Искусство Древней Эллады (Б. И. Бродский)
Греция как бы тонет в окружающих ее морях.
Лишь узким перешейком соединена она с Европой. Синяя морская вода изрезала берега и пробила в скалах множество глубоких причудливых бухт.
Территория Греции невелика, неплодородная почва может прокормить лишь небольшое население. Но в историю греческий народ вошел как один из самых великих, ибо вклад древних греков в мировую культуру нельзя переоценить.
Древние греки были удивительно талантливым, веселым и жизнерадостным народом. Они любили танцы, музыку, спорт. Они создали великолепные легенды о богах и героях — мифы, которыми мы зачитываемся и поныне, построили первые в мире театры, оставили потомкам эпические поэмы, заложили основы философии. Но самыми замечательными их творениями были архитектура, скульптура, а также живопись, к сожалению, почти не дошедшая до нас.
Время не пощадило и архитектуры древних греков. От бесчисленных великолепных сооружений сохранилось всего несколько руин. Но и эти руины полны непередаваемой красоты и величия.
Древние греки стремились к тому, чтобы около построенного ими здания человек чувствовал себя выше, шире в плечах, чтобы архитектура вселяла в сердце бодрость и уверенность. Но относилось это исключительно к храмам, театрам и другим общественным зданиям. Жилой дом греки не считали предметом искусства. Они презирали роскошь в одежде и домашней обстановке. Их белые, крытые черепицей дома были очень скромны и даже не имели окон на улицу.
Греческие архитекторы создали так называемый «ордер» (порядок распределения отдельных частей здания).
Основа ордера — колонна, т. е. свободно стоящая круглая опора, поддерживающая перекрытие. Колонна имеет ствол и особую верхнюю часть — капитель. Капитель служит для передачи тяжести крыши на колонну.
Ордера различаются по пропорциям и формам капители. Самый древний ордер — дорический, он имеет капитель в виде круглой подушки. Затем родился ионический ордер с капителью в виде двух заворачивающихся спиралей. Позже всех появился коринфский ордер с капителью, похожей на корзину, оплетенную упругими листьями особого растения — аканта.
Архитектура ранних греческих храмов VI в. до н. э. отличалась своеобразной суровостью. Достаточно посмотреть на храм Аполлона в Пестуме, чтобы почувствовать мощь близко поставленных приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителями и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны.
Со временем пропорции колонн становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы пронизываются светом и воздухом.
Вершиной греческой архитектуры является Парфенон — храм богини Афины, построенный в V в. до н. э. в Афинах, самом богатом и знаменитом из греческих городов. О нем даже была поговорка: «Если ты не был в Афинах — ты верблюд, если был и не восхитился — осел».
Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на высоком холме, и его беломраморный силуэт четко рисуется на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост — мраморный четырехугольник, окруженный колоннами. Эти колонны невелики, почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. Но в то же время здание так величественно и красиво, что древние недаром считали его одним из семи чудес света.
Произведения греческой архитектуры дополнялись великолепной скульптурой.
Первые греческие скульптуры VII в. до н. э. немного напоминают египетские. Они также стоят или сидят в скованных позах, неподвижно устремив взор вперед. Но в отличие от египетских губы древнейших греческих статуй растянуты улыбкой.
В V в. до н. э. скованность исчезает, фигуры обретают движение, пропорции — красоту, лица — одухотворенность.
Вот, например, статуя «Дискобол». Ее автор, великий скульптор Мирон, изобразил прекрасного юношу в момент, когда он, замахнувшись тяжелым диском, напрягся, словно пружина. Под упругой кожей застыли тренированные мускулы, пальцы ног глубоко вдавились в песок.
Не менее полны напряженной жизни и статуи Поликлета, который, в отличие от своего современника Мирона, любил изображать атлетов не за упражнениями, а в состоянии покоя. Взять хотя бы статую «Копьеносец». Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. «Копьеносец» чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть своего тела на другую, как человек, умело и легко владеющий своим телом. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой.
Величайшим ваятелем своего времени греки считали Фидия, украсившего скульптурными работами Парфенон.
Скульптуры Парфенона сильно пострадали. От некоторых остались кусок драпировки, плечо, рука. Но какие это могучие, полные жизни обломки мрамора!
Не сохранилась и главная статуя Парфенона — фигура Афины высотой в 12 м, т. е. почти с четырехэтажный дом. Статуя была сделана из дерева, но снаружи ее лицо и руки обложены пластинами слоновой кости, а шлем, щит и одежда — из чистого золота.
Лучше всего сохранилась стошестидесятиметровая лента рельефа, которая тянулась позади колоннады Парфенона. Около пятисот фигур, идущих, сидящих, седлающих коней или погоняющих жертвенных животных, как мраморные кадры древней кинохроники, подробно и последовательно рассказывают об эпизодах ежегодного религиозного шествия.
Расцвет греческого искусства падает на V в. до н. э., но и в IV в. оно стояло на недосягаемой высоте. Особой популярностью пользовался любимец Александра Македонского скульптор Лисипп. Больше всего он любил изображать атлетов. Но его герои не выступают горделиво, как «Копьеносец» Поликлета. Один атлет работы Лисиппа, утомленный после состязания, счищает скребком песок, налипший на его тело; другой представлен обернувшим голову назад в момент, когда он начал подвязывать сандалию. Художник подмечает мгновение, неповторимое движение и запечатлевает его в мраморе или бронзе.
В течение столетий греческая архитектура и скульптура служили образцом, на котором воспитывались поколения художников. Но не только дивная красота фигур, естественность движений и поз, искусная обработка мрамора, удивительная соразмерность храмов привлекают в греческом искусстве. Главное в нем — любовь и уважение к человеку, к его красоте, силе, благородству. Этими чувствами пронизано греческое искусство, и это делает его близким и дорогим современному советскому человеку, несмотря на века, отделяющие нас от древней Эллады.
Статуя Зевса Олимпийского
«Никто не сомневается, что Фидий наиболее знаменитый художник всех народов», — писал древнеримский историк почти через 500 лет после смерти великого скульптора Древней Греции.
И тем не менее мы почти ничего не знаем об этом замечательном человеке. Даже даты его жизни весьма приблизительны: родился в начале V в. до н. э., умер около 432—431 г. до н. з. Большинство его многочисленных творений погибло, во всяком случае те, что восхищали его современников. Лучшими из них были колоссальная бронзовая фигура Афины Промахос, воздвигнутая на Акрополе около 460 г. до н. э., и не менее огромные фигуры из слоновой кости и золота Афины Парфенос для Парфенона и Зевса для храма в Олимпии. А среди сохранившихся нет ни одной, о которой твердо можно сказать, что ее целиком выполнил сам мастер. (См. илл., стр. 72—73.)
...Каждые четыре года в Олимпии, на юге Греции, собирались на состязания атлеты. Состязания посвящались победе верховного бога греков Зевса над жестоким Кроном, и поэтому Зевс считался покровителем олимпийских игр. Вот почему самому прославленному скульптору Древней Греции Фидию поручили создать статую бога Зевса для храма в Олимпии.
Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне, и казалось, встань он, распрями широкие плечи — тесно станет ему в обширном зале и низок окажется потолок. Голову Зевса украшал венок из ветвей маслины — знак миролюбия грозного бога. Лицо, плечи, руки, грудь были из слоновой кости, а плащ, перекинутый через левое плечо, венец, борода Зевса были из сверкающего золота.
Фидий наделил Зевса человеческим благородством. Его благообразное лицо, обрамленное курчавой бородой и вьющимися волосами, было не только строгим, но и добрым, поза торжественна, величава и спокойна. Статуя производила такое впечатление, что, по словам древнего автора, люди, удрученные горем, искали утешения в созерцании творения Фидия. Молва объявила статую Зевса одним из «семи чудес света» (см. т. 8 ДЭ, ст. «Семь чудес света»).
«Зевс Олимпийский» простоял почти 900 лет и погиб в V в. н. э. во время пожара. Все это время потомки Фидия хранили и оберегали великое произведение своего предка Дом Фидия в Олимпии тоже: бережно сохранялся в течение веков, ибо и он считался священным.
Мраморная римская копия со статуи Зевса Олимпийского работы древнегреческого скульптора V в. до н. э. Фидия. Государственный Эрмитаж. Ленинград.