Монумент '.Сталинградская эпопея». Проект. 1944. Фасад. Аксонометрия. Разрез. Фрагмент.
В книге «Город» М. Г. Бархин пишет: «Однако, это блестяще продуманное, новаторское, очень обоснованное объемно-пространственное решение, подлинная архитектура не были тогда оценены. Но именно такой прием стал сегодня самым прогрессивным, наиболее логичным и красивым при трактовке современных курортов. Новаторский, талантливый проект А. Бурова не был реализован. Понадобилось двадцать лет после этого предложения, чтобы идеи строительства высотных прибрежных отелей начали осуществляться»1.
» * #
Одновременно с крупными работами в 1943—1946 гг. Буров делает проекты различных зданий для городов и областей, разрушенных во время войны, участвует в конкурсах на проекты типовых железнодорожных вокзалов, магазинов, школ, детских садов и яслей, разрабатывает проек- I ты сборных жилых домов для южных районов СССР. Большинство этих проектов не сохранилось.
В 1947 г. он проектирует новую серию сборных одноэтажных домов из высокопрочного гипса для южных районов СССР. В этой серии автору удалось подчеркнуть специфические свойства материалов. Основной архитектурной темой решения домов этой серии являются ажурные стенки и полые решетчатые столбы террас.
В 1947 г. А. К. Бурову была поручена разработка проекта нового здания Института кристаллографии АН СССР, в котором он в это время вел исследовательскую работу в области технической физики2. В приведенных выдержках из пояснительной записки видно, с каким вниманием Буров продумывал все стороны своего проекта.
«На протяжении последнего года,— пишет он,— мною был выполнен проект Института кристаллографии, где я постарался учесть и соединить мой опыт архитектора и физика. Я пришел к выводу, что центральным звеном решения исследовательского института является элементарная лабораторная ячейка, обеспеченная всеми необходимыми источниками питания. Все элементы лабораторного оборудования (столы и их крыш- I ки, настенные и пристенные шкафы, вытяжные шкафы, раковины и т. п.) | должны быть взаимозаменяемыми, так же как и панели стен, плиты потолка и полы, т. е. все сооружения должны быть построены в единой модульной системе. Лабораторные ячейки должны быть кратны приблизи- I тельно 25 м2. В принятом мною решении Института кристаллографии все лабораторные корпуса были решены одноэтажными, а питание осуществлялось через коллекторы, идущие в подвале под всеми коридорами». В этом способе создания типового лабораторного блока можно увидеть, как зодчий предвосхитил современный метод проектирования научных комплексов, широко разрабатываемый у нас лишь спустя много лет.
Сложный комплекс функциональных требований определил решение института в виде ансамбля зданий, связанных переходами и коридорами.
1 Бархин М. Г. «Город». 1945—1970. Практика, проекты, теория. М., 1974, с. 49—50.
2 Пояснительная записка к проекту Института кристаллографии. 1947. Архив А. К. Бу
рова.
Сборный одноквартирный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Проект. 1947. Главный фасад. Дворовый фасад. План. Боковой фасад
Бесспорный интерес представляют пространственное решение сооружения и ясная, лаконичная композиция фасада главного корпуса, включающая элементы, характерные для творческих приемов Бурова — арки с орнаментальными витражами, купол, цветовое решение (сочетание белого с золотым). Проект Института кристаллографии, хорошо продуманный в функциональном отношении, в архитектурной части остался на стадии эскизного проекта и потому на чертежах выглядит схематичным.
В 1948—1949 гг. А. К. Буров (совместно с С. X. Сатунцем) участвует в конкурсе на проект Морского вокзала в Сочи. Авторы пошли на довольно острую и необычную композицию, нарушая некоторые привычные представления. Например, фасады, выходящие на море и на площадь, решаются одинаково. Буров считал, что такой композиционный прием возможен, ибо фасад, обращенный на площадь, также выходит на открытое пространство и, кроме того, такое решение придает зданию цельность. Говоря по поводу одинакового решения фасадов, Буров приводил пример Палаццо Дожей с одинаковыми фасадами, открытыми к каналу Гранде и на Пьяцетту. Необычна трактовка часовой башни, расположенной на повороте к пирсу. Высота башни в своей основной части равна высоте главного объема здания вокзала, а черты условной «башенно-сти» она приобретает за счет высокого шпиля, несущего звезду. Здание с двух сторон имеет одинаковые теневые галереи — зоны ожидания. Крупный масштаб архитектуры соответствует как значению здания, так и его окружению — морю. Проект морского вокзала вновь приближается к классическим приемам — тяжелая стена, прорезанная пятью проемами, контрастирует с легкими колоннадами, идущими в два яруса.
В 1948 г., в связи с участием в проектировании станций московского метрополитена, А. К. Буров создает несколько вариантов проектов ин- I терьера станции «Площадь Восстания». В проекте перронного зала Андрей Константинович стремился создать образ станции, посвященной пафосу революционных событий. Применяя декоративные, крупно решенные цветовые акценты, выразительную революционную символику, торжественное сочетание красного и золотого цвета, Буров хотел создать яркий запоминающийся образ станции.
В 1949—1950 гг. Буров участвует во многих конкурсах и выполняет заказы на проекты театров в Елгаве и Сталиногорске, Педагогического училища в Великих Луках и мн. др.
В содружестве со многими известными скульпторами и художниками— С. Лебедевой, Л. Рабиновичем, Г. Кепиновым, В. Фаворским, И. Сло-нимом в течение 1937—1950 гг. Буров работал над проектами памятников. Были созданы проекты памятников Ф. Э. Дзержинскому и Н. А. Щорсу, памятник в ознаменование разгрома деникинских банд под Орлом, памятник В. И. Немировичу-Данченко и дважды Герою Советского Союза полковнику М. В. Кузнецову, проект надгробия С. М. Эйзенштейну.
Значительное место в творчестве А. К. Бурова занимают исследования, проекты и практическая работа в области малых форм, интерьера жилых и общественных зданий и элементов дизайна, начавшиеся с конца 30-х годов.
Буров, наряду с В. Е. Татлиным, А. М. Родченко, К. С. Малевичем, был одним из первых советских архитекторов, начавших работать в области
Сборный трехквартирный жилой дом из армированного высокопрочного гипса для южных районов СССР. Проект. 1947. Фасад. План
дизайна, проектируя изделия, предназначенные для индустриального производства. В этом еще одно яркое доказательство характерного для него чувства современности, не покидавшее его на всем протяжении творческого пути.
В 1939 г. он, совместно с Л. М. Врангель, проектирует мебель для жилых и общественных зданий: мебель для театральных помещений, для Клуба писателей в Москве и мебель для массовых квартир. Часть из этих проектов была осуществлена и частично сохранилась до настоящего времени (мебель для Клуба писателей). Отличительной чертой этих его проектов является простота и тектоничность конструкции, удобство, сдержанная пластика, легкость и декоративность, которые создают привлекательный образ современной мебели, сохранившей в своем облике национальные русские черты. Говоря об этих проектах, нельзя не напомнить, что большинство проектов мебели в эти годы отличалось или громоздкостью и нарочитой грубостью, или схематичностью и сухостью, оправдываемой промышленным способом производства.
В 1937 г. А. Буров совместно с В. Турчаниновым проектирует серию фонарей для улиц Москвы, в 1937—1938 гг. он разрабатывает проекты окраски самолетов для экспедиции И, Д. Папанина на Северный полюс. В связи с этой работой, цель которой состояла в разработке схемы раскраски, максимально заметной на снегу, Буров внимательно изучает тео-
рию цветового зрения, закономерности цветовых рефлексов и поэтому использует ярко-оранжевые и синие дополнительные цвета. Подобная раскраска применяется для этих целей и сейчас. В 1940 г. он делает эскиз росписи плафона зала Большого театра в Москве совместно с художником Л. А. Бруни. В 1947 г. совместно с конструктором Ю. Долматовским он работает над проектом модернизации кузова автомобиля «Победа». В 1950 г. он проектирует оформление автомагистрали Москва — Симферополь. Совместно с художником В. А. Фаворским, скульптором Л. М. Кардашевым, при участии архитектора Т. И. Милешиной создаются проекты дорожных знаков, которые должны были устанавливаться при въезде в города, стоящие на магистрали.
Последовательное развитие народного хозяйства, укрепление экономики, рост промышленности позволили стране в 1948—1949 гг. поставить и решать новые, огромного масштаба задачи массового строительства.
В Государственных архитектурных мастерских бригада, возглавляемая А. К. Буровым и Б. Н. Блохиным (инженер А. Н. Шкинев), в 1948—1949 гг. разрабатывает серию проектов бескаркасных крупнопанельных односек-ционных жилых домов-башен в 28 и 32 этажа и многосекционных жилых домов различной этажности из крупных керамзитобетонных панелей '. В те годы крупнопанельные здания такой этажности проектировались впервые, в них комплексно решены вопросы архитектуры и конструкции. Особенность этих проектов заключается в том, что стены, перекрытия и перегородки проектируемых домов должны были монтироваться из панелей размером «на комнату» массой до 5 т. Все панели по наружному периметру имели штампованные обрамления из листовой стали, служащие для соединения панелей при помощи сварки и заливки бетоном. Панели наружных стен толщиной 35 см должны были выполняться из керам-зитобетона. По проекту дом-башня состоял из одной секции. Ребристая лицевая поверхность панелей наружных стен позволила бы одновременно разрешить вопросы пластики фасада, маскировки швов и проблему стыков сборных элементов. Пластика стены с лоджиями и балконами, рельеф панелей, остроумно и по-новому решающий проблему стыков, использование цвета, применение росписи и скульптуры (художник В. А. Фаворский) помогли создать интересный, новый для того времени образ крупнопанельного жилого дома. Проект остался не реализованным— он намного опередил свое время. Дома высотой в 28—32 этажа стали реально осуществимы только в 70-е годы.
Проектируя в 1949 г. крупнопанельные жилые дома высотой 28— 32 этажа, предлагая современные высокотехничные конструктивные решения и разрабатывая эффективные методы их осуществления, Буров от- ] четливо понимал внутреннюю противоречивость массового многоэтажного жилищного строительства и пытался найти выход из этих противоречий. Он писал о диалектике перехода от малоэтажных домов далекого прошлого к многоэтажному городскому строительству со всеми присущими такому строительству особенностями и противоречиями. Размышлял и о возможном возврате в будущем (на качественно иной основе) —
1 Помощниками А. К. Бурова и Б. Н. Блохина при разработке крупнопанельных домов были архитекторы А. С. Алимов, Р. Н. Блашкевич, К. В. Жуков, И. Н. Черницына.
Институт кристаллографии АН СССР в Москве. При участии Р. Н. Блашкевич. Проект. 1947. Главный фасад. Боковой фасад. План
Реконструкция и восстановление центра Ялты. Неосуществленный проект. 1945. Панорама. План центра. Эскизы к застройке
к индустриальному малоэтажному строительству, более полно отвечающему потребностям человека.
Возвращаясь к этому вопросу в 1957 г. в статье «Архитектура и современность» [37], он пишет о двух интересующих его тенденциях, намечавшихся в то время в зарубежном жилищном строительстве. С одной стороны, об излишне техническом рационализме индустриального жилищного строительства, лишенного человеческой теплоты и какой-либо творческой индивидуальности, и опирающемся лишь на техницизм, доведенный в ряде построек до абсурда, с другой стороны, он говорит о ] вытекающей из того же высокого технического уровня возможности | «иррационального» отхода от связанных с материалом форм в сторону создания «абсолютно атектоничных сооружений». Здесь Буров как всегда сознательно обостряет формулировку, желая подчеркнуть отказ от старого понимания тектоники, отражавшей прежде всего тяжесть отходящих в прошлое конструкций.
Нельзя не отметить, что уже в те годы задолго до новых течений, возникших в архитектуре Запада в 70-е годы (пост-модернизма и других) как
Морской вокзал в Сочи. Совместно с архит. С. X. Сатунцем. Проект. 1948. Эскизы
результат бурно развивающейся техники, Буров предостерегал от чрезмерного техницизма в архитектуре.
Выход из этих противоречий он видел не в отказе от индустриального строительства, а в дальнейшем его развитии, разнообразии, позволяющем формировать живописные жилые массивы, тесно увязанные с природой и ландшафтом.
Задачу связи жилища с внешней средой, создание образа и решение масштаба городского жилого здания он решал в проекте дома на Ленинградском проспекте, 23 в Москве. Проект, разработанный в 1951 г. совместно с архит. А. И. Криппой, представляет большой интерес. Участок на пересечении Ленинградского проспекта и Скаковой улицы — место, имеющее особо важную градостроительную значимость. Авторы предлагали изменить красную линию на этом отрезке магистрали и интересно решили транспортную проблему.
П-образный план этого жилого дома создает пространственную композицию с внутренним озелененным двором и, что особенно важно, учитывая градостроительную роль здания, дает композиционно законченное решение, четко фиксирующее угол магистрали.
Морской вокзал в Сочи. Совместно с архит. С X. Сатун-чем. Проект. 1948. Фасад. План. Перспектива. Вид внутреннего дворика