Церковь сант Аббондио в Комо (1063-1091 гг.).
Строительство пятинефной церкви с глубокой апсидой, перекрытой сводом на нервюрах раннего образца, началось еще в 1027 г. хотя их симметрия парных башен . Церковь Сант Аббондио – это самый значительный памятник романского зодчества в Комо. Она возведена в 1063-1091 гг. в большой мере в традициях раннеломбардской архитектуры. Это – пятинефное сооружение, обращенное, подобно старым базиликам, главным фасадом (с несохранившимся атрием) на запад. Перекрытия устроены по деревянным стропилам, и лишь капеллы с нишами, замыкающие боковые нефы, и сильно выступающий за линию восточного фасада хор перекрыты крестовыми сводами.
Серый каменный фасад расчленен ломатками и под свесом кровли завершен поясом нависающих арочек – типичный мотив, повторяющийся на других фасадах, на апсиде и кампанилах
Собор в Трире.
К нефу архиепископского собора в Трире (первая четверть 11 в.) при поздних Оттонах были добавлены два пролета и западный фасад, где по сторонам полукружия апсиды возникли массивные прямоугольные башни с примыкающими лестничными башенками. Все плоскости получили крупные членения ломбардским декором.
Церкви Райхенау.
Церковь св. Георга (“Оберцелл”) на о. Райхенау.
Это лишенная трансепта базилика восточного типа. (836 и 890 гг.)
Это тонкостенная трехнефная базилика на колоннах, капители которых приближаются к кубическим. Первоначально апсида, с небольшими апсидами (апсидиолами) по сторонам, примыкала непосредственно к нефу, но в конце 10 в. восточный конец здания был перестроен.
Церковь Сен Филибер в Турню.
Около 1000 г. Брюнон де Руси, епископ Лангра, завершил перестройку церкви в Шатильоне, возведенной, видимо, во времена Каролингов. До сих пор сохранились три нефа с 4 травеями, выступающий трансепт, перекрытый цилиндрическим сводом, и остатки венца из 5 капелл, также с оригинальными цилиндрическими сводами. Сейчас нефы имеют крестовые своды, причем своды центрального нефа датируются 17 в. Изначально перекрытиями служили цилиндрические своды, возможно, с небольшими отверстиями в пяте. В наружном убранстве храма, когда-то, должно быть, привлекавшем четкостью форм, доминировала башня над средокрестием, но до наших дней дошел лишь первый ярус со слепыми аркадами между плоскими лизенами.
Между 1020 и 1030 гг. монахи Сен Филибер в Турню возвели новые центральный и боковой нефы церкви.
Сен Бенин в Дижоне.
В 1001 г. Вильгельм из Вольпиано, аббат Сен Бенине в Дижоне, решил заменить большую базилику, построенную в 535 г. на могиле св. Бенина Дижонского (ум. ок. 274 г.), новым зданием. он остановился на конструкции без сводов. Итак, вместо старой церкви была возведена огромная пятинефная базилика с трансептом и хором, окруженным венцом из пяти радиальных капелл. Центральную апсиду заменили гигантским хором-ротондой, посвященным Богоматери. От всего комплекса сохранилась лишь эта ротонда, датируемая началом первого тысячелетия: в 1137 и 1271 гг. неф был разрушен и заменен новыми постройками.
Трехъярусная ротонда имеет 3 нефа – центральный и два боковых. Оба деамбулатория перекрыты цилиндрическими сводами. Цилиндрический и полукруглый в поперечном разрезе свод дальнего деамбулатория прерывается в каждой третьей травее крестовым сводом. На последнем ярусе находится один широкий деамбулаторий, увенчанный полуцилиндрическим сводом. С северной и южной стороны к наружным стенам ротонды примыкают полукруглые выступающие лестницы. Возможно, у нефа было три яруса: аркады на квадратных столбах, галереи, клиресторий и плоские перекрытия. Такой неф не имел аналогов. Клюни II продемонстрировала возможность освещения цилиндрических сводов даже крошечными окнами и при ограниченной ширине нефа. Неф Сен Бенина был построен за несколько веков до Клюни III, зодчие которой осмелились перекрыть огромный центральный и 4 боковых нефа цилиндрическими сводами, возвышающимися над клиресторием.
Собор в Шпайере.
Строительство этого монументального собора было начато в 1027-1030 гг. при императоре Конраде II и завершено при Генрихе IV. Самой древней частью храма (1027-1030) является восточная крипта, к которой были пристроены башни, фланкирующие и фундамент исходного трансепта. Около 1035 г., возможно, уже велись наземные работы – строительство алтарной части и трансепта. Между 1035 и 1040 гг. были возведены часто расположенные столбы нефа, которые по первоначальному замыслу были короткими, а также наружные стены боковых нефов и цилиндрический свод над алтарем. После смерти Конрада II, при императоре Генрихе III (после 1045-1047 гг.) центральный неф был увеличен до современной длины. Ко времени освящения собора в 1061 г. центральный неф, западный фасад и башни, скорее всего, были полностью закончены.
Поскольку возведение каменного свода потерпело неудачу, собор, по всей видимости, был перекрыт деревянным, так как лишь крестовый свод и облегчающие его конструкции соответствовали интерьеру и строению стен центрального нефа.
На втором этапе строительства были перестроены хор и трансепт, хотя их изначальные размеры были полностью сохранены. Главным достижением зодчих стало успешное перекрытие сводом главного нефа. Мощные лизены были присоединены к выступам стен на каждом втором столбе, чтобы нести цилиндрические арки сводов. На эти лизены были положены широкие полукруглые колонны с капителями коринфского ордера, от которых расходились поперечные арки, разделяющие отдельные сводчатые секции. Таким образом, неф был разделен на 6 пролетов, причем каждому из пролетов (травей) центрального нефа соответствовало 2 пролета боковых. Такое соотношение пролетов центрального и боковых нефов называется в Германии связанной системой. К восточному окончанию нефа примыкал трансепт, травея перед хором, фланкированная башенками с винтовыми лестницами, и полукруглая апсида, а к западному – западный блок, построенный в духе салической архитектурной концепции.
окна клирестория впервые выровнены точно в ряд. Даже окна боковых нефов расположены на одной оси. Расположение окон вдоль одной оси означало переход от горизонтального членения к вертикальному.
Слепые ниши подчеркивают высоту взмывающего вверх нефа.
Полупилоны поддерживают полуциркульные арки, над которыми находится карликовая галерея – сплошной ряд маленьких, лежащих на колоннах, аркад, который тянется перед проходом почти под самой кровлей. Карликовая галерея обычно проходит по верхнему поясу стен трансепта и нефа. Здесь, однако, она ритмически делится секциями стены, которые обозначают отдельные травеи. Цоколи, полупилоны, слепые арки и карликовые галереи служат для моделирования стен и отвлечения внимания от массивности верхних частей постройки. Прежде центральный портал открывался из нефа в западный блок. Он не был вырезан в стене, но располагался в нише, сужающейся к центру. Такой ступенчатый портал членил стену на несколько слоев и подчеркивал крепость кладки. Здесь мы видим первое использование в архитектуре ступенчатых порталов, которые впоследствии встречались практически во всех больших храмах.