Комментарии на Апокалипсис Беатуса (975 г., библиотека собора в Хероне, Каталония).
В середине 10 в. одним из главных центров изготовления рукописей комментариев Беатуса становится монастырь Сан Сальвадор де Тавара, где провел последние годы жизни мастер Магнус и работали его ученики. Среди ее иллюстраций особенно интересно изображение ада. В противоположность равновесию, симметрии и статике, царящим в изображении праведников, в композиции ада господствуют изогнутые кривые контуры и беспокойное движение. Как обычно, миниатюра разделена на 3 цветовых пояса, границы которых очерчены, однако, не прямыми горизонталями, а пересечениями округлых линий.
Фантастические образы в миниатюрах из рукописи собора Хероны передают атмосферу пророчеств Апокалипсиса. На фоне разноцветных полос мчатся четвероногие, облаченные в чешуйчатую броню звери с когтистыми лапами и длинными рогами, скорпионьи хвосты их впиваются в головы людей.
Искусство Англии.
Начавшиеся в 783 г. набеги викингов на Англию привели к упадку ее старых культурных центров. Монастыри Нортумбрии были разграблены и опустошены. Лишь в середине 9 в. начинается возвышение королевства Уэссекс в Юго-Западной Англии, которое становится очагом новой культуры при короле Альфреде Великом (871-899 гг.), покровительствовавшем книжному искусству и наукам. Главными памятниками искусства англосаксонского периода являются иллюстрированные рукописи, выполненные в скрипториях Винчестера, Кентербери и других религиозных центров Уэссекса. На формирование этой так называемой Англо-винчестерской школы оказало большое влияние искусство Каролингской империи. В результате новые приемы декорировки книги пришли на смену англо-ирландской орнаментике и гравюре. В рукописях получают распространение иллюстрации, человеческая фигура утрачивает орнаментальный характер.
Ньюминстерская хартия (Лондон, Британский музей).
Одним из самых ранних произведений нового стиля является миниатюра с изображением короля Эдгара, подносящего Христу хартию, дарованную королем Ньюминстерскому аббатству в Винчестере. В сопровождении патронов монастыря – Богоматери и апостола Петра, король Эдгар вручает экземпляр текста хартии восседающему в небесах Христу.
Здесь появляется типичная для винчестерской иллюстрации графическая манера, при которой контурный рисунок, выполненный пером, не исчезает под слоем краски.
Бенедикционал Этельвольда (973-980-е гг., Лондон, Британский музей).
Все миниатюры окружены бордюрами из акантовых листьев, обрамленными золотыми полосами. . Рисунок миниатюры полон динамики – все фигуры находятся в движении, складки одежд изгибаются, а края их заканчиваются беспокойными изломами. земля и небо покрыты спиралевидными разводами.
Миссал Роберта Жюмьежского.
Руке другого, неизвестного, миниатюриста принадлежит Миссал Роберта Жюмьежского. Миссал, предназначенный для службы, содержит только те части мессы, которые читает священник, и украшен 13 листовыми миниатюрами, иллюстрирующими основные праздники церковного года
Миниатюры рукописи выполнены в живой, экспрессивной манере; яркая цветовая гамма сочетается с золотом. Все миниатюры выполнены на своеобразном архитектурном фоне, обрамлены своеобразной аркой. Композиции многоуровневые. Например, на миниатюре “Благая весть пастухам” изображено одновременно и бегство в Египет.
Франция.
Сен-Северский Апокалипсис.
Очень интересны и некоторые провинциальные школы. Особенно это касается юга Франции и Испании, где возникла совершенно особенная традиция.
Одним из самых характерных памятников является Сен-Северский апокалипсис (середина XI в.). В нем можно увидеть, пожалуй, самых выразительных во всем европейском искусстве четырех всадников Апокалипсиса. Для этой школы характерны очень яркие, насыщенные краски, некоторая примитивность рисунка и при этом необычайная экспрессия.
Вокруг них изображены по 2 евангелиста слева и справа, каждый из них протягивает руку 4 животным, которые исполнены очей: лев, телец, с человеческим лицом и подобный орлу. Все имеют по 6 крыльев. Над евангелистами в медальонах символы евангелистов с евангелиями.
Билет 11.
Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950-1050 гг. Церковь Сант Аббондио в Комо, собор в Трире, церкви Райхенау, церковь Сен Филибер в Турню, Сен Бенин в Дижоне, собор в Шпайере, церковь Сан Пере де Рода в Испании, нартекс церкви Сен Бенуа сюр Луар.
К концу 11 в. Лангобардские конструктивные новшества и романский архитектурный стиль прочно укоренились во всей долине реки По (Италия) и одновременно начали распространяться на юг и на север, приспосабливаясь к местным традициям в Ломбардии, Эмилии-Романье и Венеции.