Церковь Козьмы и Домиана в Риме (526-530 гг.).

логическим и композиционным центром “Вознесения” является расположенная на центральной оси апсиды фигура Христа. значение ее подчеркивается еще и размером, превышающим размеры фигур всех остальных действующих лиц. разномасштабность фигур, - иерархическая лестница. композиция лишается глубины. В ней имеется только 2 плана– узкая полоса земли, на которой выстроились в ряд апостолы Петр и Павел, Козьма и Дамиан и по краям св. Теодор и основатель церкви Папа Феликс IV с моделью базилики в руках; второй – темно-синее небо с фигурой возносящегося Христа. Мало внимания уделено и месту действия. Персонажи “Вознесения Христа” в церкви Козьмы и Домиана не объединены развитием действия. они указывают на Христа. мастера мозаики Косма е Дамиано сохраняют присущую классике объемность форм.

Церковь Св. Агнессы (625-638 гг.)

Преодоление классического наследия еще заметнее сказалось в мозаике апсиды церкви Сант Аньезе фуори ле мура в Риме – небольшой базилике с двухъярусными боковыми нефами, посвященной мученице Агнессе. На золотом фоне, от которого отделена внизу лишь узкая полоска земли, стоят три фронтальные фигуры – святая Агнесса, Папа Гонорий с моделью храма и Папа Симмах с книгой в руках. Фигуры плоски и бестелесны, линия и контур определяют их формы. небо, изображено в виде трех равномерно усеянных звездами полос синего, голубого и белого цвета. Центр белого поля занимает десница Божья.

Церковь Санта Мария Антиква в Риме.

По сути дела, это комплекс вотивных изображений, не связанных между собой. Фрески распадаются на 3 группы: самая ранняя – рубежа 6 и 7 вв., 705 г. и более поздняя – конца 8 в. Византийским мастерам принадлежат две первые группы, именно здесь – греческие надписи, восточная иконография и стиль. К самым древним фрагментам относятся образы св. Анны и Варвары, св. Дмитрия и группы мучеников с характерной надписью: “имена из знает Бог” (по общему мнению это братья Маккавеи и их мать Самона). виртуозный монументализм, связанный со спонтанной, экспрессивной работой кистью. Перед нами – артистичные “скицци”, наброски Раскованная, естественная постановка фигур, незатрудненная пространственность, отсутствие какой бы то ни было застылости в ритмике, в позах, во взаимном соотнесении персонажей обнаруживают свойства словно внезапно возрожденной помпеянской живописи. для характеристики этого искусства - понятие “вечный эллинизм”.

Напоминает и некоторые фрески катакомб образы, исполненные экстатичности и духовного азарта.

Это искусство, абсолютно чуждое Риму 6-8 вв., явно принесено сюда греческими художниками, возможно, благодаря западным заказчикам византийских икон.

Вторая группа фресок Санта Мария Антиква (“Богоматерь с младенцем”, “Даниил во рву львином”, “Апостол Андрей”, “Прекрасный” ангел” и “Благовещение”) характеризуется не менее высоким уровнем исполнения, но строй ее образов иной. эту живопись отличают длинные круглящиеся линии, широкая и мощная интерпретация форм, более нежный и холодный колорит. Эффект эскизности, легкой стремительности здесь гораздо меньше, отсутствует впечатление необыкновенной внутренней энергии и духовного экстаза. Формы - более массивными и крупными, пластически обозначенными. - влияние на греческую систему римского имперского начала.

Крипта собора святого Петра.

Над алтарем подземной церкви изображена мученическая смерть Апостолов Петра и Павла - первый был распят, а второй обезглавлен (римский гражданин, коим был
Апостол Павел, не мог быть распят); на самом алтаре стоит их древняя икона в
серебряном окладе. Опрокинутый крест и меч знаменуют их страдания.

Капелла Сан-Дзено церкви Санта-Прасседе.

В мозаиках церкви Санта-Прасседе уходящие в глубь фигуры наводят художника на мысль перспективно построить небосвод с облаками. В куполе свода капеллы Сан-Дзено той же церкви изображение Христа, возносимого ангелами к славе, напоминает древнеримские триумфальные композиции «Изображение на щите», но, что самое главное, это изображение умело вписано в архитектурную форму и зрительно воспри­нимается в качестве ее несущей структуры.

Санта Мария ин Домника.

Базилика возведена около 820 года при папе Пасхалии I на фундаменте прежних построек. Со времен этого времени в апсиде сохранилась мозаика с Мадонной с Младенцем (держит в руке платок), , ангелами, которые стоят с двух сторон от нее, от ангелов задних рядов видны только нимбы, и папой Пасхалием I (с квадратным нимбом), преклоняющим колено перед Богородицей. Композиция изображена в символическом природном окружении – нижняя часть – зеленый цвет (как бы трава) и некое подобие цветов, сверху – синее небо.

Билет 4.

Книжная миниатюра раннего средневековья: типология, стилистика, особенности национальных школ.

Пентатевх Ашбернхема, Кодекс Эгино, Геласьенский Сакраментарий (Ватикан), Геллонский сакраментарий (Париж), Кодекс Ауреус из Кентербери, Евангелие Дарроу, Келлская книга, Эхтернахское Евангелие.

Со временем зарождения и признания христианства совпал один из великих переломов в истории книги – возникновение формы кодекса, пришедшего на смену древнему папирусному свитку.

К концу 4 в. кодекс вытеснил свиток, встречающийся позднее лишь в виде исключения.

Раннехристианская книга известна по немногим фрагментам и по копиям более позднего времени. Установлено, что с самого начала христиане отдавали предпочтение форме кодекса. С развитием изобразительного христианского искусства появляются иллюстрации в рукописях Священного Писания. Несомненно, на их оформлении сказалось влияние позднеантичных иллюстрированных рукописей эпических поэм и литературных произведений древних авторов – Гомера, Еврипида, Вергилия, а также книг, изготовлявшихся для императорского двора: христианские рукописи, быть может, переписывались и украшались в тех же мастерских. Источником иконографии миниатюр христианских кодексов - иллюстрированные рукописи греческого перевода Ветхого Завета (Септуагинты) и книги Иосифа Флавия “Иудейские древности”, получившие распространение в 3-4 вв. в Александрии и других эллинистических центрах еврейской диаспоры.

Стиль позднеантичной миниатюры сложился под влиянием фрески, от которой она унаследовала пространственность, светотень, свободный живописный мазок. Примером могут служить иллюстрации рукописей Вергилия (конец 4 – начало 5 в., Ватикан, Библиотека) и “Илиады” Гомера (конец 5 – начало 6 в., Милан, Амброзианская библиотека). Близки к ним по характеру исполнения миниатюры так называемой Кведлинбургской Италы, рукописи латинского перевода Ветхого Завета, датируемой концом 4 или началом 5 в. (Берлин, Государственная библиотека).

Как и в большинстве иллюстрированных кодексов того времени, миниатюры располагаются не в тексте, но сконцентрированы на отдельных страницах, специально оставленных переписчиком для иллюминатора.

Испания.

“Пятикнижие (Пентатевх) Ашбернхема” (Париж, Национальная библиотека).

Относительно живописи вестготской Испании нет достоверных данных. Не установлена и локализация книжной миниатюры 7 – начала 8 в. – так называемого “Пятикнижия Ашбернхема”. По мнению Курта Вейцмана, эта латинская рукопись происходит из района Средиземноморья, Северная Африка или Испания. Не раз отмечалось, что иллюстрации книги нашли отзвук в миниатюрах более поздних испанских Библий и Апокалипсисов. Если это действительно Испания, то “Пятикнижие Ашбернхема” – ее единственная дошедшая до нас иллюстрированная рукопись 7-8 вв.

Вероятно, рукопись восходит к более древнему образцу, может быть, к оригиналу 6 в., ибо в ней ощутимы традиции раннехристианского искусства с его тягой к повествовательности. В соответствии со старыми приемами, многие сюжеты объединены на картинках, занимающих по целой странице. Всего в книге 19 таких страниц, посвященных истории от сотворения мира и до исхода евреев из Египта. Эпизоды повествования не отделены друг от друга и распределены на листе в нескольких ярусах нерегулярной высоты и с различной окраской фона. Изображения плоскостны, предметы лишены объема, перспектива совершенно отсутствует, однако фигуры даны в живых позах, а действие отличается удивительной выразительностью. Как и враннехристианских книгах, отдельные фигуры и сцены сопровождаются пояснительными надписями, органично включенными в структуру иллюстрации. На фоне европейского книжного искусства 7-8 вв. миниатюры “Пятикнижия Ашбернхема” - редкой для этого времени верностью повествовательной изобразительной традиции.

Меровингская Франция.

Разумеется, книжная миниатюра сохранилась лишь фрагментарно, но все же деятельность монастырских скрипториев была интенсивна.

Если в Италии и Испании в 6-7 вв. еще не были забыты приемы иллюстрирования рукописей, унаследованные от раннехристианской книги, то меровингская рукопись знаменует новый этап книжного искусства. Графическая декорировка книги служит теперь не пояснением текста, не его иллюстрацией. Прежде всего она должна превратить кодекс в священный предмет, элемент культа. В меровингской книге отсутствуют иллюстрации в собственном смысле слова и очень редко встречается изображение человеческой фигуры. Зато большое внимание уделяется красоте шрифта. Богатое декоративное оформление получают заглавные буквы глав и разделов – так называемые инициалы, - украшаются и слова текста, в особенности начальные строчки разделов, появляются специальные значки лигатур и аббревиатур. Элементы украшения меровингских рукописей составляют изображения птиц, рыб, разного рода растительные мотивы, пальметки, розетки. Все это раскрашено яркими, радостными цветами – красным, зеленым, желтым.

Центрами изготовления иллюминованных - монастыри, многие из которых были основаны ирландцами. В некоторых меровингских рукописях можно заметить элементы, заимствованные из англо-ирландской миниатюры, - мотив плетений или окруженные точечками раскрашенные буквы. Однако в целом орнаментика франкских рукописей решительно отличается от англо-ирландской и северогерманской. Медальоны с включенными в них фигурками зверей или птиц, зооморфические инициалы, обилие растительных мотивов - о родстве с восточной традицией, в частности, с искусством коптов и отчасти искусством лангобардской Италии.

Если занимавшиеся широкой миссионерской деятельностью ирландцы переписывали чаще всего текст Евангелия, то во Франции гораздо больше внимания уделяют богослужебной литературе и сочинениям теологов, например св. Августина или св. Георгия, которые давали меньше возможностей для иллюстрирования в собственном смысле слова. Кроме того, на характере меровингской миниатюры, быть может, сказалось проникшее в то время в Европу влияние идей восточного иконоборчества.

Гелазианский (Геласьенский) сакраментарий (сер. 8 в., Ватикан, Апостолическая библиотека).

Характернейшим образцом меровингской книжной декорировки является украшение разворота в начале одного из разделов Гелазианского Сакраментария (середина 8 в., Ватикан, Апостолическая библиотека). Левую страницу разворота занимает большая арка, под которой помещен крест со свешивающимися с его поперечной перекладины буквами альфа и омега – первой и последней буквами греческого алфавита. Обрамленная красными линиями дуга арки заполнена круглыми медальонами с разноцветными розетками, место капителей и баз опорных колонок украшено изображениями зверей и птиц. Перед началом текста на следующей странице помещен еще один крест, в центре котрого изображен в медальоне священный агнец с нимбом и крестом – символ Христа. Рыбы и птицы – излюбленные символические и декоративные мотивы меровингских рукописей.

Геллонского Сакраментария(конец 8 в., Париж, Национальная библиотека)

Фигурками птиц и рыб усеяны и поля страниц Геллонского Сакраментария, где текст все время прорезан красными строчками. в начале абзацев помещены медальоны с геометрическим или растительным узором, а подле них на полях появляется то птица, то рыба, которую пронизывает гарпуном высунувшаяся из медальона рука. Геллонский Сакраментарий сохранил немногие примеры изображений человеческой фигуры в меровингской книге. Большой инициал его первой страницы оформлен как стилизованное изображение священника в узорчатом облачении с крестом и кадилом в руках. Между строк помещены две хризмы – монограммы Христа, а также сирена с закрученным рыбьим хвостом, в буквах рассеяны маленькие листочки. Декорировка этой страницы отражает и некоторое влияние англо-ирландской орнаментики – ряд букв окружен цветными точечками, а нижняя часть инициала заполнена узлами ленточного плетения.

В рукописи из Геллонского монастыря имеется еще одно изображение человеческой фигуры- Это фигура распятого Христа, помещенная на заглавной букве “Т”, которая открывает важнейший канон Сакраментария, посвященный таинству евхаристии. Именно символическое истолкование буквенного знака обусловило появление в начале канона фигуры распятого Христа. С этого момента “Распятие” будет всегда повторяться в сакраментариях и миссалах в начале евхаристического канона, только впоследствии оно обособится от буквы и превратится в самостоятельную композицию.

Англо-ирландское искусство.

С появлением монастырей в Ирландии, а затем и в Британии начинается переписка текстов Священного Писания, литургических книг и теологических трактатов. чаще всего переписывали тексты Нового Завета.

Рукописи англо-ирландских Евангелий открываются страницами богато украшенных таблиц канонов. Кроме того, располагались так называемые ковровые страницы, сплошь покрытые сложнейшими плетениями, восходящими к кельтской орнаментальной традиции. Древняя символика дополняется и христианской – в плетениях ковровых страниц прослеживаются контуры декоративно оформленных крестов.Основной особенностью кельтской орнаментики является ее динамичность. но внимательный анализ распознает в основе плетений четкую геометрическую схему. Сложнейшая древняя орнаментика использовалась не только в ковровых страницах, но и в декорировке всего текста. Именно в украшении текста, а не в его иллюстрировании видели свою цель ирландские мастера книжного дела. Восприятие буквы как магического знака чувствуется и в характере декорировки строчек текста, где буквы часто окружались точечками, сопровождались орнаментальными деталями, раскрашивались в разные цвета. Но прежде всего оно проявляется в создании огромных инициалов или монограмм, оплетенных сложнейшим узором, Единственными фигуративными изображениями в ранних англо-ирландских кодексах были символы евангелистов.

Евангелие Дурроу (Дублин, Библиотека Тринити-колледжа).

около 680 г. Это самое ранней ирландское Евангелие, содержащее таблицу канонов, ковровые страницы и изображения символов евангелистов на отдельных листах. Есть в рукописи также и лист с изображением всех 4 символов евангелистов, расположенных между рукавами креста. В отличие от средиземноморской иконографии, лев не имеет ни нимба, ни крыльев.

Не менее условно изображена и единственная человеческая фигура – символ св. Матфея. Тело его очерчено прямыми линиями, слегка сближающимися наверху и заканчивающимися закругленным завершением наподобие каменной стрелы. Огромная голова расположена в фас, руки не обозначены, ступни повернуты вправо. Вся поверхность фигуры покрыта расцвеченным шахматным узором и обведена желтым контуром. она окружена бордюром из сплетающихся, перетекающих друг в друга спиралей, .Как и лев, символ евангелиста Матфея не имеет ни нимба, ни крыльев.

Евангелие из Эхтернаха (Париж, Национальная библиотека).

Вероятно, около 690 г. было выполнено Евангелие из Эхтернаха. Евангелие из Эхтернаха оформлено более скромно, чем книга из Дурроу. В нем нет ковровых страниц, декорировка же ограничена 4 страничными изображениями символов евангелистов, богато орнаментированными инициалами и украшением текста. Мастеру Евангелия из Эхтернаха присущи экспрессия, чувство единства их с поверхностью листа. Первая иллюстрация с изображением символа евангелиста Матфея скомпонована по принципу ковровой страницы. Миниатюра обрамлена бордюром из плетений. Человек представлен без нимба и крыльев .Фигура стилизована, элементы ее превращены в симметричные геометрические формы. Листы с символами трех других евангелистов не имеют плетеных бордюров и обрамлены лишь узкими красными линиями.

Расцвет англо-ирландской миниатюры приходится на VIII столетие. Оформление рукописей этого времени характеризуется слиянием элементов кельтской и англосаксонской орнаментики, усложнением рисунка и высочайшей виртуозностью каллиграфии. Вместе с тем в Британии в это время распространяются и контакты со средиземноморской культурой. Главным очагом воздействия итальянского искусства становится Кентерберийское аббатство, куда Августин, а затем и Теодор из Тарса привозят иллюстрированные рукописи из Италии и Византии.

Золотой кодекс (кодекс ауреус) из Кентербери (после 750 г., Стокгольм, Королевская библиотека).

Часть страниц книги окрашена в пурпурный цвет, буквы на них написаны золотом, серебром или белой краской. Подобная техника является исключением для англо-ирландской книжной графики. Евангелия – все они сидят на тронах под опирающимися на колонны арками, в тимпанах которых помещены их символы. Фон состоит из 3 полос – зеленоватого внизу и светло- и темно-синего над нею. Вместе с тем в миниатюрах использована и орнаментика , хотя декорировка эта гораздо скромнее, чем в рукописях Нортумбрии. Рукописи кентерберийской школы отражают наиболее последовательную попытку сочетания элементов континентальной и англо-ирландской традиции.

Келлская книга (Дублин, Библиотека Тринити-коллежа).

Полагают, что она была исполнена на острове Иона в начале IX в., а затем увезена в Келлский монастырь в Ирландию монахами. Повторяя традиционный тип колонного портика, таблицы Келлской книги .Тимпаны над колоннами заполнены стилизованными символами евангелистов. Иногда там помещены все 4 образа тетраморфа , иногда же – лишь 2. Изобилием и виртуозностью декорировки поражает и весь текст Келлской книги, усеянный ярко расцвеченными фигурками людей, зверей, птиц. Они акцентируют начала фраз, заполняют пустоты в строчках, вклиниваются между ними, а иногда и в середину текста. Символом Рождества служат ангелы, явившиеся в момент рождения Христа и сопутствовавшие ему на протяжении всего его земного пути, символом Воскресения – бабочки, слетевшие к готовой раскрыться куколке. Враги Христа олицетворены хватающей рыбу выдрой, а также мышами, посягнувшими на один из священных даров – гостию, символизирующую тело Христово. Но мышей стерегут кошки, дважды появляется среди плетений человеческий лик, напоминающий о присутствии Христа.

Келлская книга имеет несколько больших сюжетных иллюстраций, что является новшеством в англо-ирландской миниатюре. Таковы “Мария с младенцем в окружении 4 ангелов”, “Искушение Христа”, “Взятие под стражу”. Все они очень декоративны, обрамлены орнаментальными бордюрами и представляют скорее символические образы, чем изображение развивающегося действия.

Набеги норманнов и колонизация ими части территории островов положили конец золотому веку искусства Британии и Ирландии. искусство это утрачивает былую творческую энергию и ограничивается повторением сложившихся мотивов. выразительность и экспрессия сменяются в них игрой декоративных форм.

Билет 5.

Каролингское возрождение: общая характеристика. Монументальная живопись: мозаики оратория Жерменьи-де-Пре, фрески церкви св. Иоанна в Мюстере, фрески дворца в Ингельхайме.

Почти полное отсутствие дошедших до нас зданий каролингской архитектуры не дает возможности судить о характере монументальной живописи. О том, что она была широко распространена, говорят упоминания в исторических хрониках, поэмах, письмах. Рукописи существовали как в храмах, так и во дворцах. О дворцовых фресках мы знаем лишь из старинных рукописей.

Наши рекомендации