Просянский сад и его ландшафтно-архитектурные особенности.
Он был устроен на поляне в глубине лесного массива, в 3 километрах к югу от Государева двора. Представлял собой систему 6 концентрических квадратов и имел трехчастную структуру. В нем выделялись большая центральная площадка и внешний пояс из полевых культур (лен, просо, рожь, овес, горох, конопля, гречиха, пшеница, ячмень). Как явствует из чертежа XVII в., в саду находились раскрашенный терем или беседка с арками, а по углам — фигурные фонтаны, представляющие сказочных зверей. Центральная площадка была оконтурена поясом из 12 цветников. Каждый цветник имел особый рисунок и напоминал орнаменты русских изразцов. Четверо ворот, ведущих в сад, были крыты высокими шатрами.
По мнению С. Н. Палентреер, Просянский сад с внешней стороны окружили изгородью из высоких кустов смородины (а также барбариса, крыжовника, малины), что практически исключало возможность его сквозного просмотра. Сад имел четкую и замкнутую композицию. Несмотря на наличие четырех осей симметрии, в нем не выделили каких-либо сквозных проходов, а лишь наметили концентрические аллеи. Отсутствие явных входов и выходов придавало ему характер орнаментального сада-лабиринта.
13.Государев сад и его характерные черты,. Государев двор расположился на берегу реки Серебрянки, на острове, образовавшемся после строительства в 1667 году обводного канала и нескольких запруд.
На одном из самых ранних изображений Измайловской усадьбы представлен овальной формы остров. В его восточной части — две плотины с мостами и аркой, отмечающей въезд, небольшое поселение, церковь, а также сад-огород на террасах, спускающихся к воде. Государева двора еще пет. Но уже есть Виноградный сад за прудом севернее острова, роща на его южном берегу, часть примыкающего с юга лесного массива. Менее определенно намечены насаждения на месте, вскоре ставшем «внутренним» (т. е. расположенным на острове) зверинцем.
Постепенно на месте ветхих строений появляется живописная группа бревенчатых хором-теремов с высокими кровлями, украшенными декоративными вышками. Дворец окружили сады, галереи-гульбища, хозяйственные постройки. Строения обнесли деревянными стенами с воротными башнями. В последующие два десятилетия дворец и службы многократно перестраиваются.
Композицию этого комплекса можно оценивать только в контексте эволюции русской усадьбы Измайлово, это во многих отношениях явилось переходным звеном от Средневековья к новому времени: при общем традиционном еще решении наметились и свойства, которые позже проявят себя в Головинском саду, Люберцах, Тайнинском и других ансамблях. Как и в других загородных усадьбах, все еще преобладают утилитарные функции. Пространственная организация Государева двора замкнута и обращена от внешнего окружения. Деревянный дворец представляет собою сложный конгломерат хором, крытых переходов, высоких крыш, крылец на колонках, шпилей и т. п. Уступая по размерам Большому дворцу в Коломенском, он, будучи деревянным, раскрашивается под каменный. Появляются признаки перемен: строение поставлено на вершине берегового склона, с верхнего этажа открываются виды на реку. Уже одно это являлось шагом вперед — ранее в загородных хозяйственных усадьбах эстетической стороне внимания не уделялось.
Усадьба начинает выполнять и функции загородной парадной резиденции, поэтому отдельные архитектурные ее элементы обретают черты представительности, значительности. Трехарочные передние ворота подчеркивают торжественность подъезда ко дворцу. Они симметричны и усиливают главную композиционную ось ансамбля; она начинается у монументального пятиглавого собора, проходит через Государев двор и заканчивается на западной оконечности острова у широкого Виноградного пруда. Арочный каменный мост. Мостовая башня, другие постройки обильно декорированы.
Панорама острова нарядна и жизнерадостна. Это как бы сказочный городок в серебристой оправе прудов. Над низкими служебными корпусами и огородами возносятся высокие, пестро раскрашенные крыши дворца, шатры башен, главки церквей, а вокруг — зеленые луга, рощи, арки мостов, веер дорог, связывающих владение Алексея Михайловича со смежными усадьбами: Перово, Кусково, Головинским дворцом.
В комплекс садов Измайлово входили Виноградный, Просянский, Круглый, сад у Потешных палат и др.
12. Водные сады в Измайлове и их особенности
15.Аптекарский сад и его планировочно-композиционные черты. Аптекарский огород(травник) – огороженный сад для выращивания лекарственных растений (душистых трав и цветов, овощей, кустарников). Обычно располагался в укрытых от северных ветров местах: у стен монастыря, на южных склонах речного берега.
Традиция создания на приусадебном участке аптекарского огорода, в котором выращиваются лекарственные, пряные и душистые травы — очень древняя, и восходит к средневековым монастырским садам. В прежние времена представления о красоте и пользе были неразделимы, поэтому в старинном саду вы смогли бы увидеть рядом цветы, плодово-ягодные культуры, лекарственные растения, душистые и пряные травы.
Для более эстетичного восприятия экспозиций лекарственных растений можно высаживать и декоративные красивоцветущие многолетние растения: травянистые пионы, бородатые ирисы, красодневы, хосты или функии и т.д. Они могут быть размещены монокультурой линейно, или в виде миксбордеров, удачно оттеняя грядочное выращивание лекарственных и ароматических растений.
Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части. В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан или небольшой водоём. Фруктовые сады, аптекарские огороды и кухонные садики, как правило, устраивались за пределами монастырских стен, обычно с южной их стороны. Рядом с монастырской больницей или богадельней располагался аптекарский огород, в котором кроме лекарственных, выращивались и те растения, которые могли служить красителями для росписи инициалов и миниатюр рукописей.
Традиция устройства аптекарских садов довольно быстро распространилась и на Руси. Первые упоминания о монастырских садах появляются уже в XI-ХIII веках. В 1706 год). Высочайшим указом императора Петра I в Москве был заложен первый в России «Аптекарский огород». Его использовали как учебно-вспомогательное учреждение для медицинской школы, а из выращиваемых в нём растений изготавливали лекарства для государственных аптек. Можно сказать, что именно с того времени стали активно развиваться аптекарские сады России, послужившие развитию аптекарского дела. Через 8 лет Пётр I принял решение об учреждении ещё одного аптекарского огорода, уже в Санкт-Петербурге — на набережной реки Карповки, ныне это Ботанический сад Академии наук.
15.Сады Коломенского и их характеристики. Возникшая в XVI веке во времена царствования царя Ивана Грозного загородная подмосковная усадьба Коломенское также представляет собой пример слияния художественного и утилитарного начал. Усадьба построена в красивейшем месте на высоком берегу Москвы-реки. С трех сторон к центральной группе сооружений примыкали плодовые сады, оставляя берег реки открытым. Посадки имели регулярный характер, это в основном яблони, вишни, сливы, кусты шиповника, малины, крыжовника, смородины. Помимо плодовых деревьев, по краям сада на более крутых участка и на некоторых прямых аллеях росли кедры, дубы и другие деревья. Некоторые из них сохранились до наших дней, достигнув 600-летнего возраста. Главным источником, на котором основаны практически все сведения о Коломенских садах является «Перепись дворцовых садов 1701 года», в которой, как пишет А.Э.Регель, «до подробностей обозначены все части и весь штат огромного царского садового хозяйства.» Утилитарный характер царских садов сказывался и в удобной, геометрически правильной планировке, и в ассортименте растений: яблони, груши, сливы, вишни, кусты шиповника, малины, крыжовника и смородины.
Шестью садами, обозначенными на сохранившихся старинных планах были:
- Новый сад, «против государева двора». Он был самым большим и имел 300 саженей в длину;
- Сад «Красный» на государевом дворе по соседству с Новым, был небольшим и отличался разнообразием посадок;
- Старый большой сад, в котором росли не только плодовые деревья, но и дубы, вязы, кедры. В переписи значилась и одна пихта.
- Дьяковский сад, у села Дьякова, крестьяне этого села выращивали «слетье» (плоды) на продажу;
- Казанский сад, за Казанской церковью, помимо преобладавших во всех садах яблонь, имел груши и даже два дерева грецкого ореха. Плоды этого сада полностью шли к царскому столу.
- Вознесенский сад, начинающийся от церкви Вознесения, включал в себя небольшой аптекарский огород.
Одновременно с хозяйственной функцией, сады играли немалую эстетическую роль. Аллеи плодовых садов располагались на холме, хорошо просматривались и использовались для прогулок. На пересечениях аллей имелись декоративные островки, на видных местах ставились беседки. Интересно, что почву под деревьями засеивали злаками. Причем порой русские мастера-садовники составляли живой ковер из оттенков овса, пшеницы, ячменя и проса.
Позже, когда столица переместилась в Петербург, слава Коломенских садов была так велика, что императрице Елизавете доставляли ко двору выращенные здесь белые, черные и красные вишни, яблоки, груши и сливы.
Из шести садов до наших дней сохранились три сада: Казанский, Дьяковский и Вознесенский, и поныне располагающиеся на своих исторических местах.
В процессе реставрационных работ в 1997 - 1999 годах была восстановлена планировка Казанского сада по чертежам 1767 года. Сад этот разбит на квадраты гравийными дорожками, в пересечениях которых устроены цветочные клумбы. Весна радует посетителей цветением луковичных, в июне здесь буйствуют пионы различных сортов, розы, бегонии. А осень тоже дарит свои яркие краски.
В Вознесенском саду радует глаз изумрудный ковер старинного яблоневого сада и многоцветье восстановленного аптекарского огорода.
Просторные поляны вдоль аллей, ведущих вниз к реке, украшены островками декоративных кустарников в спокойных тонах.
Множество цветников украшают территорию, отданную под развлечения для народа. Тут такое разнообразие, словно несколько садовников соревновались в своем искусстве. И можно присмотреть для себя неожиданно интересное сочетание.
16.Потешные палаты в Измайлове и их планировочные особенности.
Наиболее сложной композицией отличался сад при Потешных палатах, выполненный на итальянский манер. В плане он представлял собой прямоугольник «с регулярно высаженными плодовыми деревьями. Четырех- и двухэтажные палаты располагались по углам, в центре находился квадратный лабиринт — Вавилон. Потешный сад, в отличие от Виноградного и Просянского, имел уже четко выраженные продольную и поперечные оси, совпадающие с положением аллеи. Продольная ось соединяла въездные арки и проходила мимо симметрично расположенных квадратных куртин, отличавшихся особой узорчатостью рисунка и засаженных плодовыми кустарниками, душистыми травами, цветами (тюльпаны, белые и золотые нарциссы, пионы и некоторые другие). Всего в саду было 16 таких куртин. Причем ни одна из них не повторяла рисунок другой. В целом эту композицию выделяют большая упорядоченность и тщательность прорисовки деталей. Перед Потешными палатами и у входов имелись открытые, свободные от растительности площадки — дворы. Весь сад ограничивался неким защитным поясом деревьев и, возможно, нешироким каналом. Следует отметить, что водные устройства включались в композицию сада довольно активно. В самом центре Вавилона, на скрещении аллей, находился фонтан («ключ, из чего вода бежит»). Основную, продольную аллею украсили двумя декоративными бассейнами, фигурными мостиками через обводной канал. Но даже и в этих условиях композиция все же имеет вполне обособленный, замкнутый вид, характерный для своего времени.
17. Устройство Верховых садов. Своеобразным явлением в развитии садового искусства были так называемые «верховые» увеселительные сады, создаваемые при княжеских (царских) хоромах на специальных каменных сводах. В XVII веке в Кремле существовало несколько малых «висячих» садов, расположенных на крышах и террасах дворца. Известно, что почти каждая группа жилых покоев царского дворца имела собственный садик, располагавшийся на крышах хозяйственных помещений. В качестве изоляционного материала использовались свинцовые плиты или просмоленная береста. На него был насыпан слой удобренной земли толщиной около метра. Сад украшал расписной терем-беседка, затейливые резные ограды, небольшие водоемы, цветники в ящиках, где произрастали махровые пионы, тюльпаны, лилии, мальвы, гвоздики, фиалки и т. д. В шелковых клетках для птиц содержались перепелки, соловьи, канарейки, «заморские» попугаи. Интересно, что и здесь высаживались яблони, груши и ягодные кустарники, скорее всего потому, что именно плодовые деревья являлись главным признаком сада и без них сад не мыслился вообще.
18.Крутицкое подворье и его особенности. Крутицкое подворье — исторический памятник, основанный в XIII веке как резиденция епископов Сарских и Подонских; филиал Государственного исторического музея. Памятник архитектуры XVII века. Расположен в Таганском районе Москвы на пересечении Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка. Название подворья происходит от слова «Крутицы», обозначавшего в древности возвышенности на левом берегу реки Москвы ниже устья Яузы. В 1664 г. главой епархии стал митрополит Павел II – покровитель науки и художественных ремесел. Он заложил основы сегодняшнего архитектурного облика Крутицкого подворья. При митрополите Павле II на Крутицком подворье был посажен “Крутицкий вертоград” – один из первых регулярных садов в Москве (сейчас делаются попытки его восстановить).Вертоград (устар.) – древнерусское название сада – прообраза райского Эдема, огражденного от всего греховного. Более узкое значение термина – монастырский сад с плодовыми растениями.
19 - «Хамовенный двор» и его планировочные особенности.
20Общие характерные черты и особенности садов ХУ1-ХУ11 вв. это были почти исключительно плодовые «огороды», даже в придворцовых садах и загородных царских и боярских усадьбах преследовались в основном утилитарные цели. Декоративные цветники появляются позже, уже к исходу XVII века. Усадьба располагалась на возвышенном месте, ее окружал частокол – «тын». Сам «огород» был засажен деревьями, плодовыми деревьями и кустарниками, между которыми на грядках росли овощи. Иногда здесь же на открытой площадке устраивались крытые слюдой парники, в которых выращивали дыни и другие теплолюбивые культуры. Встречались в огородах и растения, всегда любимые в народе: сирень, калина, боярышник, шиповник. Рядом с липами ставили на лужайке пчелиные ульи. Ниже, на берегу реки, ручья, озера или копаного пруда, строилась баня. В богатых усадьбах обычно имелось несколько прудов разного назначения – рыбные, для птицы, купальные, для стирки.
Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки-сиделки и столы, но все это было лишь дополнением к хозяйству, утилитарная функция усадьбы была тогда основной. Красивое видели в предметах простого повседневного быта, «красоту» не отделяли от «пользы» (достаточно вспомнить с какой кропотливостью и любовью украшались прялки, веретена, коромысла, наличники на окнах, коньки крыш, упряжь лошадей; с какой любовью и выдумкой вышивались узоры на праздничных рубашках и платьях, плелись подзоры и занавески).
Таким образом, в русском народном садоводстве вплоть до середины XVII века еще нет признаков деления усадьбы на хозяйственную и «парадную» части, нет каких-либо специальных декоративных устройств, лишенных утилитарного назначения, наблюдается лишь стремление украсить жилище и все, что его окружает.
21Термины и понятия: зверинец, «сиделка», «чердак», гульбище, «райский сад», огород, обманки, вертоград.
Зверинец - – территория, специально отводимая для охоты в парках XVIII века.
Сиделка (устар.) – садовое кресло для уединенного наблюдения природы в русских садах XVII в. Железные кованные кресла – «диваны», «троны» сохранялись в обиходе парков и в XVIII-XIX вв. Полуденная сиделка – скамья, кресло, защищенное листвой от полуденного солнца.
Чердак – в русских садах XVII в. открытая садовая беседка на высоких столбах.
Гульбище – открытая, примыкающая к зданию или окружающая его с нескольких сторон площадка, часто на опорах. Утраивалась у церковных, монастырских и дворцовых стен.
Райский сад– наименование небольшого сада внутри стен монастыря, который в древности имел символическое значение и был засажен «райскими» растениями – яблонями, виноградом, душистыми цветами и травами.
Огород – одно из названий сада в русской усадьбе XV-XVII вв., где размещались в основном плодовые деревья и кустарники, а также овощи и цветы.
Обманки – «обманные виды». Живописные изображения пейзажей, помещаемые в торце прогулочных аллей, создающие иллюзию далекой перспективы, фасада пышного архитектурного здания и т.п. Прием использовался в XVII-XVIII вв.
Вертоград (устар.) – древнерусское название сада – прообраза райского Эдема, огражденного от всего греховного. Более узкое значение термина – монастырский сад с плодовыми растениями.