Сан Лоренцо фуори ле мура в Риме.
Это сложное и нетипичное сооружение, возникшее в результате пристройки между 1216 и 1227 гг. существующего нефа к архаичной западной апсиде раннего мартирия. Мартирий был воздвигнут в виде двухъярусного балдахина над могилой св. Лаврентия папой Пелагием II (около 580 г.). Таким образом, древняя часть служит хором новой церкви. Возникновение галерей над боковыми нефами нынешнего хора могло быть следствием византийских влияний, усилившихся в Риме в 6-8 вв.
Базилика, построенная во времена Константина на месте могилы священнослужителя Лоренцо, неоднократно расширялась (в 1210 году и между 1848-1864 годами). В настоящее время главный фасад предваряет портик, опирающийся на шесть античных колонн, которые поддерживают простой антаблемент с мозаичным фризом.
Три входа ведут в интерьер базилики, состоящий из двух неоднородных частей. В первом здании - типичная трехнефная базилика, заканчивающаяся триумфальной аркой. Это здание связано с более низким строением, имеющим совершенно иную архитектурную структуру: с колоннами по трем сторонам и галереей, предназначавшейся для женщин.
Санта Прасседе в Риме.
Это важная церковь, построенная в Риме в первой четверти 9 в. Она свидетельствует о прямом отходе от восточного типа базилик и о возвоате к раннехристианской архитектурной традиции Рима. Подобно большим ранним базиликам, и это сравнительно крупное трехнефное сооружение получило трансепт и только одну полукруглую апсиду, под которой находится крипта. Трансепт открывается в боковые нефы арками, но колонны среднего нефа, как и в базилике св. Петра, несут горизонтальный архитрав. Сохранились следы атрия, который, согласно римской традиции, предшествовал входу. Даже в кладке, где кирпич не перемежался обломками камня, заметно подражание старой технике.
Мозаики восточного конца, включая триумфальную арку и апсиду, сохранились первоначальные. Они все еще по духу – византийские. Отход от восточной традиции не отразился на изобразительных искусствах. В это время даже усилились византийские влияния на иконопись и технику мозаик, фресок и миниатюр. Этому способствовала массовая иммиграция греческих мастеров, лишившихся в связи с иконоборчеством заказов на родине.
В общем архитектурном облике церкви Санта Прасседе как бы воплотилось стремление укрепившегося папства предать забвению унизительную пятивековую зависимость от Византии и возродить идею триумфа христианского Рима, как функции союза империи и церкви. Символом этого союза представлялась базилика св. Петра.
В этой связи появился подозрительный документ, согласно которому Константин, перенеся свою столицу на Восток, якобы поручал римскому епископу всю совокупность духовной и светской власти над Западом.
Опираясь на этот мифический “дар Константина”, папы и стали претендовать на право “коронации”, т. е. передачи своего права на светскую власть тем, кто ею фактически владел. Карл энергично поддерживал церковь, усматривая в ней выгодную для себя идеологическую и социально-политическую силу. Именно поэтому, возрождая понятие Римской империи, Карл имел в виду не государство первых цезарей, а христианский Рим Константина, продолжателем “миссии” которого он себя считал.
Помимо материальной поддержки церкви земельными дарениями, Карл и его преемники издали целый ряд законодательных актов, способствовавших унификации обряда и централизации церковной иерархии под главенством Рима, чем в значительной мере было положено начало средневековому католицизму. Для истории архитектуры наибольшее значение имели запрет галликанства с его восточной обрядностью (ок. 760 г.) и введение единообразного, западного (бенедиктинского) устава для всех монастырей империи, что ликвидировало влияние ирландских монастырей, восточные корни которых несомненны (798 и 817 гг.).
Искусство Испании.
Число сохранившихся в Испании зданий вестготского периода невелико, но они свидетельствуют о высоком уровне строительной техники. Все они сложены из прекрасно отесаных квадров камня и местами украшены декоративной резьбой.
Построенная королем Рецезвинтом и освященная в 661 г. церковь Сан Хуан де Баньос (провинция Паленсия) представляет собой 3-нефную базилику с 3 прямоугольными выступами апсид. Нефы разделены колоннами, несущими подковообразные арки, капители колонн украшены стилизованными растительными мотивами.