Центральная библиотека в Сиэтле, 2004
В 2000 году Рем Колхас получает Притцкеровскую премию. Случайно или нет, именно после этого его бюро совершает прорыв и создает проекты, сделавшие его поистине знаменитым.
Одним из таких проектов является Центральная библиотека в Сиэтле. Здание получилось футуристичным, в привычном для нас стиле Колхаса. Этого требовало не только архитектурное видение Колхаса, но и задачи, поставленные перед новой, современной библиотекой.
Здание было призвано стать пространством, посвященным не только книгам, но и информации в целом, представленной в старых и новых форматах одновременно и равноправно.
Как всегда, команда Колхаса разобрала функции будущего здания по кирпичику и сложила заново. Получилось пять расположенных друг над другом платформ, связанных воедино книжной спиралью, по которой можно пройти всю библиотеку сверху донизу. Все вместе тоже затянуто в уже привычную прозрачную оболочку. Но в отличие от большинства предыдущих проектов, ОМА отказалась от строгой геометрии: коробочку где нужно вдавили внутрь, а где нужно вытащили наружу, но вот зачем это было нужно? Возможно, отсутствие строгих городских требований к форме здания позволило Колхасу полностью отдаться модернистскому принципу форма следует функции. А может быть здесь, впервые после работы с виллами, вид из здания наружу оказался не менее важен, чем его внешний вид, и плоскости фасада ориентированы туда, куда смотреть интереснее.
Дом музыки в Порту, 2005
Годом позже открывается еще одно здание Рема Колхаса – Дом музыки в Порту. Архитектор вновь отказывается от традиционных форм в пользу "оживления" классического концертного зала.
Новый дом для Национального оркестра Порту представляет собой многогранную геометрическую фигуру, выполненную из белого бетона. С одной стороны фасад остеклен практически полностью – именно на эту сторону выходит одна из стен Большого зала Дома музыки.
На крыше здания архитектор организовал террасу, будто вырезанную из бетонного массива и выложенную черно-белой шахматной плиткой. Помимо концертного зала в Доме музыки есть комнаты для репетиций, звукозаписывающие студии, ресторан, бар и даже VIP-комната, стены которой выложены расписанной вручную плиткой.
Штаб-квартира CCTV, 2009
В 2009 году было завершено строительство одного из самых крупных проектов Колхаса. Штаб-квартира Центрального телевидения Китая представляет собой кольцеобразную изломанную конструкцию с пустующей серединой. Высота небоскреба достигает 75 метров.
Рем Колхас и бюро OMA представили этот проект как альтернативу типичному небоскребу, от которого все устали. Альтернатива действительно получилась необычной, а видно здание практически из любой точки Пекина. Инновационная структура здания – результат долгого сотрудничества между европейскими и китайскими инженерами.
Начав свою карьеру с исследований Манхэттена, Колхас, несомненно, всегда мечтал построить небоскреб. В портфолио ОМА есть даже специальный раздел XLTower: в нем 22 проекта для разных стран, но нет ни одного завершенного. Здание для центрального телеканала Китая не зачислено в этот раздел портфолио, а зря. Ведь оно очень похоже на небоскреб, прижатый верхушкой к земле. Впрочем, оно и так не маленькое 234 метра. Почему же Колхасу так повезло в Китае? Одна из самых важных причин, объясняет он, в том, что сейчас на Востоке люди, принимающие решения, намного моложе, чем их западные коллеги, которые часто принимают за риск проявления прогресса: В Китае мы в основном работаем с людьми от 35 до 43, говорит архитектор. А на Западе, продолжает он, просто пропал интерес к экспериментам.
Дэ Роттердам», 2013
"Де Роттердам" Колхаса является самым большим зданием в Голландии. Это неудивительно, потому что архитектор изначально задумал этот проект "как вертикальный город". Три соединенные между собой башни высотой 150 метров образуют комплекс, разместивший в себе офисы, апартаменты, отель, конференц-залы, магазины, рестораны и кафе.
Комплекс назван в честь судна "Де Роттердам", на котором много лет назад с пристани Вильгельмины уезжали тысячи европейцев, эмигрирующих в США.
Шеньчженьская биржа, 2013
Биржа в Шэньчжене, по словам самого Рема Колхаса, символизирует суть фондового рынка – спекуляцию. Здание представляет собой башню с "плавающим" фундаментом, поднятым на 36 метров вверх. Платформа площадью 48000 кв. м имеет озелененную крышу.
Фасад здания облицован полупрозрачным узорчатым стеклом. За счет отделки башня меняет цвет в зависимости от погодных условий: в лучах солнечного света она блестит, в пасмурный день будто замолкает, в сумерках сияет и мерцает ночью.
Надежное здание – крепкий фундамент. Это утверждение верно почти всегда, но не в случае с Шэньчжэньской фондовой биржей, здание которой построено в Китае по проекту голландского архитектурного бюро OMA. У башни высотой 246 метров «плавающее» основание – трехэтажная платформа, поднятая над землей на 36 метров. Основатель и партнер бюро OMA Рем Колхас объяснил такое архитектурное решение спецификой фондового рынка с его механизмами финансовых спекуляций. Здание биржи как будто сообщает: здесь действуют законы капитала, а не сила тяжести. «Плавающая» платформа площадью 48 000 м² имеет озелененную крышу.
Шэньчжэньская фондовая биржа задумана не только как финансовый центр, но и как новая городская площадка для общественных мероприятий. Для них предназначены атриумы под поднятой платформой, которую, в свою очередь, займут помещения для торговых операций. Кроме того, в здании, общая площадь которого составила 200 000 м², разместились арендуемые офисные помещения, зал для конференций и VIP-клуб.