Базилика монастыря Сен-Рикье.

Аббатом монастыря и строителем церкви был Анжильбер, один из сподвижников Карла Великого, принадлежавший к его ближайшему окружению. По словам автора “Хроники”, церковь Сен-Рикье выделялась как своими размерами, так и богатством декорировки, для которой были использованы привезенные из Рима колонны, базы и другие мраморные фрагменты старинных зданий.

Насколько можно судить по дошедшим до нас изображениям, церковь эта имела много общего с базиликой Санкт-Галленского чертежа. План ее образует форму латинского креста, только в западной части, вместо выступа второй апсиды, к зданию пристроено двухэтажное помещение, получившее название “вестверк” – “западное строение”. Как и в вестверке Ахенского собора, нижняя его часть служит как бы преддверием храма, верхняя же, открывающаяся арками в интерьер здания, является небольшой капеллой с алтарем и ложей для императора и знатных посетителей.

Появление вестверка – одно из важных нововведений каролингской архитектуры. В здании церкви выделяется самостоятельное пространство для ее светских покровителей – императора или князей. Назначение вестверка находит отображение и в его внешнем облике. Это высокое сооружение, обычно увенчанное башнями, придает западному фасаду сходство с военной крепостью. Характерное для раннехристианских базилик преобладание горизонталей над вертикалями сменяется в каролингской архитектуре появлением мощных вертикалей на западном фасаде, на средокрестии, а иногда и в восточной части здания.

Судя по гравюре, вестверк Сен-Рикье представляет собой типичное сооружение подобного рода. Он фланкирован двумя башнями, третья помещена над центральным входом. Еще одна башня возвышается над перекрестьем нефа и трансепта, а две круглые башни фланкируют восточную апсиду.

Церковь монастыря в Корби.

(822-848 гг.) Ее вестверк, пристроенный около 855-873 гг. Над низким тяжелым основанием возвышается квадр. Крестовые своды лежат на столбах с псевдоантичными капителями, без поперечных арок или пролетов. Высокая открытая центральная область окружена деамбулаторием с 3 пролетами аркад с каждой стороны, над которыми расположена галерея. Полуциркульная арка в центре западной галереи позволяет увидеть императорский трон.

Вестверк олицетворял мощь государства и священную особу короля. Церковь с вестверком состоит из 2 частей: первая – основная действующая церковь с алтарем на востоке, церковь торжествующая, вторая – напоминающий крепость вестверк, символ церкви воинствующей, место государя-защитника церкви.

Монастырь в Лорше.

Это трехнефные ворота атриума, построенные около 800 г. по образцу триумфальной арки императора Константина в Риме. Классические пропорции арок и характер пилястр, наложенных на опорные столбы, говорят о влиянии античной традиции, однако ворота в лорше совершенно лишены рельефности и скульптурной декорировки, столь характерных для римских триумфальных арок. Над пролетами ворот помещен большой зал, так называемый солариум, какие иногда строились во дворцах или монастырях. Вся наружная поверхность стены верхнего этажа расчленена плоским узором, состоящим из 10 пилястр с опирающимися на них маленькими треугольными фронтонами, сама же стена украшена расположенными на светлом фоне шестигранниками из цветного камня. Подобный узор, составленный из квадратных цветных вставок, покрывает и стены над арками нижнего яруса ворот.

Билет 7.

Каролингская книжная миниатюра.

Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря,

Турские библии.

Век Каролингов был веком книги. Сам император покровительствовал распространению грамотности и риторики. В то время каждый большой монастырь имел свой скрипторий, где наряду со священными текстами переписывали и сочинения древних авторов. Многие рукописи были иллюстрированы. Каролингская живопись представляет собой новый этап в развитии европейского книжного искусства. Проявившееся в архитектуре и монументальной живописи стремление следовать образцам искусства Римской империи сказалось и на характере оформления книги. После нескольких столетий господства орнаментики изображение человеческой фигуры приобретает более органичные формы, наблюдаются также попытки передачи объема и пространства. Но при этом книга не утрачивает декоративного характера. В рукописях широко используются орнаменты и инициалы англо-ирландского типа, сочетающиеся с мотивами, заимствованными из меровингской декорировки. в частности смягчению динамики ирландских спиралей и плетений. Кроме того, в каролингской книге используются декоративные приемы, восходящие к раннехристианской и византийской традициям.

появляется потребность в создании особенно роскошных кодексов. В этих случаях применялась пурпурная окраска страниц, текст на которых писали золотом или серебром, что заставляет вспомнить некоторые раннехристианские рукописи, в частности “Венскую Книгу Бытия”. Возможно, некоторые из приезжих византийцев сами принимали участие в изготовлении книг для императорского двора.

Во времена Карла Великого центром изготовления иллюминованных рукописей был Ахен. Здесь возникла придворная мастерская, продукция которой отличается особенной роскошью оформления. Первым ее шедевром было так называемое Евангелие Годескалька.

Евангелие Годескалька (Париж, Национальная Библиотека).

Рукопись эта представляет собой книгу “евангельских чтений”, содержащую не полный текст Нового Завета, но лишь те его части, которые читались в течении года во время церковных богослужений. ознаменование крещения королевского сына Пипина в Риме Папой Адрианом. Евангелие Годескалька датируют 781-783 гг. Весь текст книги написан золотыми и серебряными буквами по пурпурному фону, а открывающий его огромный инициал по своей форме и орнаментике восходит не к меровингской, а к англо-ирландской традиции. Книга украшена 6 миниатюрами в размер страницы – изображениями 4 евангелистов, Христа и композицией “Источник жизни”. пропорции, строение тела говорят о влиянии раннехристианских образцов.

За “портретами” представленных в сильном движении евангелистов, в экстазе склонившихся над своим текстом, следует неподвижный, величественно восседающий на троне Христос. Правая рука его поднята в благословляющем жесте, в левой находится открытый кодекс. Поза Христа фронтальна, пропорции тела близки к классическим, очертания фигуры обладают гибкостью. Его округлое безбородое лицо напоминает образы катакомб и ранних христианских рельефов.

Об особом значении, которое придавалось в то время золоту, говорит сам Годескальк в посвятительном письме, адресованном королю. По его словам, золото отражает сияние вечной жизни. На обороте листа с благословляющим Христом помещена последняя из 6 миниатюр – “Источник жизни”. Расположенная на развороте перед началом текста, она является как бы наглядным обобщением смысла книги: Евангелие – источник вечной жизни. В искусстве западноевропейского Средневековья это новый иконографический мотив. Он восходит к истолкованию отцами Церкви тех мест из Ветхого Завета и Апокалипсиса, где упоминается об устремляющихся к источнику зверях или птицах. в каролингском искусстве источник этот приобрел форму увенчанного крестом колодца под балдахином. “Жаждущие истины” олень, пеликан, павлины, голуби – существа, связанные с древней христианской символикой .

Евангелие св. Медарда в Суассоне (начало IX в., Париж, Национальная библиотека).

Позднее, в 827 г., Людовик Благочестивый подарил ее суассонскому монастырю. Весь текст Евангелия написан инициалами. В начале кодекса помещена величественная композиция “Поклонение агнцу”, далее следуют “Источник жизни”, 12 таблиц канонов и открывающие каждый евангельский текст “портреты” евангелистов. Кроме того, в некоторые миниатюры и инициалы включены бегло набросанные по сторонам аркад или в утолщениях букв маленькие сценки на сюжеты Евангелия или фигурки отдельных персонажей. Скромный размер этих изображений и отведенное им второстепенное место говорят о не преодоленном еще предубеждении против изображения евангельских сцен. И все же эти картинки знаменуют рождение повествовательной иллюстрации.

Миниатюрист, украшавший это Евангелие, постоянно вводит в композицию архитектурные обрамления и фоны. Сцена “Поклонение агнцу” увеличивает величественный четырехколонный портик, занимающий около двух третей высоты композиции. Сквозь его проемы открывается вид на двор, замкнутый фасадом здания, который прорезан двумя углублениями. Архитектурными выступами и углублениями декорирован и высокий архитрав, на котором помещены медальоны с 4 символами евангелистов.

Миниатюра “Евангелист Иоанн”.

Наряду с так называемой Придворной школой в Ахене во времена Карла Великого существовал еще один скрипторий, также обслуживавший императора. Миниатюры рукописей этой мастерской очень отличаются от продукции Придворной школы живописной манерой исполнения и подлинной близостью к традициям античной живописи. Именно эта группа памятников наиболее оправдывает определение искусства империи франков XI в. как “Каролингского Ренессанса”.

Коронационное Евангелие Карла Великого (конец VIII в., Вена, Городская сокровищница).

Согласно преданию, оно было найдено императором Оттоном III в гробнице Карла в Ахенской капелле, когда он приказал вскрыть саркофаг в 1000 г. С тех пор рукопись почиталась как святыня и на ней приносили присягу при коронации германские императоры.

Текст Евангелия Карла Великого написан золотом по пурпурному фону. Однако этим приемом декорировки, восходящим к раннехристианской и византийской книге, ограничивается сходство с оформлением рукописей Придворной школы. Здесь нет ни нагромождений архитектуры, ни орнаментальных плетений, ни занимающих целые страницы орнаментированных инициалов. Евангелисты в этом кодексе изображены на фоне пейзажа под открытым небом. Головы их окружены нимбом, но символы тетраморфа отсутствуют. Фигуры представлены в свободных, естественных позах. Широкая светотеневая лепка фигур, преобладание пятна над контуром воскрешают манеру античной живописи. Пейзаж с полосой неба над линией горизонта создает впечатление пространственной глубины.

В отличие от свободной пространственной трактовки фигур Матфея или Марка, в манере изображения. Иоанна чувствуется другая рука. Об этом говорит и большее значение контуров и линий складок одежды, и необычная пышность трона, почти целиком заслоняющего пейзаж, и, наконец, нарушение рамки миниатюры выступающим за ее пределы подножием трона. иллюстрации Венского Коронационного Евангелия восходят к эллинистической живописной традиции, составляя контраст ппрадной репрезентативности рукописей Придворной школы.

Во времена Людовика Благочестивого Ахен перестал быть центром книжного искусства. Это роль перешла к Реймсу, когда архиепископом его стал Эбо (816-845 гг.), друг юности императора, человек, обладавший большим влиянием. Однако даже повторяя иконографию этих миниатюр, реймсские мастера лишают классические образцы их величавого спокойствия, внося в них ту напряженную экспрессию, которая станет существеннейшей чертой средневекового искусства Европы.

Наши рекомендации