А. К. Буров и Э. С. Зеленский. Лаборатория анизотропных структур. Москва. 1954
В это время аспирантура Академии архитектуры СССР была великолепной школой мастерства, где преподавали такие крупные архитекторы и теоретики, как А. К. Буров, Г. П. Гольц, М. П. Парусников, И. Н. Соболев и искусствоведы А. Г. Габричевский, И. Л. Маца и другие, захватывающие слушателей своим творческим темпераментом и глубокими знаниями.
В статьях, дневниках и записных книжках Бурова, начиная с 1927 г., значительное место уделено осмыслению причин недостатков в постановке архитектурного образования — чрезмерному вниманию к увражам, изучению канонизированной ордерной системы, отвлеченному, теоретическому изучению конструкций и материалов и т. д. Многие его высказывания отмечены удивительной прозорливостью, ясным пониманием внутренней противоречивости системы традиционной академической подготовки архитекторов, оторванной от современной жизни, ее потребностей и технических возможностей.
В его дневниках немало страниц, касающихся архитектурного преподавания, которое постоянно интересовало Бурова, он обсуждал эти вопросы со своими учениками, спорил с коллегами. Все его мысли были проникнуты заботой о будущих поколениях архитекторов.
В своей педагогической деятельности Буров стремился найти такую форму общения с учениками, которая позволяла обучать методу и развивать индивидуальные способности учеников. Беседы, порой в форме диалога или размышлений, без нравоучений и навязчивой дидактики, были его методом занятий с аспирантами. Они учили самостоятельности
мышления, последовательности в постановке и разрешении цепи задач, возникающих при проектировании. Поэтому особенно интересны конспекты «Бесед с аспирантами», записанные его учениками и отредактированные самим Буровым. Они были частично опубликованы в сборнике «Мастера архитектуры об архитектуре» [41] и полностью в серии «Мир художника» в книге «Андрей Константинович Буров. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников» [43].
А. К. Буров был превосходный педагог со своей, хорошо продуманной, научной методикой преподавания. Его отличала искренняя заинтересованность в максимальном развитии всех творческих возможностей студентов, аспирантов и помощников по работе. Его эрудиция никогда не подавляла, а проявлялась в таких формах, что побуждала учеников работать с полной отдачей и удовлетворением. В нем прекрасным образом сочетались требовательность педагога с участливой внимательностью старшего товарища. Он обучал их прежде всего методу творческого поиска, начиная с четкой постановки и осмысления задачи. При этом он подчеркивал необходимость использовать на этом этапе весь накопленный опыт и все научные достижения современной науки и архитектуры.
Основной задачей педагогики Бурова было стремление научить студента мыслить, направить его работу так, чтобы ему казалось, что он самостоятельно пришел к решению, а не предлагать ему готовых рецептов, не передавать ему набор приемов, а давать философию, понимание процесса создания и принципов построения архитектурного организма. В этом его система педагогики была развитием метода преподавания И. В. Жотовского.
Буров был ярым противником всякой «невнятицы» в работах студентов. Каждой учебной работе предшествовал внимательный анализ существа задачи, всего сделанного уже в данной области, а после выполнения работы следовали творческие выводы и обобщения, выходившие подчас за узкие рамки частной задачи, приводившие к творческому обогащению и самосовершенствованию личности.
Большое значение Буров придавал методу и последовательности процесса проектирования. «Поиск архитектурного решения,— говорил он,— начинается с пространственной компоновки сооружения. В компоновке плана нужно стремиться к «плотнейшей упаковке» всех помещений. Не растягивать и не размазывать. Смотрите на Парфенон. Больше рациональности. Мирозданием управляют два принципа: экономия энергии и принцип «плотнейшей упаковки» частиц с минимумом пустот» [43, с. 180]. И далее: «Независимо от того, плотно или неплотно скомпоновано здание, каждый из его объемов должен быть совершенно четко отделяем от других, не должно быть неясных мест, неизвестно к какому объему принадлежащих. Должна быть полная ясность и четкая разделимость конструктивной схемы; при этом объемы не должны быть притиснуты один к другому впритык, без промежуточных помещений. Наилучший пример такой свободной компоновки (в пределе) — вилла Адриана» [43, с. 185].
На этом этапе он рекомендовал применять объемные модели, помогающие быстро найти наиболее рациональное пространственное решение и добиться максимальной организованности всех объемов.
Он подчеркивал: «При компоновке схем очень полезны объемные модели («кубики»). Карандаш обычно сразу уводит в сторону красивости, фасадничества, сковывает подчас навязчивой схемой и мешает глядеть широко на проблему. Трудно оторваться от получившегося красивого эскиза. «Кубики» же упрощают форму и дают возможность хладнокровно и быстро испробовать все возможные варианты схем. Тем самым Ваше время будет сэкономлено и на драгоценное творчество останется гораздо больше времени. И при этом Вы будете объективным архитектором. А время экономить надо — жизнь так коротка и задач так много!» [43, с. 187]. Эту часть работы он называл научной подготовкой проекта. Только после ее успешного завершения начинается вторая — творческая часть работы над проектом.
«Не беритесь за карандаш—делать эскизы, пока у вас нет жгучей потребности зарисовать отчетливо видимую Вами идею. Видимую не то чтобы в натуре, но в виде объемной модели, с полным представлением о внутренности (но не как о «фасаде», «разрезе», «плане»). До тех пор карандаш — не помощник. Думайте терпеливо» [43, с. 178].
Найденная на первом этапе удачная компоновка должна воплотиться в тектонически разработанном, художественно осмысленном сооружении. Эта творческая часть работы относится к области искусства, она не может быть подменена наукой и целиком определяется вкусом и талан-
том архитектора. При этом Буров говорил: «Масштаб сооружения, характер его деталей, пропорции и все прочее, что определяет форму,— все слито воедино с идеей, все подчинено идее в большом смысле слова» [43, с. 182]. Однако он особо отмечал: «Не старайтесь в одном проекте показать все, что вы знаете. Не вкладывайте в него весь арсенал своих средств» [50, с. 177]. Он понимал, что это — естественное желание каждого молодого зодчего, но он также хорошо знал, как такой «арсенал всех средств» может перегрузить архитектуру.
Большое внимание Буров уделял настроению и атмосфере, в которой проходило проектирование, и советовал в связи с этим «Не работать с наморщенным лбом, работать в веселом состоянии духа, чтобы сооружение не было узким, сжатым, сдавленным, чтобы, глядя на эскиз, не чувствовать тошноты» [43, с. 177], «Я противник ночных бдений ... Относитесь к стоящей перед вами задаче весело, просто, как игрок в теннис к своему партнеру; уважайте партнера, но не бойтесь» [43, с. 187]. Занятия проходили непринужденно, весело, чему немало способствовало блестящее остроумие Бурова.
Буров был решительным врагом «серой» уравниловки, при которой ученики начинают терять свою творческую индивидуальность и свежесть мышления: «У каждого ученика должна быть индивидуальность — ее нельзя смазывать. Плохо, когда все ученики «дерут» друг с друга. Каждый должен усвоить метод... Работая над эскизом, делать маленькие геометризованные схемки для более острого ощущения тектонической выразительности: должно ясно чувствоваться что-либо одно — либо нагружать сильно сверху (но не задавливать), либо последовательно разгружать снизу вверх — как русские церкви» [43, с. 177].
Проекты его учеников отличались разнообразием замыслов, идей и приемов. Каждая выставка работ учеников Бурова Архитектурного института и Академии архитектуры с интересом встречалась всеми архитекторами Москвы.
В 1943 г. говоря о методике преподавания в архитектурных школах нашей страны, Буров утверждал: «Нужно изменить центр тяжести в понятии архитектуры и в практике и в школах. Преподавание канонических, замаскированных под имманентно присущие архитектуре, законов, выведенных из изобразительного Ренессанса, в тектонические закономерности, присущие якобы всем архитектурам, разбивается вдребезги при соприкосновении с легкими материалами. В сторону исторически обусловленной эволюции. От понимания уникального к пониманию массового» [43, с. 107].
В этом же, 1943 г. он записывает в дневнике: «Как бы я учил архитектуре? Начиная с народной архитектуры показал бы, как меняется архитектурная форма от изменения представлений о прочности материала, от изменения средств производства» [43, с. 137].
Буров утверждал, что во всей его многообразной деятельности самым интересным является эксперимент: «Хорошо поставленный и проведенный эксперимент. А впрочем, архитектурный проект тоже ведь эксперимент. .. Только надо, чтобы он был хорошо поставлен» [43, с. 221]. Эту свою идею Буров проводил всюду, в том числе и в педагогической деятельности.
А. К. Буров. 1955
Он не допускал мысли, что преподавание, учеба или научные исследования могут быть оторваны от практической работы, от эксперимента. Поэтому, стремясь приблизить процесс обучения к реальной проектной практике, он постоянно привлекал к участию в разработке проектов и осуществлении их в натуре своих учеников: студентов, аспирантов и молодых архитекторов. В 1945 г. Буров предложил студентам Архитектурного института, которые работали его помощниками при выполнении проекта реконструкции центра Ялты (Р. Блашкевич, 3. Зубаревой и В. Тарасовой), в качестве темы для дипломного проекта взять «Городок отдыха Академии наук СССР» близ Ялты. В этом же году по теме, предложенной А. К. Буровым, аспирантом Академии архитектуры А. Овчинниковым, был выполнен курсовой проект «Морской вокзал в Ялте».
Весной 1947 г. он пригласил своих аспирантов (В. С. Алимова, Н. Е. Иванова, М. В. Лебову, А. А. Немлихера, 3. Н. Нестерову, О. И. Ржехину, В. А. Свирского и И. Н. Черницыну) принять участие в проведении проектного эксперимента по решению комплексной проблемы застройки Ялты, выделив для каждого из них самостоятельные темы: жилье, пансионаты,
гостиницы, оздоровительные комплексы, торговый центр, спортивные сооружения, зрелищные здания курортного города и др. Комплексная тема утверждалась на кафедре аспирантуры Академии архитектуры СССР, и летом 1947 г. вся группа под руководством ассистента Бурова Е. Б. Новиковой была командирована в Ялту, где изучала локальные условия, связанные с темой каждого диссертанта. К сожалению, этот эксперимент не удалось довести до конца.
Впоследствии на основе этого материала аспирант Бурова О. И. Рже-хина разработала серию проектов жилых домов блочно-усадебного типа для Южного берега Крыма и защитила диссертацию «Архитектура малоэтажного жилища для условий южных районов (блочно-усадебный тип для Южного берега Крыма)». Материалы по застройке курортных зон Ялты были использованы в диссертационной работе его аспиранта В. А. Свирского.
Практические и теоретические труды А. К. Бурова в области архитектуры сборных жилых домов нашли отражение в диссертации его аспиранта и помощника архитектора К. В. Жукова «Основные этапы развития архитектуры крупноблочных и крупнопанельных жилых зданий» (1953) и были продолжены в научных, проектных и публицистических работах Жукова. Занятия, консультации Бурова с учениками, общая проектная работа (как обязательная часть учебного процесса) приводили в большинстве случаев к единству взглядов и принципов. Многие ученики Андрея Константиновича сейчас имеют ученые степени, профессорские звания, преподают и ведут большую творческую работу, претворяя на практике принципы творчества, воспринятые ими от Бурова.
* * *
Научная и педагогическая деятельность — органическая составная часть творчества А. К. Бурова. На протяжении всей жизни он в своих работах проводил и соблюдал принцип тесной связи научной деятельности с практикой. Исследования А. К. Бурова в области архитектуры, физики, биологии и медицины объединялись единой методологической системой: практические задачи — обоснование (гипотезы) — эксперименты (проекты)— теоретические обобщения — практическая реализация. Этот же принцип лежал в основе стройной системы его преподавания.
Энциклопедичность знаний, универсальность интересов, многогранность творческой деятельности сочетались у А. К. Бурова с исключительной работоспособностью, методичностью, стремлением довести каждую начатую работу до практического результата.
Научные исследования в области физики завершились крупным техническим открытием и созданием нового класса материалов; работы в области медицины — разработкой метода и аппаратуры для терапевтического лечения опухолей; теоретические исследования в области архитектуры были завершены созданием книги, ставшей заметным явлением в теории архитектуры.
Результатом педагогической работы, которую А. К. Буров вел на высоком профессиональном уровне, было создание школы, воспитание архитектурной и научной молодежи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество А. К. Бурова представляло подлинно современное направление в советской архитектуре. Он участвовал в решении всех важнейших практических задач, которые стояли перед страной: промышленное строительство, индустриальное жилищное строительство; создание памятников, увековечивающих народный подвиг во время Великой Отечественной войны; участие в восстановлении разрушенных городов; создание новых материалов и на их основе — нового образа жилого дома и города.
Решая практические задачи, А. К. Буров никогда не переставал думать о великом искусстве архитектуры, о путях ее дальнейшего развития и предугадывал эти пути в своих теоретических работах.
Изучая и анализируя прошлое архитектуры, думая о закономерностях ее развития, А. К. Буров неизбежно приходил к мыслям о ее будущем, о будущем наших городов. Его размышления никогда не были академически отвлеченными, он мыслил зримыми живыми образами, видел будущее глазами гражданина и архитектора.
Еще в 1944 г. он писал: «В будущем мы будем строить города, в которых найдут свое место и автострады сквозного движения ... и высокие дома (если мало места на земле), и четырех — шестиэтажные жилые дома, и маленькие одноэтажные домики, и внутриквартальные дороги, на которые не страшно выпустить ребенка ... Здесь будет и выстланный мрамором пол центральной площади, перекрытой небом и вписанной в зелень жилых районов; и памятники старины и монументы героических современников, и торжественный общественный центр, современный, такой же красивый и современный, как был красив и современен Акрополь для его создателя ... Человечество, двигавшееся вперед, не вернулось «назад к природе», вообще никуда назад, а пришло и к природе, и к счастью, и к красоте, двигаясь вперед, используя всю сумму человеческого знания не в противоречии, а в гармонии и единстве. И нашло это единство. Это — единство многообразия, и это только один из его возможных образов» [42, с. 144].
По сути это творческое завещание Андрея Константиновича Бурова, хотя оно было написано во время войны, за 13 лет до того, как он ушел из жизни. Всю свою короткую жизнь искал Буров «магическое единство». Потому и были так широки творческие устремления этого выдающегося советского архитектора, такой насыщенной творческими свершениями была его жизнь — поразительный пример разносторонней одаренности, позволившей ему вести на высоком профессиональном уровне работы в таких отдаленных областях человеческой деятельности, как архитектурная практика и теория, техническая физика и биофизика, медицина и био-
логия. В этой широте интересов и разносторонности таланта — секрет той огромной притягательности творчества и личности Бурова, которая сохранилась до настоящего времени.
Архитекторы, знавшие и любившие Бурова, его ученики и товарищи вспоминают:
М. И. Синявский.«Глубина проникновения и тонкость у него сочетались с математической ясностью. И это становилось все более и более видимым с течением времени. Он шел впереди. И это проявлялось в его трудах, от общих замыслов до прекрасно прорисованных деталей, осмысленных в своем назначении. Его творчество не стареет и по-прежнему вызывает восхищение».
К. Н. Афанасьев:«Творчество Бурова было в высокой степени профессиональным, талант — ярким, новаторским. Но он никогда не отрывался от традиций, стоял на пьедестале большой архитектурной культуры. Он был классиком в конструктивизме и остался конструктивистом в классике».
Е. Б. Новикова:«Умение мастера выразить себя в каждой детали, подчинив ее целому, создать героический величественный масштаб, ощущение строгости и современности со всей убедительностью раскрывается в его постройках. Находясь около них, смотря, удивляясь и восхищаясь, вы переживаете встречу с Буровым. Он присутствует, говорит с вами ярким убедительным языком архитектуры».
Л. Н. Павлов:«Красивый, мудрый, озорной талант Андрея Бурова осветил своим ярким огнем несколько десятилетий нашей советской архитектуры и, самое удивительное, что многие построенные им здания выдержали натиск времени, показали свою непреходящую ценность, так же как выдержали время его книга и его философия».
Н. П. Былинкин:«Его замечательная книга и дневники — это частички его живой души, которой он делится с нами, как бы одаряет нас своим присутствием и оставляет нам навсегда. Его книга — высочайший образец книги о зодчестве. Его книга и дневники, безусловно, заслуживают мирового признания, приходящего к мастеру, творчество которого подлинно национально».
Идеи и взгляды А. К. Бурова — гуманиста, теоретика, зодчего, обращенные в будущее, были всегда смелыми, истинно новаторскими, во многом предвосхищавшими важнейшие направления развития советской архитектуры и науки. Андрей Константинович Буров являет собой пример высокой принципиальности и гражданственности, своими произведениями— постройками, открытиями, книгами продолжающий служить современности [43, с. 215].
ПОСТРОЙКИ И ПРОЕКТЫ А. К. БУРОВА
Генеральный план Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Совместно с архит. С. Ридманом. Конкурсный проект,
Отдельные павильоны на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. 1923
Партер между зданиями Правительства и Арсенала в Кремле. 1923
Театр массовых действ. Проект, 1924
Центральный вокзал в Москве. Дипломный проект, 1925
Декорации к спектаклю по пьесе В. Плетнева «Над обрывом». 1-й Рабочий театр Пролеткульта. Режиссер Т. Амтман. 1925
Интерьеры теплоходов на линии Ленинград — Лондон, 1925
Дом для рабочих в Иванове-Вознесенске. Совместно с архит. М. П. Парусниковым. Конкурсный проект, премирован, 1926
Государственный Белорусский университет в Минске. Совместно с архитекторами Г. П. Гольцем и М. П. Парусниковым. Конкурсный проект, премирован, 1926
Совхоз для фильма «Старое и Новое». Режиссеры С. Эйзенштейн и Г. Александров. 1926
Декорации к спектаклю по пьесе А. Афиногенова «Гляди в оба». 1-й Рабочий театр Пролеткульта. Режиссер А. Грипич. 1926
Типовые клубы на 300 чел., на 500 чел. и на 1000 чел. для различных районов СССР Проекты, 1927
Центральная электростанция в Киеве «Парострой». Совместно с М. П. Парусниковым. Проект 1927—1928
Котельная КиевГРЭС. Совместно с архитекторами Г. П. Гольцем и М. П Парусниковым. 1927—1929
Дом промышленности в Свердловске. Совместно с архитекторами М. И. Синявским и М. О. Барщем. Проект, 1927
Декорации к спектаклю по пьесе Д. Чижевского «Голгофа». Театр Революции. Режиссер М. Терешкович. 1928
Рабочий клуб на 380 чел. Союза пищевиков в Твери. 1928
Рабочий клуб на 700 чел. Союза пищевиков в Минске. 1928
Рабочий клуб на 1000 чел. Союза пищевиков в Москве. 1928
Дом рыбака для Дальнего Востока Союза пищевиков в Хабаровске. Проект, 1928
Опытный завод Института удобрений в Москве. Частично осуществлен, 1929
Опытная станция Института удобрений в Москве. 1929
Институт удобрений в Москве. Проект, 1929
Общежитие для студентов Горного института на Калужской улице в Москве. Совместно с архит. Г. С. Кирилловым. Проект, 1930
Дворец искусства в Москве. Совместно с Г. С. Кирилловым. Проект, 1930
Планировка социалистического города при тракторном заводе в Челябинске. Совместно с Г. С. Кирилловым. Частично осуществлен. 1930
Клуб Челябинского тракторного завода совместно с Г. С. Кирилловым. Частично осуществлен. 1930
Заводоуправление Челябинского тракторного завода. Совместно с Г. С. Кирилловым. Проект, 1930
Жилой район на Юго-Востоке Москвы. Проект, 1931
Жилой дом Военно-инженерной академии на Покровском бульваре в Москве
Проект, 1932
Театр Всеволода Мейерхольда на площади Маяковского в Москве. Совместно с архит. А. В. Власовым. Проект, 1933
Летний театр массовых действ на 5000 мест в ПКиО в Москве. Проект. 1933
Реконструкция улицы Ленина от площади Дзержинского до Дворца Советов в Москве. Проект, 1933
Жилой дом для сотрудников Института имени Карпова на Яузском бульваре в Москве. Проект, 1934
Реконструкция площади Пушкина в Москве. Совместно с архит. Ю. Н. Емельяновым. Проект, 1934
Жилой дом для архитекторов в Москве. Проект, 1934
Гараж на 600 машин на Ленинградском шоссе (1-й вариант). Совместно с Ю. Н. Емельяновым. Проект, 1934
Гараж Авторемснаба на 650 машин на Пресненском валу в Москве. Технолог Ю. С. Фельзер, инженер М. П. Крымский. Проект, 1934
Жилой дом специалистов Наркомлеса на улице Горького, 25 (1-я очередь). Росписи художника В. А. Фаворского. 1935. Удостоен премии Моссовета
Школа в Трехпрудном переулке в Москве. Совместно с Ю. Н. Емельяновым. 1935
Универмаг на Комсомольской площади в Москве. Проект, 1936
Жилые дома на 1000 квартир для АН СССР в Юго-Западном районе Москвы. Совместно с архит. В. В. Корчагиным. Проект, 1937
Загородный дом для заслуженной артистки РСФСР Л. П. Орловой. Проект, 1937
Окраска самолетов экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс. 1937
Интерьеры девяти залов Государственного Исторического музея в Москве. 1937
Павильон Наркомлеса на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Проект, 1937
Реконструкция театра народного творчества в Москве. Совместно с В. А. Фаворским. Проект, 1937
Типовой театр на 1200 чел. Проект, 1937
Фонари для улиц Москвы. Совместно с архит. В. Турчаниновым. Проект, 1937
Памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве. Совместно со скульптором С. Д. Лебедевой. Проект, 1937
Колхозный дом для Южного Крыма. Проект, 1938
Служебные постройки для усадьбы колхозного дома Южного Крыма. Проект, 1938
Мебель для Дома писателей в Москве. 1938
Фасад Центрального Дома архитектора в Москве. 1938—1941
Жилой дом на Можайском шоссе. Проект, 1938
Стандарты санитарно-технического оборудования и кухонь жилых домов. 1938
Детские ясли для городов и рабочих поселков. Типовой проект, 1938
Аэровокзал в Москве. При участии Л. Баталова, Б. Мезенцева и Л. Павлова. Конкурсный проект, 3-я премия. 1939
Мебель для театральных помещений. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1938
Мебель для квартир. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1938
Жилой дом из крупных блоков на Большой Полянке, 4 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939
Жилой дом из крупных блоков на Бережковской набережной в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939
Жилой дом из крупных блоков на Велозаводской улице в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939
Жилой дом из крупных блоков на Валовой улице в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939
Жилой дом из крупных блоков со стеновым решением. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1939
Жилой дом из крупных блоков с каркасным решением. Совместно с архит.
Б. Н. Блохиным. Проект, 1939
Новоарбатский мост в Москве. Проект, 1939
Зал советского отдела Третьяковской галереи в Москве. Проект, 1939
Театр в Орджоникидзе. При участии архит. М. Н. Круглова. Проект, 1940
Жилой дом на ул. Горького, 95—99. Проект, 1940
Эскиз росписи плафона зала Большого театра в Москве. Совместно с художником Л. А. Бруни. 1940
Панорама «Штурм Перекопа» в Москве (1-й вариант). Конкурсный проект, 1940
Жилой дом из крупных блоков на Большой Полянке, 3 в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1940
Небоскреб апартмент-хаус. Проект, 1940
Памятник в ознаменование 20-летия разгрома деникинских банд под Орлом. Совместно со скульптором Л. Рабиновичем. Проект, 1940
Памятник Н. А. Щорсу в Куйбышеве. Совместно со скульптором Г. И. Кепиновым. Проект, 1940
Панорама «Штурм Перекопа» (2-й тур). Проект, 1941
Ремесленное училище для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1941
Жилой дом из крупных блоков на Ленинградском проспекте в Москве. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным. 1941
Жилой дом из крупных блоков на Зацепском валу в Москве. (2-й вариант). Проект, 1941
Одноэтажный сборный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект, 1943—1944
Двухэтажный сборный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Совместно с архит. Л. М. Врангель. Проект. 1943—1944
«Храм Славы» в Сталинграде. Совместно с архит. С. X. Сатунцем. Проект, 1943—1944
Монумент «Сталинградская эпопея». Проект, 1943—1944
Железнодорожные вокзалы для разрушенных областей по линии Москва — Прохладная (1-й вариант). Конкурсные проекты, 1943—1944
Реконструкция и восстановление центра города Ялты. Проект, 1944—1945
Жилой дом на ул. Горького, 25 (2-я очередь). Художник В. А. Фаворский, скульптор Л. М. Кардашев. 1946—1950
Памятник народному артисту СССР В. И. Немировичу-Данченко в Москве. Совместно со скульптором И. Л. Слонимом. Проект, 1946
Железнодорожные вокзалы для разрушенных областей (2-й вариант). Конкурсные проекты, 1946
Институт кристаллографии АН СССР в Москве. При участии архит. Р. Н. Блашкевич. Проект, 1947
Памятник дважды Герою Советского Союза гвардии полковнику М. В. Кузнецову. Совместно со скульптором И. Л. Слонимом. Проект, 1947
Одноэтажный сборный жилой дом из высокопрочного гипса для южных районов СССР. Два варианта. Проект, 1947
Одноэтажный трехквартирный жилой дом из высокопрочного гипса для южных районов СССР. Проект, 1947
Морской вокзал в Сочи. Совместно с архит. С. X. Сатунцем. Конкурсный проект, 1948
Станция метрополитена «Площадь Восстания». Проект, 1948
Педагогический институт в Великих Луках. Проект, 1949
Театр в Елгаве. Проект, 1949
Театр в Сталиногорске. Проект, 1949
Оформление автомагистрали Москва — Симферополь (дорожные знаки). Совместно с В. А. Фаворским и скульптором Л. М. Кардашевым при участии архит. Т. И. Милеши-ной. Проект, 1950
Бескаркасный жилой дом-башня из крупных панелей для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным, инж. А. Н. Шкинев. Проект, 1949
Бескаркасный секционный жилой дом из крупных панелей для Москвы. Совместно с архит. Б. Н. Блохиным, инж. А. Н. Шкинев. Проект, 1949
Надгробие кинорежиссеру С. Эйзенштейну. Проект, 1950
Жилой дом на Ленинградском проспекте, 23 в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой. Проект, 1951
Административное здание на улице Радио в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой, 1953
Санаторий в Гагре. Совместно с архит. А. И. Криппой. Проект, 1954
5- и 9-этажные жилые дома на Петровско-Разумовском проезде в Москве. Совместно с архит. А. И. Криппой, 1955
Серия жилых домов из СВАМа. При участии архитекторов С. А. Васина и Д. А. Ме-таньева. Проект, 1956