Сан Джованни дельи Эремити и Сан Катальдо в Палермо.
Роберта Гвискара в Венозе (Апулия) и Роджера II в Палермо (Сицилия) с энтузиазмом начинали строительные компании, чтобы в камне утвердить власть над завоеванной территорией.
Сан Катальдо в Палермо.
Сан Катальдо в Палермо позволяет составить представление о внешнем облике нормандских культовых построек. Это – простой куб, облицованный кладкой, с тонко моделированными поверхностями стен, увенченный тремя тесно поставленными в ряд куполами арабского типа, окрашенными в красный цвет. Интерьер расчленен стрельчатыми арками, опирающимися на четыре античные мраморные колонны. Переходы к куполам выполнены при помощи тромпов. Колоннам отвечают членения на фасаде: арки, на которые опираются купола, выражены плоскими профилями.
Сан Джовани дельи Эримити в Палермо (1132 г.).
Эта церковь относится к тому же кругу сооружений. Ее продольный неф состоит из двух больших квадратных ячеек, разделенных стрельчатой аркой, а трансепт – из трех ячеек меньшего размера. Каждая ячейка перекрыта полусферическим куполом мусульманского типа, поднимающимся над плоской кровлей. Таким же куполом завершена и примыкающая к церкви башня. Монастырский двор – великолепный пример сочетания сдвоенных миниатюрных колонок и аркад со стрельчатыми арабскими очертаниями и многоступенчатыми архивольтами.
Собор Монреале, Сицилия (1147-1182 гг.).
Сходные мусульманские арки украшают снаружи апсиду и трансепт Монреальского собора – более настойчиво, чем в соборах Палермо или Чефалу, и словно растворяя под собой наружные поверхности здания.
Собор представляет собой большую базилику, разделенную на 3 нефа аркадами (стрельчатого очертания) на колоннах. Перекрытый деревянными стропилами средний неф завершает широкая стрельчатая арка, отделяющая главный корабль от трансепта. За нею, уходя в глубину, строится серия других, становящихся все более стройными арок, повторяющих очертания первой.
Собор в Чефалу, Сицилия. Начат в 1131 г.
Трансепт и санктуарий собора относятся ко времени правления Роджера II, но его преемники и правители династии Штауфенов завершили неф и фасад здания между 1180 и 1240 гг. с меньшим размахом. Собор в Чефалу (начат в 1131 г.) представляет собой большую, базиликального типа церковь, с ясно выраженным, хотя и не сильно выступающим трансептом, высоким сводчатым хором и двумя мощными башнями по сторонам главного фасада.
Билет 17.
Романская архитектура Германии. Соборы Шпайера, Майнца, Вормса, Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и Св. Апостолов в Кёльне. Паулинцелла.
Собор в Шпайере.
Строительство этого монументального собора было начато в 1027-1030 гг. при императоре Конраде II и завершено при Генрихе IV. Самой древней частью храма (1027-1030) является восточная крипта, к которой были пристроены башни, фланкирующие и фундамент исходного трансепта. Около 1035 г., возможно, уже велись наземные работы – строительство алтарной части и трансепта. Между 1035 и 1040 гг. были возведены часто расположенные столбы нефа, которые по первоначальному замыслу были короткими, а также наружные стены боковых нефов и цилиндрический свод над алтарем. После смерти Конрада II, при императоре Генрихе III (после 1045-1047 гг.) центральный неф был увеличен до современной длины. Ко времени освящения собора в 1061 г. центральный неф, западный фасад и башни, скорее всего, были полностью закончены.
Поскольку возведение каменного свода потерпело неудачу, собор, по всей видимости, был перекрыт деревянным, так как лишь крестовый свод и облегчающие его конструкции соответствовали интерьеру и строению стен центрального нефа.
На втором этапе строительства были перестроены хор и трансепт, хотя их изначальные размеры были полностью сохранены. Главным достижением зодчих стало успешное перекрытие сводом главного нефа. Мощные лизены были присоединены к выступам стен на каждом втором столбе, чтобы нести цилиндрические арки сводов. На эти лизены были положены широкие полукруглые колонны с капителями коринфского ордера, от которых расходились поперечные арки, разделяющие отдельные сводчатые секции. Таким образом, неф был разделен на 6 пролетов, причем каждому из пролетов (травей) центрального нефа соответствовало 2 пролета боковых. Такое соотношение пролетов центрального и боковых нефов называется в Германии связанной системой. К восточному окончанию нефа примыкал трансепт, травея перед хором, фланкированная башенками с винтовыми лестницами, и полукруглая апсида, а к западному – западный блок, построенный в духе салической архитектурной концепции.
окна клирестория впервые выровнены точно в ряд. Даже окна боковых нефов расположены на одной оси. Расположение окон вдоль одной оси означало переход от горизонтального членения к вертикальному.
Слепые ниши подчеркивают высоту взмывающего вверх нефа.
Полупилоны поддерживают полуциркульные арки, над которыми находится карликовая галерея – сплошной ряд маленьких, лежащих на колоннах, аркад, который тянется перед проходом почти под самой кровлей. Карликовая галерея обычно проходит по верхнему поясу стен трансепта и нефа. Здесь, однако, она ритмически делится секциями стены, которые обозначают отдельные травеи. Цоколи, полупилоны, слепые арки и карликовые галереи служат для моделирования стен и отвлечения внимания от массивности верхних частей постройки. Прежде центральный портал открывался из нефа в западный блок. Он не был вырезан в стене, но располагался в нише, сужающейся к центру. Такой ступенчатый портал членил стену на несколько слоев и подчеркивал крепость кладки. Здесь мы видим первое использование в архитектуре ступенчатых порталов, которые впоследствии встречались практически во всех больших храмах.
Собор в Майнце.
В 1081 г. при императоре Генрихе IV был построен собор в Майнце – трехнефная базилика с крестовыми сводами. Старый собор, возведенный епископами Уиллигисом и Бардо, сгорел дотла в 1081 г.
Внешний вид салической западной части собора в Майнце не имеет аналогов. В восточной части собора главный неф завершается полукруглой апсидой, а боковые имеют плоские окончания с фланкирующими их башенками с винтовыми лестницами внутри, оставшимися от первого собора.
Перед апсидой построена квадратная травея, перекрытая парусным сводом. Снаружи она похожа на башню. Такой план, напоминающий средокрестие, предполагает наличие трансепта, но боковые нефы продолжаются с обеих сторон. Каждому из пяти пролетов центрального нефа соответствуют два слегка неровных прямоугольных пролета боковых. Крестовые своды перекрывают боковые нефы. Изначально центральный неф тоже был перекрыт такими же, но потом салические крестовые своды были заменены готическими нервюрными.
Перекрытие нефа в Майнце сводами являлось частью общего плана. Это видно по окнам клирестория, которые не выровнены с аркадами. Вместо этого они разбиты на пары и, таким образом, учитывают наличие сводов.
Стены нефа собора в Майнце членятся посредством полых ниш с круглыми сводами, которые возвышаются над столбами нефа и почти достигают окон клирестория. На каждом втором столбе находится полукруглая пилястра, которая поддерживает одну из поперечных арок свода нефа.
По сравнению с собором в Шпайере членение стен в Майнце менее рельефное и, следовательно, впечатление от пространства не достигает напряженности и живости Шпайерского собора.