Центральный Дом архитектора в Москве. 1938. Эскизы фасада
ной скульптуры (цвета). Когда я его делал я думал о Парфеноне, о кур-ватурах и пластическом ритме» [43, с. 100]. Это — очень существенное замечание; в корне которого лежит постулат И. В. Жолтовского: «Не украшайте архитектуру архитектурой».
В 1938 г. А. К. Буров участвует в проектировании ансамбля жилых домов на Можайском шоссе в Москве. Экспериментальный дом, спроектированный Буровым, органично вписался бы в общую застройку. Этот очень своеобразный проект не был реализован. Но нельзя не признать справедливости его мысли, что создавать улицы нужно не отдельными домами, хотя и отличными, а по единой целостной схеме. Главный фасад дома выходит на север, слабо освещен, поэтому архитектурной выразительности автор достигает, применяя плоский рельеф и цвет: для штукатурки стены — зеленый (под травертин) и для керамических деталей (венчающего карниза, балконов, консолей и тяг над четвертым этажом)— белый. Фриз, идущий по главному фасаду, сделан из декоративных многоцветных майоликовых букетов. Наличники, с применением таких же майоликовых вставок, украшают входы в магазины.
На страницах «Архитектурной газеты» отмечалось: «Большая простота решения, выразительность энергично развитых пропорций и колористическое единство делают этот проект наиболее сильным в общей линии Можайского шоссе»1. Сила и лаконичность решения фасада дома оказались несопоставимыми с другими проектами, представленными одновременно.
В четком планировочном решении жилого дома на Можайском шоссе Буров ставил задачу создания комфортабельных малометражных квартир. Он предлагает пересмотреть существующие нормы проектирования квартир и вводит новые для практики тех лет планировочные приемы. Эти предложения разрабатывались на основе большой научной работы по исследованию планировки квартир и оборудования кухонь, проведенной А. К. Буровым в Академии архитектуры СССР в эти годы.
1 Былинкин Н. П. Так нельзя проектировать ансамбль. «Архитектурная газета», 1938, № 16, с. 3.
При создании вещей, отвечающих потребностям человека, основным принципом, которым должен руководствоваться архитектор, Буров считает принцип большой экономии. В своей книге «Об архитектуре» он пишет: «Необходимость экономии человеческой энергии при организации материальной среды, создаваемой архитектурой, является аксиомой, давно осознанной в нашей стране. Забывать эту истину нам, архитекторам, нельзя» [39, с. 54].
Комфорт понимается Буровым как целесообразность, экономия моральных и физических сил, времени и энергии человека. Нерациональность, необходимость лишних движений, неоправданных усилий он считает результатом несовершенства архитектурного или дизайнерского решения.
Детальный анализ зарубежного и отечественного опыта, проведенный Буровым, послужил основой для разработки предложений по изменению действующих и созданию новых отечественных стандартов и общего повышения уровня комфорта массовых жилых домов. Научно-исследовательские и экспериментальные работы, посвященные проблеме малой квартиры, разработка идей новых планировочных решений жилых домов были началом значительного по результатам периода работы А. К. Бурова в области массового жилищного строительства. Идеи эти нашли свое продолжение и развитие в проектах жилых домов на Ленинградском проспекте (1941 и 1951 гг.), серии жилых домов для сборного строительства и др.
Буров приходит к пониманию необходимости принципиального изменения направленности архитектуры — необходимости, связанной с ее новыми социальными задачами, новыми потребностями и техническими возможностями общества.
Работы Л. К. Бурова в области сборного домостроения.В 1937 г. в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд архитекторов. На съезде были определены основные направления развития советской архитектуры, поставлены задачи индустриализации строительства и вопросы типового проектирования жилища.
Жилой дом для работников цирка на Садово-Самотечной улице в Москве. Росписи художника Л. А. Бруни. Проект. 1937. Перспектива
Начиная с 1938 г. жилищное строительство в нашей стране становится массовым. Одним из первых архитекторов А. К. Буров начинает работать над решением архитектурных, конструктивных и технологических проблем, связанных с индустриализацией жилищного строительства, с новыми материалами и новыми методами возведения жилых зданий.
Анализируя взаимосвязь техники и искусства в архитектуре, Буров писал: «По существу не может быть никакого противоречия между со временной техникой и искусством, — это противоречие возникло лишь в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, пропагандировавшие примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники» [39, с. 40].
Сам Буров принадлежал к тем архитекторам, которые любили искусство и понимали технику. В отличие от многих он не приспосабливал архитектурную форму к материалам и конструкциям, а переосмысливал и то и другое в синтезе, создавая нужные ему, как архитектору, новые материалы, разрабатывал технологию и новые методы возведения зданий и создавал прогрессивные конструкции, мастерски воплощая возможности этих материалов в тектонически разработанных архитектурных формах.
Проблема индустриализации жилищного строительства возникла в конце 30-х годов в связи с необходимостью массового строительства экономичного и достаточно комфортабельного современного жилища. Сложные социальные и экономические задачи нашего общества нельзя было решать без использования возможностей современной науки и техники.
Экспериментальный жилой дом на Можайском шоссе в Москве. Проект. 1938. Фасад. План секции. План дома. Разрез
Новатор по своей художественной сущности, Буров понимал необходимость применения новых методов возведения зданий, которые обязательно должны будут сказаться на поисках новых путей и средств формирования современной архитектуры. Он интересовался проблемами индустриализации жилищного строительства, его экономичностью, достижимой лишь с помощью применения новых строительных материалов, легких и вместе с тем прочных, новых конструкций и новой технологии
строительства. Одним из первых среди советских архитекторов Буров как подлинный новатор начинает работать в области сборного домо- ] строения.
Роль эстетики в индустриальном домостроении, художественный облик 1 зданий из сборных элементов, методы монтажа, новая технология изго- ] товления крупноразмерных сборных элементов — весь комплекс этих ар- ] хитектурных, конструктивных, технологических вопросов был поставлен и принципиально по-новому решен в трех последовательно совершен- I ствовавшихся сериях крупноблочных жилых домов, построенных им I в Москве. Проекты разрабатывались А. К. Буровым совместно с архитектором Б. Н. Блохиным и инженерами Ю. Б. Кармановым и А. И. Кучеро- I вым1. В результате постройки этих зданий были освоены технология производства и монтаж зданий из крупноразмерных элементов, создана ори- | гинальная тектоническая система разрезки стены на блоки.
Первая серия типовых пятисекционных шестиэтажных жилых домов со I стенами из крупных элементов — блоков строится в 1939 г. на Велозавод- I ской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4, Бережковской набе- I режной. При строительстве этих зданий осваивалась прежде всего технология возведения стен зданий из крупных блоков, специфика решения стыков элементов, технология изготовления самих элементов. При этом I были найдены удачные приемы планировки как здания, так и квартир.
Здания первой серии возводились из бетонных блоков весом в три I тонны. Несовершенство технологии изготовления блоков, дающее до- I пуск в толщине камней до 3 см, заставило создать закругленный руст, I скрывающий этот дефект. Совершенно очевидно, что такие блоки имити- 1 ровали материалы, применявшиеся для кладки толстых стен. Поэтому I Буров строил композицию фасада на выразительной пластике укрупнен- 1 ной кладки блоков наружных стен, на красивом венчающем карнизе, горизонтальной тяге между 3-м и 4-м этажом и на крупных порталах вхо- I дов. Здесь было применено сочетание различных по тону бетонных бло- I ков — светло-серых для стены и темных — для горизонтальных тяг, пор- I талов и венчающего карниза; использовались такие элементы, как бал- 1 коны с изящными коваными ограждениями, контрастирующими с грубой I стеной, придающие жилому дому тонкость, интимность и пластику. Од- I нако Буров не был удовлетворен первым опытом и по поводу жилых до- I мов первой серии он пишет в своих дневниках: «Получилось тектониче- I ское сооружение, находящееся в прямом противоречии с масштабом I индивидуального жилья и человека» [43, с. 105].
Вторая серия крупноблочных жилых домов из офактуренных блоков I строится в 1940 г. на Большой Полянке, д. 3 и Дербеневской набережной. I
В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое 1 решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. I Для кладки наружных стен использовались блоки таких же размеров, как I и в зданиях первой очереди строительства. Но на их поверхность были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного «бриллиантового руста» сравнительно малых размеров по от- I
1 Помощником А. К. Бурова и Б. Н. Блохина при разработке проектов крупноблочных I домов был архит. Д. И. Бурдин.