Алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе.
Центром романского искусства на юго-западе Франции, несомненно, была Тулуза, давшая миру три великих клуатра, которые, к сожалению, пали жертвой “иконоборцев” Французской революции. С 1792 г. остатки клуатров хранятся в бывшем августинском монастыре (ныне Музей Августинцев).
Коллегиальная церковь Сен Сернен – самая большая церковная романская постройка во Франции после Клюни III – сохранилась по сей день. Скульптуры ее внутреннего убранства стали новым словом в архитектуре рубежа 11-12 вв. Над ними работало не менее трех ремесленных мастерских, заметно отличающихся по стилю. Знаменитый алтарный стол, который был предположительно освящен 24 мая 1096 г. папой Урбаном II, не только впервые свидетельствует о непосредственном влиянии античного искусства Лангедока, но и использует такие возможности рельефа, как игра света и тени, подчеркивающая объемность скульптуры. Длинная надпись на плите заканчивается именем мастера (Бернард Гельдвин).
Среди других работ этого скульптора или его мастерской – семь рельефов в деамбулатории, датируемых приблизительно 1096 г., некоторые из них были перенесены из других мест. И хотя способ изображения фигур (Христа, ангелов и апостолов) не исключает, что они могли быть выполнены по образцам миниатюр или произведений ювелирного искусства, однако увеличение их размеров до половины человеческого роста говорит о важном этапе перехода к монументальной скульптуре.
Два портала Сен Сернен стали вехой в развитии раннероманской скульптуры. И хотя качество исполнения капителей портала Де Конт, расположенных в южном трансепте и относящихся к 1100 г., уступает другим скульптурным работам храма, они остаются первым в истории архитектуры примером иконографической программы портала, которая впоследствии стала центральной темой всей романской скульптуры.
Еще более важную роль играет портал Мьежвиль, вход в южный боковой неф. Название произошло от латинского “media ville”, “середина деревни”. По всей видимости, портал был закончен перед освящением храма в 1118 г. и наряду с испанскими порталами в Леоне и Сантьяго-де-Компостела является одним из первых, где в единый архитектурный ансамбль собраны все основные элементы: тимпан с притолокой и архивольтами, колонны с сюжетными капителями, встроенными в каменную кладку, скульптурные консоли и рельефы на фасаде здания.
Тимпан портала Мьежвиль – древнейший в Лангедоке. Его центральной темой является Вознесение. Два ангела поддерживают воспаряющего на небеса Христа. Его воздетые вверх руки и слегка приподнятая левая нога, а также запрокинутая голова и устремленный ввысь взор впервые создают иллюзию движения каменой скульптуры. По обе стороны от Христа мастер помещает двух ангелов, взирающих на Вознесение. Горизонтальный ряд кладки с узором из виноградных листьев отделяет область внутри арки от архитрава и одновременно разделяет небеса и землю. Внизу находятся апостолы – их головы запрокинуты вверх, чтобы видеть происходящее. С каждой стороны изображен святой Иаков, что не случайно, ведь Сен Сернен – отправная точка Тулузской дороги, одной из четырех основных паломнических дорог, ведущих к могиле апостола в Сантьяго-де-Компостела. На правом рельефе изображен святой Петр, а у его ног – посрамление Симона волхва.
Скульптура Суйяка.
Бывшая монастырская церковь Сент Мари в Суйаке, возведенная между 1075 и 1150 гг., была сильно разрушена во время гугенотских войн. Больше всего пострадал обильно украшенный скульптурный портал. Предполагается, что его сохранившиеся фрагменты были возвращены на прежнее место в 17 в. Сегодня их можно увидеть на внутренней части западной стены храма.
На наружной стороны бывшего центрального столба разрушенного портала изображена борьба фантастических зверей и птиц с другими животными. На самом верху чудовище пожирает человека. Центральный столб в Суйаке стилистически отличается от столба в Муасаке – неистовство зверей как бы уравновешивается симметричностью их расположения; хаосу противопоставляется гармония, что является одним из главнейших стилистических принципов романского искусства. Столб из Суйака можно считать прототипом звериных колонн. Слева изображено жертвоприношение Авраама.
Рельеф Теофила, возможно, является более поздней компоновкой разных фрагментов в триптих. Считается, что фигуры по краям изображают святых Петра и Бенедикта, которые прежде фланкировали тимпан портала подобно фигурам Петра и Иакова, обрамляющим портал Мьежвиля в Тулузе.
Центральный рельеф представляет легенду о Теофиле, который в 6 в. был управляющим в епископате Сицилии. Когда его сняли с этой должности, Теофил в сердцах заключил договор с дьяволом, который обещал вернуть ему потерянное место управляющего. Раскаявшись, Теофил обратился в молитве к Марии, которая, явившись, вернула ему договор.
Три сцены легенды изображены в центральной части рельефа. Внизу слева показан сговор Теофила с дьяволом. Внизу справа дьявол пытается схватить Теофила. В третьей сцене появляется Мария, покровительница суйакской церкви. Это и есть главная фигура рельефа; именно этим объясняется, почему здесь изображена история грешника, а не святого. Стилистически центральная часть рельефа Теофила имеет больше общих черт с пророком Исайей, чем со святыми по обе стороны рельефа.
Скульптура Исайи – это не только центральное произведение в Суйаке, но и самое важное изображение святого в романском искусстве. По технике работы Исайя в Суйаке – прямой наследник Иеремии в Муасаке. Однако между ними есть одно существенное отличие: Иеремия статичен, а фигура Исайи находится в движении. Поворот тела и развевающиеся одежды придают скульптуре новый вид динамики. Несмотря на это она не обладает анатомической достоверностью, поскольку, если бы пророк действительно шел, его ноги и правая рука находились бы в ином положении относительно тела. Важной деталью является широкая мантия с богатой отделкой, которая заполняет задний фон рельефа, открывая новое композиционное средство скульптуры. Подчеркнуто выражение в фигуре Исайи, движение позволяет некоторым искусствоведам говорить об “форме иллюзорной динамики”. Возможно, рельеф изображает момент, когда Господь призвал Исайю.
Звери всевозможных форм населяли отдельно стоящие колнны и другие опоры, зачастую дополняя другие скульптуры капителей и баз на всем стволе. Там собиралось целое царство демонических животных, которые или боролись друг с другом, или декоративно переплетались между собой, причем нередко в их гуще виднелись и человеческие фигуры. Звериные колонны – это особая форма романской скульптуры, распространенная главным образом на французских церковных порталах, где они образуют простенок или центральную опору, как, например, колонна в Суйаке, которая была перенесена в церковь Сент Мари после разрушения портала иконоборцами во время религиозных войн.
В остальной же Европе подобные формы встречаются довольно редко. Небольшая колонна такого типа находится