Сан Сальвадор в Вал-де-Диос (ок. 893 г.).
Подковообразные арки небольшой трехнефной базилики Сан Сальвадор в Вал-де-Диос покоятся не на колоннах, а на опорах прямоугольного сечения. Как обычно в церквах Астурии, апсида завершена снаружи плоской стеной.
Искусство Франции.
Насколько мы можем теперь заключить, монастырские постройки Меровингов были скромны по своим архитектурным формам и нередко возводились не из отесанных квадров, а из грубого камня на цементе. При этом они обильно декорировались полихромными вставками на фасадах, сочетанием камня и кирпича, а внутри украшались росписями, мозаиками полов, а иногда и цветными стеклами в окнах.
Баптистерий св. Иоанна в Пуатье.
Некоторое представление о декорировке фасадов дает баптистерий Сен-Жан в Пуатье. Это одно из древнейших христианских зданий Франции. Построенный в 4 в., то есть еще в языческой Галлии, он имел облик античного сооружения, прямоугольного в плане и увенчанного классической формы карнизами, над которыми возвышаются треугольные фронтоны. Первоначально здание состояло из двух сообщавшихся камер. Первая из них служила, вероятно, помещением для готовившихся к обряду неофитов, другая же, с восьмигранной купелью в центре, представляла собой крещальню.
Известно, что баптистерий несколько раз обновлялся. В 7 в. к трем сторонам основного квадрата здания было пристроено по апсиде, стены же его получили декоративное оформление. Стремясь смягчить монотонность монолитной поверхности, строители украсили фасад слепыми арками, а также опирающимися на пилястры наподобие фронтонов слегка выступающими из стен треугольниками. Заимствованные из античного зодчества элементы превратились здесь в чисто декоративные формы, оживляющие поверхность стен легкой игрой светотени.
Церковь Темпьетто Санта Мария ин Валле в Чивидале.
Это лангобардская школа, или школа лангобардов – германского племени, родина которого лежала к северо-востоку от Альп. Благодаря завоеваниям лангобардского короля Альбонио в 568-572 гг. племя основало центры на севере от Венецианского залива в Чивидале (во Фриуле) и Аквилее и окружило Равеннский экзархат собственными владениями, лежащими вдоль большой части нижнего течения По и простирающимися от Кома на севере до самой “подошвы” Италии на юге. Знаменитая Лангобардская часовня Санта Мария ин Валле в Чивидале, датируемая приблизительно 762-776 гг., дает наглядное представление о богатстве лангобардской декоративной работы, сочетающей в себе византийские и даже сарацинские влияния, которые могли проникнуть через южные владения лангобардов в Италии.
Более типичной является архитектура, возникшая возле Милана и Павии около 800 г., которую называют “первой европейской романикой”. Ее лучшим образом служит миланская базилика Сан Винченцо в Прато, которая была построена около 814-833 гг. И перестроена в 11 в., что, однако, не слишком изменило первоначальный вариант. В бализике упрощены архитектурные формы, пришедшие из Византии, причем не только из церковных построек, но и из светского Дворца экзарха, построенного правителями византийской Равенны после 712 г. У дворца, к примеру, заимствован свод с аркатурным пояском из слепых аркад в верхнем ярусе, колонны которого либо переходят в укрепленные пилястры, либо остаются в виде целых колонн в открытых проемах стен. В главной апсиде церкви Сан Виченцо в Прато аркады превращены в окна, образующие сводчатую галерею, которая вместе со сводом с пояском из слепых аркад становится характерной чертой романской апсиды от Южной Италии до Ломбардии и по ту сторону Альп – в Северной Испании, долине Рейна, Восточной Франции, Нормандии и даже в Венгрии и Далмации.
Баптистерий во Фрежюсе.
Дошедшие до нас памятники Галлии 5-6 вв. – это в основном баптистерии и крипты. Три провансальских баптистерия – в Эксе, Фрежюсе и Риэ – мало чем отличаются от ранних крещален Италии. Здесь также использованы античные колонны. Старейший из них – в Эксе (5 в.). Относящийся к 6-7 вв., хотя и несколько перестроенный баптистерий в Венаске представляет собой, однако, уже любопытное отклонение от общепринятого типа. Возможно, это прямоугольное в плане сооружение, в интерьере снабженное апсидой с каждой стороны, было, по восточной традиции, изначально перекрыто сводом, хотя самое выполнение конструкций и декора (рисунок капителей) свидетельствует о прогрессирующем упадке строительного искусства.
Билет 3.
Монументальная живопись Рима 6-9 вв. Мозаики ц. Козьмы и Домиана, Сан Лоренцо за стенами, Св. Агнессы, оратория св. Венанция при Латеранской базилике, мозаика Христа из крипты собора Св. Петра; фрески ц. Санта Мария Антиква; мозаики капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе; ц. Санта Мария ин Домника.
Фрагментарность дошедших до нас памятников раннехристианской монументальной живописи не позволяет составить полного представления о ее эволюции в 5-6 вв. И все же, сравнивая мозаики ранних и поздних храмов, можно сказать, что в 6 в. наблюдается стремление преодолеть некоторые традиции античной классики.