Искусство Древнего Рима (Б. И. Бродский)
Колизей. Ок. 80 н. э. Рим.
Время оказалось бессильным перед постройками древних римлян. Вот, например, Колизей (Колоссей, ок. 80 н. э.), или, как его называли римляне, «Колоссеус» (громадный, колоссальный), — гигантское сооружение в форме чаши, вмещавшее более 50 тыс. зрителей, приходивших сюда смотреть на бои гладиаторов и цирковые представления. Этот предок современных стадионов имел в центре эллиптическую арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. По верхнему ярусу шла гребенка огромных деревянных мачт, на которые в жару натягивали тент.
240 огромных арок в три яруса окружали колоссальный эллипс. Каждая арка была обрамлена полуколоннами, а между ярусами протянуты антаблементы. В первом ярусе полуколонны дорические, отдаленно напоминают колонны Парфенона. Однако в Греции колонна — это опора, а в Колизее полуколонны — лишь декорация: они прилеплены к стене, чтобы замаскировать ее толщу. Колонны Парфенона свободны и могучи, полуколонны Колизея напоминают солдат на военном параде. И такое же впечатление производили сотни статуй, стоявших когда-то в арках. Они поражали не красотой, а количеством и рассказывали не о совершенстве свободного человека, как статуи Греции, а о непреклонной силе тех, кто поставил их правильными рядами в одинаковых арочных проемах.
Император Август. Конец I в. до н. э. — начало I в. н. э. Мрамор. Ватиканский музей. Рим.
Эти черты в искусстве греков и римлян не случайны. Рим в отличие от маленькой Греции был столицей колоссального государства, покорившего многие народы и страны. Афины в период расцвета — республика, Рим во времена своего наивысшего могущества — империя. В Греции человек — мера всех вещей, в Риме — песчинка (см. т. 8 ДЭ, статьи «Афины в период расцвета» и «Начало империи»).
Каракалла. Начало III в. н. э. Мрамор. Национальный музей. Неаполь.
Термы Каракаллы в Риме. Центральный зал (реконструкция). III в. н. э.
Недалеко от Колизея стоит огромная арка — памятник в честь завоевания города Иерусалима императором Титом. На мраморных рельефах арки Тита (I в. н. э.), так же как и на фризе, опоясывающем Парфенон, изваяны сцены торжественного шествия. Но если греческий скульптор стремился выразить радость, ликование, веселье, передать ритм праздничной процессии, то римский ваятель сосредоточил свое внимание на детальном изображении костюма, оружия, трофеев. Увенчанные лаврами римские легионеры-победители несут таблицы с названиями покоренных городов, сосуды, драгоценную утварь. Это не граждане, а солдаты, одинаково вымуштрованные и привыкшие к строю. Их жесты, угловатые и энергичные, бесконечно далеки от красоты и пластичности жестов скульптур Парфенона. Зато складки одежды, прически, детали предметов переданы аккуратно, тщательно и подробно. К лучшим достижениям искусства Рима I в. н. э. относится скульптурный портрет. Он очень образный, смело и точно передает характеры людей. Чтобы придать большую выразительность своим портретам, римские скульпторы стали вырезать зрачки, а иногда и вставлять кусочки горного хрусталя. Это был новый прием, которым до римлян никто не пользовался.
Свое слово сказали римляне и в живописи — уже в I в. н. э. они умели передавать перспективу (см. стр. 122).
Многие памятники архитектуры Рима поражают своей грандиозностью и искусством, с которым их возвели древние инженеры. В некоторых странах римские водопроводы, римские мосты и дороги исправно служат людям и по сей день.
В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили свои сооружения главным образом из бетона: каменная или кирпичная оболочка заливалась смесью извести и щебня. Затвердевая, эта масса превращала здание в один огромный монолит. Таким колоссальным монолитом были общественные бани, или термы, как их. называли римляне. Построил их в III в. н. э. император Каракалла. Под бетонными сводами терм находился бассейн с проточной водой величиной с доброе озеро и огромный зал, в котором сотни людей занимались гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для
дружеских бесед. До 1800 человек вмещали термы Каракаллы, самые роскошные из 1700 римских бань. Они были украшены огромным количеством скульптурных произведений, по большей части это были статуи, вывезенные завоевателями из покоренных стран, либо копии с прославленных древнегреческих статуй. Именно такие копии и дают нам возможность судить не только о римской, но и о греческой культуре, столь сильно пострадавшей от римских завоевателей.
* * *
Каждый период в истории мирового искусства по-своему ценен. Но не случайно особую роль отводят историки античной культуре. И литература, и искусство, и драматургия, и философия античного мира стали отправной точкой в развитии всей последующей культуры. Искусство античного мира впервые по-настоящему открыло и воспело человека, сделало его мерой всех вещей, познало его как прекрасное и совершенное явление природы. «Без того фундамента,— писал Энгельс,— который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».
Античное искусство надолго сохранило значение образца и во многом осталось непревзойденным и недосягаемым.