Diffrient, Niels USA Диффрент, Нилс
В послевоенной жизни американские фильмы и реклама вдохнули в мир моды новые идеалы красоты. Ford, Rolex, Coca Cola, Lucky Strike, McDonald’s, Walt Disney символами американского образа жизни. Дизайн становится культурной константой жизни в США и играет существенную роль в повышении качества товаров.
Техника. В 50-х годах американцы приблизилась к осуществлению «американской мечты». Сложился и стал более доступным стандартный набор предметов и благ, ассоциируемый с успешным и счастливым стилем жизни. Самой культовой вещью становится автомобиль. Автомобиль превращается во второй дом, приспособленный для путешествий. Автомобильную моду определяют дизайнеры «большой тройки» Харли Эрл у General Motors, Экснер у Chrysler, Уолкен в Ford company. Дизайнеры ежегодно меняют фасоны машин, выставляя их в салонах под термином dream-car. Подобно кино и рекламе, они фабриковали автомобильные грезы. Автомобиль мечты ассоциируется с мечтами о полетах в космос и научной фантастикой, особенно в 50-60-е годы. На этой почве утверждается аэростиль, стиль обтекаемых форм, биоморфный стайлинг. С 1927 года Харли Эрл вводит принцип макетирования кузова в натуральную величину, призванных выразить в автодизайне мотивы форм реактивных самолетов, торпед и акул. В 1960-х годах в автомобильной индустрии начинают уделять больше внимания безопасности, рациональному расходу топлива в связи с энергетическим кризисом 70-х годов и проникновением на американский рынок компактных автомобилей из Европы и Японии. Меняется постановка задач у дизайнеров, вместо смены моделей возникает вопрос проектирования устойчивого кузова автомобиля.
В дизайн-бюро Уолтера Тига на основе новых материалов и конструкций проектируется интерьер салона самолета Boeing 707. На макете в натуральную величину отрабатывались новые компоновочные решения, системы освещения, сигнализации, безопасности и комфорта.
Благодаря Джорджу Нельсону возникает новый тип организации дизайнерской деятельности – consultancy, когда дизайнер сам формулирует проектное задание, решая проблемы заказчика. Нельсон рекомендует: «Никогда не говорите дизайнеру, что вам нужен мост, говорите, что нужно спроектировать переправу»[30]. Проект, разработанный в проектно-консультационном бюро, содержит множество сведений и материалов: расчеты эффективности, эргономические исследования, рекомендации по организации производства и сбыта. Проекты салонов самолетов, танков и интерьеров во многом опираются на эргономические разработки – сборник таблиц Г. Дрейфуса «Измерение человека: человеческие факторы в дизайне» (1959).
Интерьер и оборудование. В конце 30-х годов Чарльз Имз и Эро Сааринен исследуют возможности пластмасс, клееной фанеры и применения новых технологий в мебельном дизайне. В 50-х годах элитарный дизайн кресел Чарльза Имза и Эро Сааринена из клееной фанеры остается доступным только крупным кампаниям. Прототипом одного из самых удобных кресел Имса послужила мебель старых английских клубов. Для широкого потребления вводятся новые пластичные стулья, которые предполагают своеобразное осязание «отдыха». Используя опыт конструирования модульных игрушек, детских конструкторов, братья Имс начали проектировать модульные системы - дом из деталей по каталогу, универсальную офисную мебель, широко используемую в залах ожидания вокзалов и аэропортов в 70-80-х годах. Выделяются обеденные сервизы из керамики в теплых терракотовых тонах Рассела Райта.
НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ Германии(1950-1980)
FROGDESIGN Germany, 1969
Esslinger, Hartmut Germany Эсслингер, Хартмут
Maurer, Ingo Germany Маурьер Инго
Gugelot, Hans Germany Гугелот Ханс
Rams, Dieter Germany Рамс, Дитер
Sapper, Richard Germany Сапер, Ричард
После Второй мировой войны в силу традиционного развития функционализма во второй половине ХХ века в Германии техника и производство культивируют требования качества, безопасности, технологичности, экономичности и удобства пользования. Сформировалась традиция создания выразительности вещи за счет акцентирования ее функции и подчеркивания особенностей материала, что приводит к минимализму выразительных средств. В послевоенный период возникает тяготение к интернациональному стилю. В 1951 году принимается решение о содействии всем усилиям, способным обеспечить немецким изделиям наилучшую форму в целях конкурентоспособности промышленности и ремесла. Создается Совет технической эстетики, который определяет минимальные требования к качеству промышленных изделий. Изделие должно безупречно функционировать в соответствии со своим назначением; его форма должна соответствовать характеру конструкционного материала; отвечать особенностям технологии производства; и выражать назначение. Изделия непосредственно связанные с человеком, его телесностью должны оцениваться особенно высоко с точки зрения выразительности формы.[31]
Веркбунд устраивает выставки, привлекая американских и итальянских дизайнеров, создает Институт новой технической формы (1951). Открывается Высшая школа проектирования в Ульме (1953-1968), ректором которой становится Макс Билл. Ставится задача возрождения пропедевтики Баухауза, универсального подхода к проектированию «от ложки до города». Изделия рассматриваются прежде всего как инструменты, услуги, полезные вещи, нежели как выразительная форма. Проектируется не вещь, но ее полезная функция. Эстетической оценкой качества изделия является хороший дизайн, предполагающая простоту пластики, отсутствие декора, функциональность, деловитость и долговечность. Для школы в Ульме характерен углубленный предпроектный анализ, эргономическая отработка, интерес к проблемам визуальной коммуникации, коллективность проектного творчества. Эта идея ложится в основу методик обучения. Ульмская системная модель и прямоугольные формы находят выход в массовое производство. Передовым проектом становится разработка школой имиджа и фирменного стиля фирмы Braun. Проектом руководят Ганс Гугелот и Фриц Айхлер. Среди преподавателей следует выделить теоретиков дизайна Томаса Мальдонадо, Абрахама Моля, Ги Бонасье. Ульмская школа концентрируется на проектировании сложных систем и предметных комплексов – транспортных систем, комбинированной мебели, модульной керамической посуды (Ганс Рерихт), бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконизмом форм, фирменного стиля авиакомпании Lufthansa (1962).
Взаимодействие Ульмской школы и фирмы Braun является ярким развитием функционализма. Так же, как в Olivetti в фирме Braun дизайн отделы занимают промежуточное положение между независимыми дизайн-бюро и штатными дизайнерами фирм. В отличие от Америки дизайнеры Европы являются более художниками, чем коммерсантами.[32] Примером межотраслевого дизайна выступает дизайн-бюро Ганса Гугелота (1958), которое выполняет заказы в области промышленности, графики, рекламных коммуникаций, фотографии, макетирования. Среди заказчиков бюро фирмы Varta, Braun, BMW, Kodak.
Браун-стиль, получивший распространение с середины 50-х годов, характеризуется предельным лаконизмом форм промышленных изделий, сдержанностью цветовых решений. Послевоенная простота в немецком дизайне во многом определялась реакцией на нацистскую гигантоманию, неоклассику, бидермайер. Этот стиль смог противостоять американскому стайлингу, аэростилю Лоуи, плавным линиям Ниццоли. Выпускаемые после войны кухонное оборудование имело заурядный, обыденный вид. Ведущий дизайнер Фриц Айхлер поставил задачу сделать привлекательными приборы для быта и досуга, связать их с человеком и интерьером. Вопрос заключался в соответствии облика вещи хорошему вкусу и функциональности. Эрвин и Артур Брауны разрабатывают программу деятельности фирмы, которая предполагает проектирование в расчете на обобщенный образ скромного потребителя: «Мы представляем себе этих людей симпатичными, интеллигентными и естественными. Эти люди, квартиры которых представляют собой не сценические декорации, а убраны просто, со вкусом, практичны и уютны. Соответственно этому и должны выглядеть наши приборы. Приборы мы делаем не для витрин, чтобы суммарной навязчивостью обратить на себя внимание, а такими, чтобы с ними можно было долгое время жить». Для такого потребителя создается незаметный дизайн вещей: «Наши электроприборы должны быть бесшумными, тихими помощниками и слугами. Они должны незаметно исчезать, так же, как хороший слуга, когда все уже сделано».[33] Брауны и Айхлер обратили внимание, что на рынке представлены дорогие радиоприемники фирм Grunding, Philips, Telefunken, рассчитанные на состоятельного покупателя. Сделав ставку на массового, скромного потребителя, они начинают производство элементарно простых, дешевых транзисторных радиоприемников. Продиктованная идеалом скромного потребителя, строится лаконичная, линейная, скульптурная стилистика вещи. Проектируются предметы, которые входят в комплекс вещей, рассчитанных на людей с одинаковыми вкусами и взглядами. Результатом ориентации на скромного потребителя стал рост объемов продаж. С 1955 – 1965 обороты корпорации выросли более чем в 4 раза.
В 1960-х годах развиваются идеи улучшения жизни на основе функциональных и системных проектов, призванных организовать хаос промышленных товаров. Такова концепция дизайна электробытовых приборов компании Braun Дитера Рамса. В радиотехнику вводится светлая гамма в противовес лакированным темным ящикам. Рамс разрабатывает блочно-модульную радиосистему. Вслед за радиоаппаратурой он создает стильные часы, вентиляторы, бритвы, утюги, кофеварки и др. Лист пластика оборачивается вокруг механизма, выставляется передняя и задняя стенки, в результате чего прямоугольная форма со слегка скругленными углами обходится минимумом выразительных средств. Дитер Рамс выдвигает принцип: хороший дизайн незаметен, хороший дизайн - это минимум дизайна. Наряду с инструментальными функциями вещи, он подчеркивает психологические характеристики, утверждая, что каждая вещь должна разъяснять себя и быть легко понятой.[34] На основе принципов корпорации Braun стали строить свою дизайнерскую стратегию фирмы Roventa и Tefal (1980-е), вводя тонкие ассоциации деталированием формы.
Интерьер.Для проведения мюнхенской Олимпиады (1976) архитектор Отто Фрай и его Институт легких сооружений в Штутгарте создают конструкции мобильных и легких навесов, на основе сетчатых подвесных потолков и вантовых опор, укрепленных растяжками, что получает наименование самонапряженных систем.
Влияние поп-арта и активных социальных движений молодежи заставляет дизайнеров и коммерсантов перейти от системы сбыта утилитарных вещей к формированию рынка эмоциональных покупок. Хартмут Эслингер и Андреас Хауг, открыв студию Frogdesign (1970) вместе с Инго Маурером, отдают приоритет более чувственному, обогащенному, пластически выразительному проектированию. Так была спроектирована одна из первых издательских систем фирмы Mackintosh (1983). В рекламе своей продукции фирма создает игровые ситуации, неординарные фотоизображения, в контексте которых вещи обретают выразительный смысл.
Развитие электронной техники в 1980-х годах ведет к миниатюриации приборов, в результате чего растет интерес к семантике формы вещи: ее графике, информативности, культурной идентичности. Созданная Инго Маурером система Ya Ya Ho (1984) заключается в минимизации работы над каждым отдельным элементом при тщательной проработке световой композиции пространства. На выставке в рамках Миланского мебельного салона (2001) его экспозиция Light, Lighter, Lightness обыгрывала свет и легкость: прозрачный матрас, подсвеченные шарики, крошечные светильники и зеркала, передавая не столько фактуру вещи, а эмоциональное впечатление света и легкости.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ Скандинавии
ARTEK Finland, 1935
LEGO Denmark, 1932
BODUM Denmark, 1944
STELTON Denmark, 1960
Georg Jensen Denmark
Bang & Olifsen Denmark
Fritz Hansen Denmark
IKEA Sweden, 1943
TETRA PAK Sweden, 1951
INNOVATOR DESIGN Sweden, 1968
A&E DESIGN Sweden, 1968
ERGONOMI DESIGN GRUPPEN, Sweden, 1979
INTERDESIGN Sweden, 1982
ERICSSON
ELECTROLUX
SAAB
VOLVO
Klint, Kaare Denmark Клинт, Каре
Kåge, Wilhelm Sweden Кеге, Вильгельм
Asplund, Gunnar Sweden Асплунд, Гуннар
Aalto, Alvar Finland Аалто, Алвар
Mathsson, Bruno Sweden Матссон, Бруно
Jacobsen, Arne Denmark Якобсен, Арне
Wegener, Hans Denmark Вегенер, Ханс Йорген
Wirkkala, Tapio Finland Вирккала, Тапио
Sarpaneva, Timo Tapani Finland Сарпанева, Тимо Тапани
Magnussen, Erik Denmark Магнуссен, Эрик
Jensen, Jakob Denmark Енсен, Якоб
Persson, Sigurd Sweden Перссон, Сигур
Bernadotte, Sigvard Sweden Бернадот, Сигвар
Franck, Kaj Finland Франк, Кай
Nurmesniemi Antti & Vuokko Finland Нурмесниеми, Анти и Вуокко
Bäckström, Olof Finland Бакстрем, Олоф
Saarinen, Eliel Finland Сааринен, Элиэль
Tapiovaara, Jurjo Ilmari Finland Тапиовара, Юрио Илмари
Theselius, Mats Sweden Теселиус, Матс
Kukkapuro, Yurjö Finland Куккапуро, Юрио
Скандинавский модернизм развивается после Первой мировой войны в русле общей стратегии мирового дизайна – функционализма, который подразумевает минимум декора, действительные, а не мнимые свойства вещей, в которых максимально учитывается эргономика и психологический комфорт, а также используются рациональные технологические процессы. В силу климатических условий (9 месяцев суровой зимы и 3 месяца великолепного лета) и ограниченных сырьевых ресурсов здесь складываются традиционные кустарные промыслы (камень, глина, кожа, дерево), которые обеспечивают оборудованием основное средство выживания – «теплый и уютный дом». Главным предметом интереса становится эстетика дома, поскольку традиционная семья для скандинава есть важнейшая ячейка общества, инстанция стабильности, порядка и воспитания. Эта идея находит воплощение в теории и на выставках, посвященных жилищу (1917, 1920). Однако концепция дома отличается от его понимания Ле Корбюзье как «машины для жилья». Йозеф Франк отмечает,что дом не может быть просто эффективной машиной, а должен обеспечить комфорт, отдых и уют, успокаивающие глаз и возвышающие душу. В хорошем внутреннем художественном оформлении не бывает никаких пуританских принципов.[35] Эта идея имеет и социальное измерение, ибо, по мнению Эллен Кей «красивое домашнее убранство убеждает, что люди могут быть счастливы».[36]
Ремесленные традиции до сих пор совмещаются с дизайном. Стремление к либеральной демократии и опора на лютеранскую этику с ее требованием прилежного труда ради любви к ближнему выразилось в том, что ремесло и дизайн ориентированы на нужды небогатых слоев населения. Мастерство изготовления вещей повседневного обихода и «хороший дизайн» органически вошло в социокультурную жизнь. Лозунг Эллен Кей «Красота для всех» и требование Шведского общества ремесла и промышленного дизайна «Усовершенствования обычных товаров», делает дизайн не только неотъемлемой частью повседневной жизни, но и средством социальных преобразований.[37] Близость к природе обуславливает тонкое чувство материала, предпочтение естественной, непретенциозной красоты и неприятие высокого, элитарного стиля или стайлинга. Чувство естественного материала, качества вещи, а не изобретение искусственных предметов выражается как эссенциализм дизайна и ремесла. Экономия и эмоциональный комфорт – традиционные установки в изготовлении вещей. Соответственно, приобретение вещей осуществляется скорее из удовольствия, чем из соображений статуса. Гуманизм, эссенциализм, экономия выражаются в особом эстетическом качестве - hygge (датское: удобство, комфорт, теплота) – очарование и нежность, удобство и теплота, способствующие ощущению радости и благополучия становится основной ценностью дизайна.[38] Это достигается за счет виртуозного мастерства и чувственного дизайна, craft skills & design sensibilities. Гуманистически-ориентированный эссенциальный подход - основа Scandinavian Modern Design, для которого характерно использование естественного материала, открытая демонстрация конструкции, приспособление пластического решения для рационального производства, родство с природой.[39] Его истоки в ремесленных традициях, в культуре, а не в коммерции.
Фикционализм и эссенциализм в Дании выразились в поисках «идеальной формы» для создания полезных и долговечных вещей. Работы Ханса Вегнера и Борге Могенсена отличаются еще и изящной детализацией. В этом направлении развивается как ремесло в создании мебели и бытовой утвари из тика – Финн Юл, Питер Хвидт, Ханс Вегнер, так и индустриальный подход Арне Якобсена и Вернера Пантона, использующих гнутую фанеру, стекловолокно и латексную пену. Датский функционализм оказывается неподвластен как неоклассицизму, так и абстрактному формотворчеству Баухауза, поскольку выражает стремление создавать предметы простые и близкие потребителю. Мягкое обрамление вещей выражает у дизайнеров семейную непосредственность и полноту домашней жизни – этом состоит «хороший дизайн», который прививает «хороший вкус».[40] В Финляндии эссенциализм выразился в уважительном обращении с естественными материалами и раскрытии органических форм. Дух близости с природой входит в проектирование под видом sisu – финское слово, выражающее «правду материала», стойкость и упорство в работе с ним и преодоление трудностей.[41] Поэтому свойства материала всегда выражаются через красоту органических форм у Элиэля Сааринена, Алвара Алто, которые стремятся к установлению психофизиологического комфорта при пользовании вещами. Это чувство материала и забота по пользователе у Тапио Вирккалы и Тимо Сарпаневы показывает себя как «сочетание примитивной смелости и невероятной элегантности»[42]. Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Анти Нурмесмиеми, Илмари Тапиовара и Майя Изола разработали великолепный чувственный язык дизайна в области мебели, текстиля, керамик и стекла, который в середине столетия стал северным чудом. Для дизайна Норвегии долгое время ориентиром служило немецкое понимание brukskunst – прикладное искусство, искусность изготовления предмета на высшем техническо-эстетическом уровне. Акцент brukskunst делается мастерстве и заботе об упрощении, технологической и функциональной уместности предмета, непреходящей эстетической ценности, способствующей удовольствию и легкости жизни.[43] В Швеции доминирует промышленный дизайн, который охватывая всю сферу повседневной жизни, не принимает не рационализм чистых геометрических форм, ни ремесло, а выбирает третий путь – равновесия органического и рационального начал, гармонии естественных материалов и индустриального производства. Такой подход был воплощен Бруно Матссоном в изящном эссенциальном стуле Eva (1934). Дизайн понимается как образ жизни, а выбор товаров – выбор образа жизни (1955, Г.Паулссон).[44]
Основу эстетики скромной вещи дизайнеры видят в простоте и красоте, «правде материала», и «честной форме». Отсюда разрабатываются проекты мебели, «правильная» форма которой рациональна, логична, а выразительность сводится к пропорциям, соразмерности частей, ясной структуре (Каре Клинт). В начале ХХ века в среде буржуазии довлеет мечта о сельском домике, позволяющем тесное общение с природой, которая воплощалась в домах-дачах. Деревянные коттеджи имеют много веранд, эркеров, башенок. Образец дома-коттеджа был осмыслен Рагнаром Этсбергом в работе «Индивидуальный дом, его строительство и оборудование» (1906). В них используется простая утварь, подчеркивающая тепло и удовольствие повседневной жизни. Главную линию проектирования определяет мысль Элен Кей: «Красивая мебель вовсе не должна быть дорогой. Удобство и потребности – вот что единственно определяет форму простой мебели. Всякого фабричного украшательства, всякого «убора», всякой приклеенной чепухи нужно избегать как чумы» [45]. На выставке в Стокгольме «Жилище и его убранство» (1917) особое внимание привлекают голубой интерьер квартиры рабочего и бараки для рабочих Гуннара Асплунда. Осознается, что хороший дизайн может оказывать воздействие на качество жизни.
В 1931 году шведская компания Electric Bureau Company of Oslo выпускает первый телефон из бакелита с новой формой (Жан Хейберг). Складывается понимание особенностей шведского дизайна как виртуозного мастерства – упрощенные, облегченные, тонко выверенные формы предметов, иногда с экзотическими элементами, характеризуемые как шведское изящество, Swedish grace. Функционализм окончательно закрепляется экспозицией Стокгольмской выставки (1930). В 1940-е годы разрабатывается мебель небольших размеров из сосны и березы, рассчитанная на серийное производство (Бруно Матсон). Выделяются тенденции ремесленного изготовления изделий и индустриального формообразования - indastriell formgivning.[46] По инициативе Сигварда Бернадота в Стокгольме проводится первый конгресс Всемирной ассоциации промышленных дизайнеров (ИКСИД, 1959). Бернадот - автор ряда изделий из серебра для датской ювелирной фирмы Georg Jensen. Он создает ряд ковров ручной работы в серебристо-серых и зеленых тонах северного ландшафта. В 70-е годы мастер полностью переключается на художественное ремесло, ибо в ручных профессиях видит средство сохранения особенностей искусства в создании формы.
Скандинавский дизайн социально ориентирован, он придерживается принципа «лучшее для большинства». Как считает Элен Кей «Красота – это право для всех». Дизайн Элен Кей отличает функциональность в сочетании с мягкостью и изяществом. После Второй мировой войны встала задача вернуть красоту в разрушенный мир. Идет активный процесс урбанизации. Вещи проектируются после долгого функционального анализа. Например, повседневная посуда проектируется с учетом сервировки, с пониманием того, кто и как подает посуду на стол, с учетом ее жаропрочности, взаимозаменяемости, проектируются крышки емкостей и другие аксессуары. Однако постепенно деловитость сменяется гуманным стилем, условно именуемым Scandinavian Modern Design.
В 50-х годах выделяется творчество Арне Якобсена, Тапио Вирккалы, Тимо Сарпаневы. Фирмой Saab выпускается зеркальная фотокамера, которая не меняется 40 лет, а также первая аэродинамичная модель автомобиля Saab (Сикстен Сасон). Промышленные дизайнеры Сикстен Сасон, Сигурд Персон, Алвар Леннинг, Ральф Лайзелл, Кар-Арне Бергер, Сигвард Бернадотт разрабатывают транспортные средства, инструменты, канцелярскую оргтехнику и бытовую технику для шведских компаний, таких как Ericsson, Gustavsberg, Hasselblad, Husqvarna, Saab и Volvo.
В духе гуманного функционализма ставятся задачи эргономики. В 30-х годах Кааре Клинт проводит антропометрические исследования и делает исторический анализ наиболее удобных типов мебели. Полученные данные он применяет для изготовления удобной мебели Сафари и Шезлонгов (1933). И хотя его мебель не изготавливалась промышленным способом, научные данные оказывают влияние на последующее развитие дизайна. Эргономические исследования 60-х годов способствуют разработкам изделий для инвалидов и пожилых людей. Социальная ориентация скандинавского дизайна выражается в отказе от истеблишмента и обращении к проблемам незащищенных людей, престарелых и инвалидов – это фирмы A&E Design и Ergonomi Design Gruppen. Эти фирмы разрабатывают оборудование для больниц, учреждений социальной помощи, бытовые изделия для инвалидов. Одной из особенностей дизайна этого времени становится понимание пластмассы как материала, приятного на ощупь, яркой окраски, пригодного для создания точной формы, что находит выражение в изделиях для быта и ручного труда – малярных кистей, щеток и пр. Примером также является стул норвежца Свена Гунсруда, на котором человек сидит, упираясь коленями в мягкий валик. Эргономика, безопасность рабочего места и социальная значимость получают свое развитие, примером чему стул Куккапуро Fysio (1978), который является одним из первых офисных стульев, имеющих форму почти полностью продиктованную антропометрическими данными. Эргономически разработанные опоры для Stokke Питера Опсвика, явились выражением социального заказа, такие как изменяемый по высоте детский стульчик Tripp Trapp (1972) и инновационный изменяемыйинструмент Balans (1979).
В 1960-70-х годах разворачивается критика потребительского общества с его эмоциональным дефицитом функциональных вещей. Осознается, что принципы ясности и строгости ведут в пустыню формотворчества. Под влиянием анти-дизайна Италии встает проблема инновации. Дизайн занимает место посредника между промышленностью и потребителем как инициатор инноваций, способ внедрения научно-технических открытий в социальную сферу.[47] В дизайне намечается переход к средовой и экологической тематике. Возникает сочетание современного дизайна и традиционных ремесел (Илмари Тапиоваара, Сигвард Бернадот). Дизайн расчленяется на две линии: социальный, технически инновационный дизайн и традиция национального ремесла. Интересы переключаются с анонимного потребителя на социально незащищенные слои населения. Доминирующей идеологией становится расширение социальной проблематики, актуализируются вопросы охраны окружающей среды.
Образ скромного функционального жилища, вещей для всех, недорогих и высокого качества начинает реализовывать фирма IKEA (1943, Ингвар Компрад). Способ повысить эффективность производства и снизить цены продукции, найден на этапе дистрибуции производимой мебели – хранения на складах, транспортировки, продажи. Одним из важнейших составляющих проекта IKEA становится атмосфера непринужденности во время посещения магазина, то есть, ненавязчивость упаковки, отгрузки, транспортировки, предоставляя потребителю возможность замены товара и экономии.[48] Впоследствии IKEA открывает ряд гипермаркетов с интерьерами готовых изделий. Инновации в мебельном дизайне фирмы Innovator Design, созданной Юханом Хульдом и Яном Дрангером - это совмещение функций проектирования и производства мебели для молодежи. В мебели достигается свобода от привычных условностей и статичности, что позволяет выразить радость и открытость жизни, свойственные поп-культуре. В такой мебели выразились особенности «гуманного функционализма» - внимание к простым человеческим потребностям, доступность цены, пригодность для всех, комбинируемость, сборно-разборный принцип, массовое производство. Полностью принят принцип «меньше – это больше», сформулированный еще Мис ван дер Роэ. Новизна заключается в большей раскованности, в отсутствии жесткой типологии объектов, жизнерадостной расцветке тканей, примером чему является мебель «Инноватора».
ДИЗАЙН Великобритании
ISOKON Britain, 1931
LONDON TRANSPORT Britain, 1933
HABITAT Britain, 1964-1995
MINI Britain, 1959
Murray, Keith Britain, France Мюррей, Кейт
Russell, Gordon Britain Руссель, Гордон
Marx, Enid Britain Маркс, Энид
Coates, Wells Britain Коатс, Уолс
Race, Ernest Britain Рэйс, Эрнст
Day, Robin & Lucienne Britain Дэй, Робин и Люсьен
Scott, Douglas Britain Скотт, Дуглас
Moulton, Alex Britain Моултон, Алекс
Dresser, Christopher Scotland Дрессер, Кристофер
Black, Misha Britain Блэк, Миша
Morrison, Jasper Britain Моррисон, Джаспер
Foster, Norman Britain Фостер, Норман
Lovergrove, Ross Britain Лавгрув, Росс
Ive, Jonathan Britain Айв, Джонатан
Morrison, Jasper Britain Моррисон, Джаспер
Studio Pentagram Britain, 1972
Grange, Kenneth Britain Грэйнж, Кеннет
GroupArchigram (Architectural Grammar), 1962
Cook P. Кук П.
Chalk W. Чок В.
Green D. Грин Д.
Webb M. Вебб М.
Herron R. Херрон Р.
Crompton D. Кромптон Д.
Благодаря английскому дизайну мировая цивилизация получила единый принцип организации схем метрополитена. Первоначально вводится фирменный стиль для лондонского метро художником Эриком Гилом (1916). Долгое время станции метро были привязаны к плану города. Однако с расширением застройки это стало невозможно. Независимую от топографии схему метро разработал Генри Бек (1933). Все направления были сведены к нескольким осям: вертикальной, горизонтальной и под углом 45º. Каждой линии на схеме соответствует свой цвет, этот же код сохраняется на станциях пересадок и станциях переходов.
Довоенное развитие дизайна отличается работой консалтингового бюро американца Реймонда Лоуи в Лондоне (1934). Первой компанией Isokon Уэллса Коттса в духе функционализма школы Bauhaus и стиля Art Deco выпускается мебель на трубчатом каркасе, радиоприемники из бакелита для фирмы Ecco. В 1915 году в Великобритании начала работать Ассоциация дизайна и промышленности, в 1920-х годах Стенли Морисон, известный типограф работал в Monotype Corporation, а Сьюзи Купер – дизайнером по керамике, основав компанию Wedgwood (1929).
В послевоенный период общественное значение приобрела идея повышения среднего уровня жизни путем улучшения предметного окружения человека. Вопрос обсуждается в британском парламенте, а в Министерстве торговли создается Совет по технической эстетике (1944), который возглавляет Гордон Рассел (1947-1959). Целью Совета является помощь промышленности в создании качественной продукции. Совет состоял из секторов промышленности, информации и выставок, финансов. Ставилась задача сочетания достижений модернизма с художественным потенциалом движенияИскусств и Ремесел. Так девизом выставки «Британия это может» (1945) стала идея: «хороший дизайн – хороший бизнес». Дизайн-центр Лондона (1956) начинает накапливать информацию о производимых в стране качественных товарах. Марка дизайн-центра выступила своеобразным знаком качества товара. В первом выпуске журнала Дизайн (1949) критикуется американский стайлинг за внешний эффект промышленных изделий. Однако долгое время дизайн Великобритании не может обрести своего лица из-за непрестижности профессии и принципа анонимности. В 1960-х годах появляются крупные дизайнерские фирмы Minale Tattesfield и Pentagram, консалтинговые бюро Дугласа Скотта, Эрика Маршалла, Кеннета Грэйнжа, Дэвида Огла.
Промышленный дизайн. Одним из классических образцов мирового дизайна становится автомобиль Mini конструктора Алека Айсигониса, выпущенный кампанией Morris Mini Minor (1959). Сварные швы подчеркивали технологическую конструкцию двухдверного автомобиля, в котором конструктор максимально использовал внутреннее пространство, воплощая принцип максимума эффекта при минимуме затрат и возможностей. Под влиянием аэродинамической стилизации Р.Лоуи дизайнер Дуглас Скотт конструирует автобус Routmaster, ставший основным видом общественного транспорта в Лондоне. Популярность велосипедов в стране получила воплощение в конструкции Алекса Моултона (1962), который выпускает велосипед как запасное транспортное средство автомобилиста. Складная конструкция легко убирается в багажник, ее можно перевозить в автобусе или метро.
Интерьер. Возникновение поп-арта в Великобритании и США сказывается на дизайне материальной среды. Особенно влияет группа художников Independence (1952-1955) во главе с Ричардом Гамильтоном. Дух 60-х годов – времени поп-арта, мини-юбок, поп-музыки, тиражирования дешевых товаров и услуг - все это определяет новые принципы проектирования вещей. На место требования «хорошей формы» приходит критерий забавности, яркости, выразительности. Появляются артефакты, т.е. небольшие вкрапления в обычный интерьер, обусловливающие эффект привлекательности: оригинальные кресла и пуфики, ткани и графические вставки с оптическими эффектами и пр. Пластмассовые изделия – посуда, часы, стулья - приобретают яркий, броский вид. Пользуются спросом вещи однодневки из бумаги, картона или пластмассы, особенно - одноразовая посуда. Характерен стул Питера Мердока из картона разнообразной расцветки, который продается в сложенном виде. Выдающуюся роль в развитии мебельного дизайна играет Эрнст Рейс, создавший в духе contemporary style легкую органичную мебель, доступную широкому потребителю. Для современного или нового английского стиля, ставшего популярным после Британского фестиваля (1951), характерно использование органических форм и ярких цветов, тяготение к стилю модерн.
В это же время формируется нонконформитская группа архитекторов Archigram, по названию одноименного журнала, которая занимается футурологическими разработками.[49] Это группа футурдизайна, проектирующая как города, так и отдельные предметы, оборудование интерьеров. Творчество футурологической направленности, тяготеющее к изобретательству, оказывает влияние на развитие мобильного жилища. Город представляется глобальной инфраструктурой, в любой точке которой можно получить жизненно необходимые услуги и подключиться к глобальной информационной сети радио или телевидения.[50] Понимание рациональности, мобильности, трансформации вещи как универсальных принципов конструирования дополняются в Великобритании требованиями экологии, т.е. вторичного использования деталей, в том числе и переработки отходов и мусора.
Новый подход к организации розничной торговли воплотил магазин Habitat (1964-1995), где дизайнер Теренс Конран выстраивает целостные типы интерьеров. Здесь продаются не только отдельные товары, но стиль жизни в блочно оформленных интерьерах, разных по стоимости и соответствующих различным вкусам. Эта идея была взята у Уильяма Морриса, который в салонах продавал мебель вместе с гобеленами и керамикой. Интерьер начинает мыслиться как предметное продолжение личной жизни. Конран вводит принцип организации торгового зала в виде открытого склада. Мебель продается в компактных картонных упаковках. В 1995 году Habitat поглощается фирмой IKEA.
МОДЕРНИЗМ Франции
THOMSON
Louis Vuitton France, 1854
CITROEN
DIOR
Основы дизайна во Франции были заложены в 20-30-е годы школой Ле Корбюзье, которая стремилась средствами архитектуры и дизайна к созданию гармоничной предметной среды. После Второй мировой войны по инициативе Жака Вьено создается Институт технической эстетики (1953), призванный объединить усилия представителей искусства и промышленности для развития дизайна. Задача заключалась в том, чтобы придать французским товарам привлекательность и обеспечить преимущества на мировом рынке, способствовать воспитанию вкуса и содействовать гуманизации производственного процесса. В этом русле работало и дизайнерское бюро Тэкнэс, возглавляемое Анри Вьено. В 1970-х годах это направление продолжил Роже Талон, который рассматривал дизайн не с позиции функциональности, а через отношение к людям, моде, технологии, искусству. Он открывает агентство «Дизайн-программы» (1973), которое отличается комплексной стратегией проектирования. Затем агентство Талона объединяется со студией Пьера Пулена ADSA & Co (1984).
Возрождается высокая мода, которая стремится вернуть женщине женственность в противовес униформе, распространившейся во время войны. 50-е годы прошли под влиянием коллекций Кристиана Диора – «Новое направление», затем в моде последовала революция 60-х годов, связанная с мини-юбками Анри Курежа.
Промышленным достижением становится создание Citröen DS-19 (1955), спроектированным Фламинио Бертони. Этот автомобиль получает авангардный, подчеркнуто геометрический силуэт, имеет подвеску на рычагах, обеспечивающую плавный ход. Плоский пол салона позволяет превращать легковой автомобиль в санитарный, грузовой, семейный и т.д., что сделало его символом французской автопромышленности. С 1966 года создается исследовательский центр Citröen, который включает в себя проектное бюро, создающее концепт-кары и перспективные образцы. Как своеобразное пространство для жизни стала модель Xsara Picasso (1998).[51]
Важным событием становится открытие Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже (1977). Проект Ричарда Роджерса и Ренцо Пиано открывает новое направление проектирования – хай-тек.
Наиболее влиятельным дизайнером становится Филипп Старк. Создавая необычные вещи от проектов интерьеров до зубной щетки, Старк дает им неожиданные имена: мотороллер Lama, электрочайник Hot Bertaa, стулья Lord Yo, Dr.No и др. В 90-х годах он занимает пост арт-директора корпорации Thomson и создает новый имидж фирмы с требованием развития от технологии к любви. Технология лишь средство для создания дружелюбных, хороших, надежных вещей-партнеров. Филипп Старк не столько производит вещи, сколько воплощает идеи, вопросы, подвергая сомнению традиционные конструкции, формы, функции, в результате чего возрастает символический смысл вещей.
В целом французский дизайн носит игровой характер, подчеркивая коммуникативную, знаковую природу вещей. Развитие в сторону