Церковь Сен Филибер в Турню.
До сих пор сохранились три нефа с 4 травеями, выступающий трансепт, перекрытый цилиндрическим сводом, и остатки венца из 5 капелл, также с оригинальными цилиндрическими сводами. В наружном убранстве храма, когда-то доминировала башня над средокрестием, но до наших дней дошел лишь первый ярус со слепыми аркадами между плоскими лизенами.
Между 1020 и 1030 гг. монахи Сен Филибер в Турню возвели новые центральный и боковой нефы церкви. В центральном нефе с гигантскими круглыми столбами по углам были квадратные травеи, а в боковых – прямоугольные.
Только что возведенные узкие травеи стали нартексом. Длинные прямоугольные травеи боковых нефов было сложно перекрыть крестовыми сводами, поэтому там применили полуциркульные, а квадратные – в центральном нефе.
Около 1050 г. монахи Сен Филибер в Турню модернизировали и перекрыли сводами старый неф монастырской церкви. Центральный неф стал шире, чем планировалось при строительстве в 1020-1030 гг., и имел квадратные травеи. На его массивных, круглых столбах лежат узкие и очень крутые полуциркульные арки.
В стену над импостами столбов встроены полуколонны. Боковые нефы имели крестовые своды, причем секции, ближе расположенные к центральному нефу, были слегка наклонены, чтобы поддерживать его свод. и неф был временно перекрыт поперечными цилиндрическими сводами. В результате пространства храма кажется необычным, что, должно быть, ощущалось и в те далекие времена. Центральный неф стал значительно светлее благодаря широким окнам в поперечных цилиндрических сводах, однако внутреннее пространство храма и даже последовательность одинаковых секций нефа оказались сильно разорваны.
Сен Лазар в Отёне.
Строительство церкви, которая должна была заменить постройку 9 в. было начато около 1120 г. одним из самых горячих поклонников клюнийской реформы и клюнийского богослужения, епископом Этьенном из Баже. В Нартекс состоит из 3 нефов. Ширина и высота боковых нефов соотносится с семью травеями центрального нефа. Средокрестие и трансепты имеют квадратную форму. Две травеи ведут к хору с тремя апсидами. Таким образом, в Сен Лазаре нет ни деамбулатория, ни нескольких трансептов.
Столбы поддерживают аркады со стрельчатыми арками. С четырех сторон каждого столба находятся связанные полупилоны с каннелюрами, которые в центральном нефе простираются вплоть до цилиндрических сводов. Центральные из трех арок слепого трифория открыты, а в клирестории в каждой травее находится только по одному окну, в отличие от трех окон в Клюни. Над каждой травеей лежит цилиндрический свод.
Сен-Савен-сюр-Гартамп.
Это древнейшая зальная церковь в Пуату. В церкви есть узкий деамбулаторий с крестовыми сводами и колоннами, к нему примыкают пять практически круглых капелл разного размера, самая большая из которых расположена возле капеллы Богоматери. Двухъярусная конструкция стен включает аркады в нижнем ярусе и клиресторий, над которым возывшается круглый свод. Перед областью хора находится трехчастный трансепт с квадратным средокрестием и восточной апсидой в каждом крыле.
нечто непривычное: боковые нефы с крестовыми сводами оказываются чуть ли не шире центрального с высокими колоннадами и цилиндрическим сводом и почти равны ему по высоте. В последних трех, западных, травеях свод расчленяется несущими арками. две последние пары столбов имеют трехлопастную форму. Таким образом, создается широкое, хорошо освещенное пространство, которое не кажется разделенным на отдельные нефы благодаря ширине боковых нефов и опор.
Нотр-Дам-ла-Гранд.
Достижения Сен-Савен получили развитие в церкви Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье, построенной во второй четверти 12 в. Вдоль полигональной наружной стены деамбулатория расположены три радиальные капеллы. Деамбулаторий имеет в вертикальном плане всего один ярус. Узкий, выступающий трансепт с центральной башней над средокрестием тоже плохо освящен. центральный неф сейчас заметно шире и выше боковых за счет дополнительной области стены над аркадами. квадратный стержень опор украшен полукруглыми полупилонами, которые в центральном нефе простираются до основания цилиндрического свода и несут опорные арки. Более четкий ритм Нотр-Дам делает ее зальный характер менее очевидным и усиливает противопоставление центрального нефа боковым. образец насыщенного орнамента, характерного для романского стиля западной Франции, - фасад. Поверхность стены полностью покрыта скульптурными изображениями. На всем фасаде церкви едва ли найдется хотя бы один гладкий камень без орнаментальной обработки. В нижнем ярусе располагается главный вход, обрамленный тремя архивольтами, с каждой стороны которого расположена слепая ниша с двойной аркадой внутри. Арки ниш украшены скульптурными сценами. Тимпан украшен резьбой, а внутри орнаментального обрамления большого овала в верхнем ярусе изображен ряд сюжетных сцен. Фасад здания фланкирован двумя круглыми башенками, окруженными сложными полупилонами.
Аббатство Фонтевроле.
В начале 12 в. Западная Франция пережила внезапный расцвет купольного строительства, который некоторые ученые объясняют среднеазиатским влиянием. Однако более вероятно, что купольные своды пришли во Францию из Венеции, где в 1063 г. началось строительство купольной церкви св. Марка. К самым известным купольным церквям Западной Франции относятся монастырская церковь в Фонтевроле, Сен Фрон в Перигё.
Робер д’Арбриссель построил хор с деамбулаторием, который включал три капеллы и заканчивался с западной стороны широким пятичастным трансептом с двумя восточными апсидами и средокрестием, увенчанным центральной башней. Особенностью являются аркады, которые занимают более половины высоты хора. Над ними расположены низкие слепые аркады, а еще выше – маленькие окна и глухой цилиндрический свод. Возможно, центральный неф предполагалось сделать зальным. Эта гипотеза подтверждается не только размерами окон, но и контрфорсами столбов на наружной стене центрального нефа, предполагающими деление внутреннего пространства на восемь травей. этот проект был оставлен на этапе возведения наружных стен. В итоге была построена церковь без боковых нефов с четыремя квадратными травеями, которые перекрыты куполами на парусах. Купола поддерживаются относительно низкими арками, вплотную примыкающими к наружным стенам нефа, высота которых ниже высшей точки глухого цилиндрического свода хора.
Собор Сен-Пьер в Ангулеме.
Неф собора в Ангулеме, строительство которого началось около 1120-1130 гг., напрямую заимствован у монастырской церкви в Фонтевроле, но в Сен Пьер нет деамбулатория и хор состоит из апсиды с тремя полукруглыми капеллами. Квадрат средокрестия перекрыт восьмигранным куполом на барабане. С обеих сторон от средокрестия находятся две узкие промежуточные травеи с апсидами на востоке – единственная черта, характерная для традиционного трансепта. За промежуточными травеями лежит еще одна квадратная, перекрытая небольшим куполом. Оба крыла трансепта должны были увенчиваться башнями, но была построена лишь северная: ее четыре яруса возвышаются даже над высоким куполом храма.
Собор в Ангулеме знаменит фасадом. он практически полностью покрыт декоративными элементами. Фасад состоит из трех ярусов разной высоты и разделяется на пять секций полуколоннами, соединенными полуциркульными арками, внутри которых расположены небольшие ниши с рельефами человеческих фигур.
Собор Сен Фрон в Перигё.
Венец. Влияние. Храм представляет собой просторное здание в форме греческого креста с 5 куполами. Он был построен на месте небольшой прямоугольной церкви 10-11 вв., которая частично сгорела во время пожара в 1120 г. и теперь служит преддверием главного храма. Подобно св. Марку в Венеции, купола собора лежат на парусах, крепящихся на коротких барабанах. Проходы между мощными столбами, стоящими по углам каждого квадрата, перекрыты либо крестовыми сводами, либо небольшими куполами в венецианском стиле. Наружные стены членятся вдоль слепыми орнаментальными элементами. Над ними расположена группа из трех окон. Каждый из 5 куполов имеет четыре окна. На крестообразном плане Сен Фрон видно, что на восточной стене северного и южного крыла расположены апсиды, а еще одна большая апсида заканчивает восточное крыло. За исключением слепых аркад, идущих вдоль внешних стен храма, собор в Перигё каким мы его можем видеть сегодня, практически не имеет декора. Нет ни полупилонов, ни изящных капителей, ни орнаментированных карнизов и колонок, украшающих травеи.