Новое царство (16-11 вв.до н.э.)
Архитектура Нового царства представлена храмами, а не гробницами. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (женщины-фараона) 16 в.до н.э., посвященный богине Хатор, в Дейр Эль-Бахри находится у подножия скал и состоит из 3-х террас с колоннами. Перед храмом аллея сфинксов, которая тянется от берега Нила. Хатшепсут была властолюбивой и энергичной женщиной, захватившей власть у своего пасынка. Сохранялись ее изображения изящной и миловидной женщины с узким лицом и большими глазами с регалиями фараона и даже накладной бородкой. После ее смерти, статуи Хатшепсут уничтожались(часто можно встретить статуи фараонов со сбитыми лицами, например, в Абу-Симбеле).
Впоследствии храмы возводятся на равнине у берега Нила, они украшаются колоннами, обелисками и колоссальными скульптурами. Самыми выдающимися архитектурными сооружениями Нового царства стали городские храмы, посвященные богам. Храмы состояли из 4-х основных частей: аллеи сфинксов, священного двора, колонного(гипостильного) зала и святилища. Монументальные ворота храма назывались пилонами. Онибылив виде двух усеченных пирамид. На стенах пилонов высекались надписи, изображения богов и фараонов. Перед пилонами высились обелиски и громадные скульптуры. В святилище никому входить не дозволялось, за исключением жрецов и фараонов. Святилище представляло собой самую маленькую и темную часть храма, где хранились статуя бога и священная ладья. В дни праздников статую выносили на улицу, чтобы показать народу.
Самые прославленные храмы Нового царства Карнакский и Луксорский (15-13 вв. до н.э.). Они строились в течение столетий, имели большую горизонтальную протяженность и отличались подчеркнуто монументальным обликом. Колонны Луксора и Карнака уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, как бы воспроизводя фантастический каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой.
Выдающимся памятником архитектуры 13 в. до н.э. является высеченный в скалах храм в Абу-Симбеле, посвященный богу Амону-Ра, вход в который украшают четыре 20-метровые статуи фараона Рамсеса 11, сидящего на троне в застывшей позе с лежащими на коленях руками. У ног каждой статуи совсем небольшие фигуры его супруги царицы Нефертари (в человеческий рост). Все исполнено величавого спокойствия, подчинено идее власти и силы.
Скульптура Нового царства служила украшением храмов. Статуи наделялись лицами конкретных фараонов, но при этом его образ сознательно возвеличивали (в отличие от реалистичных портретов фараонов Среднего царства). Фараоны облекаются в роскошные одежды, богаче становятся украшения, внушительнее – символы власти – жезл и плеть, полосатый платок с концами. Появляются даже необычные статуи с головой фараона, стоящей на кубе.
Настенные рельефы и росписи использовались в общегородских и погребальных храмах, гробницах. Изображались военные подвиги фараона, сцены пира или охоты с его участием. На пирах гостей развлекают музыканты и женщины-танцовщицы с румянцем на щеках, в прозрачных одеждах. Рельефы и росписи храма царицы Хатшепсут рассказывают о путешествиях в заморские страны, иноземных послах, о ладьях, пускающихся в плавание.
Амарнский период искусства Египта относится ко времени правления фараона Аменхотепа 1У (Х1У в.до н.э.), который провел религиозную реформу, направленную на ограничение власти жречества: был отменен культ всех прежних богов, закрыты все храмы и установлен культ единого бога Атона, который изображался в виде солнечного диска с лучами, которые заканчиваются знаком жизни (крестом с петлей в верхней части). Фараон принял новое имя – Эхнатон (угодный Атону), покинул прежнюю столицу –Фивы и построил новую столицу- Ахетатон (горизонт Атона) в местности, ныне называемой Амарна. После смерти Эхнатона, все опять вернулись к почитанию прежних богов, а имя царя-реформатора было предано проклятию как еретика. Попытка введения монотеизма в Египте провалилась, а Египет превратился в теократическое государство, в котором власть принадлежала жрецам. Верховный жрец Херихор стал фараоном. Это имело пагубные последствия для некогда могучей державы. Недолгий период правления Эхнатона ( 17 лет) называют «амарнским».
Ахетатон, открытый археологами в Х1Х в., строился из непрочного сырцового кирпича в короткие сроки.В центре города находился дворец фараона и храм Атона. Дворец украшали статуи Эхнатона и чудесные росписи, изображающие окружающий человека природный мир (заросли растений с птицами и бабочками, подводный мир с плавающими рыбами и раковинами) и сцены придворного быта.
После смерти Эхнатона Ахетатон был разрушен, но под обломками его зданий были найдены замечательные образцы амарнского искусства. Главным требованием стало создание правдивых, наиболее близких к натуре образов. Фараон требовал точной передачи индивидуальных черт без прикрас. Эти новые, неканонические особенности отличают скульптурные изображения Эхнатона и его супруги Нефертити. Широко известен бюст Нефертити, сделанный из раскрашенного известняка, который дает представление о совершенной красоте царицы с высоким головным убором синего цвета. Портрет Нефертити стал символическим изображением Египта. Эхнатон не придерживался вековых норм дворцового этикета, он вел открытую жизнь и часто показывался народу с женой и дочерьми. Его публичность нашла отражение в амарнском искусстве. Рельефы гробниц знати изображают фараона и его семью, поклоняющимися Атону, направляющихся на колеснице в храм, награждающих придворных дарами. При Эхнатоне впервые в египетском искусстве появляются сцены домашней жизни фараона в кругу семьи. Амарнское искусство наполнилось дыханием земной, а не загробной жизни. По амарнским изображениям можно судить о том, как выглядели сады, дворцы, храмы Египта, какая была мода у египтян, как они проводили время.
Преемник Эхнатона, муж его дочери Тутанхамон (14 в.до н.э.), вернулся к прежним культам и каноничным изображениям. Его имя стало известно благодаря сенсационному открытию его гробницы в т.н. Долине царей Говардом Картером в 1922г. Это единственная гробница, которую почти не тронули грабители. По ней можно судить о том, какими роскошными были захоронения египетских фараонов. Почти все помещение погребальной камеры занимал обитый золотом ящик, в котором лежали несколько саркофагов. В последнем золотом саркофаге (вес – 110 кг) находилась мумия фараона со знаменитой золотой погребальной маской, передающей черты лица рано умершего Тутанхамона.
Во времена Нового царства фараонов стали хоронить в подземных, тщательно укрытых гробницах в Долине царей в начале горного ущелья, недалеко от Дейр эль-Бахри, где безжизненная, опаленная солнцем, местность. Это происходило из-за стремления предохранить гробницыот разграбления, но это мало помогало: мумии фараонов даже стали прятать в горных тайниках, где они лежали штабелями друг на друге.
Древний Египет оказал влияние на развитие культуры всего Древнего мира, в т.ч. на становление греческой и римской цивилизаций.