на каждом участке вала. Величина t должна быть достаточной для создания надежного упора, но не чрезмерной, так как это ведет к неоправданному увеличению массы вала. Длины участков вала определяются по прорисовке, в зависимости от размеров размещенных на валу деталей.
Значения высоты t заплечика (буртика) и f величины фаски ступицы колеса и координаты фаски rmax подшипника можно определить в зависимости от диаметра ступени d по следующей таблице:
d | 17...24 | 25...30 | 32...40 | 42...50 | 52...60 | 62...70 | 71...85 |
t | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 4,5 | 4,6 | 5,6 | |
rmax | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 |
f | 1.2 | 1.6 | 2,5 |
Диаметры d2 и d4 под подшипник округлить до ближайшего стандартного диаметра внутреннего кольца подшипника dп.
Диаметры ступеней (кроме d2 и d4) округлить до ближайшего стандартного значения из ряда Ra40 (ГОСТ 6636-39).
Рис. 1 Типовые конструкции валов одноступенчатых редукторов: а – быстроходный – цилиндрического; б – быстроходный – конического; в – тихоходный |
Предварительный выбор подшипников качения
В редукторах, как правило, опоры валов выполняются в виде подшипников качения. В курсовых проектах рекомендуется принимать подшипники качения серийно выпускаемые отечественной промышленностью.
Выбор наиболее рационального типа подшипника для данных условий работы редуктора весьма сложен и зависит от целого ряда факторов: передаваемой мощности редуктора, типа передачи, соотношения сил в зацеплении, частоты вращения внутреннего кольца подшипника, требуемого срока службы, приемлемой стоимости, схемы установки.
Предварительный выбор подшипников для каждого из валов редуктора проводят в следующем порядке:
1. В соответствии с рекомендациями табл. 2 определяют тип, серию и схему установки подшипников.
На первом этапе рекомендуется после определения диаметра вала под подшипники назначить по данному диаметру шарикоподшипники лёгкой или средней серии. В большинстве заданий на курсовое проектирование они проходят в дальнейших расчётах. Исключение составляют опоры вала червяка червячного редуктора, где лучше сразу назначить роликовые конические подшипники лёгкой серии в связи со значительными осевыми нагрузками.
2. По справочнику-каталогу выбирают типоразмер подшипников по величине диаметра внутреннего кольца подшипника, равного диаметру d2 и d4 ступеней вала под подшипники.
3. По выбранному из каталога типоразмеру определяют основные параметры подшипников: геометрические размеры d, D, B(T,С); динамическую Сr и статическую Сr0 грузоподъёмности. Здесь D диаметр наружного кольца подшипника, В ширина шарикоподшипника; T и С осевые размеры конического роликоподшипника.
Таблица 4.2. Предварительный выбор подшипников
Пере-дача | Вид | Тип подшипника | Серия | Угол контакта | Схема установки |
цилиндрическая косозубая | Б | радиальные шариковые однорядные при aw ≥ 200 мм | средняя (лёгкая) | 0° | с одной фиксир. опорой |
Т | при Fa / FR < 0,25 – радиальные шариковые однорядные | лёгкая (средняя) | 0° | враспор | |
при Fa / FR > 0,25 –роликовые конические типа 7000 | лёгкая | α = 12...16° | |||
коническая | Б | роликовые конические типа 7000 при n1 ≤ 1500 об/мин | лёгкая (средняя) | = 12...16° | врастяжку |
радиально-упорные шариковые типа 46000 при n1 ≥ 1500 об/мин | α = 25...29° | ||||
Т | роликовые конические типа 7000 или 1027000 | лёгкая | α= 29° для типа 1027000 | враспор |