Тема 3. Русская культура второй трети XIII–XV вв.
Общая характеристика развития отечественной культуры. Упадок в период монгольского нашествия и в первые десятилетия после установления ордынской зависимости. Процесс постепенного восстановления с конца XIII в. Общий подъем культуры, в связи с успехами политической централизации и укреплением экономики. Эпоха Предвозрождения: хронологические рамки, предпосылки и черты. Ситуация духовного одиночества, в которой оказались русские земли после падения Византии в 1453 г., ее последствия.
Литература второй трети XIII – первой половины XIV в.: замедление темпов развития, обращение к наследию домонгольского времени. Популярность трагической тематики. Упадок летописания. Воинская повесть как ведущий жанр литературы. «Слово о погибели Русской земли». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Агиография: «Житие Александра Невского», его особенности.
Литература второй половины XIV–XV вв.: общий подъем. Роль внутри- и внешнеполитических факторов. Феномен «второго южнославянского влияния». Возрождение летописания. Развитие основных литературных жанров (воинская повесть, жития, хождения). Идея национальной независимости и возвышения Москвы в памятниках Куликовского цикла: «Задонщина». Утверждение риторико-панегирического (эмоционально-экспрессивного) стиля в литературе. Творчество Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Постепенное изменение жанровых канонов русской литературной системы в середине – второй половине XV в.: «Сказание о путешествии Иоанна Новгородского в Иерусалим», «Повесть о Дракуле».
Публицистика второй половины XV в., причины ее возникновения. Иосифляне и нестяжатели: различия в понимании христианского идеала.
Русское религиозное вольнодумство XIV–XV вв. Стригольники и жидовствующие.
Значительное усиление национальных особенностей и ослабление византийского влияния в русском искусстве в первые десятилетия ордынского ига. Возрождение каменного строительства с 80-х гг. XIII в. Новгородская архитектура конца XIII–XV вв.: домонгольское наследие и новые черты. Церковь Св. Николы на Липне. Первая половина – середина XIV в. как время разнообразия и экспериментов в новгородском храмовом зодчестве: церкви Св. Николы Белого, Успения Богоматери на Волотовом поле. Основные памятники Новгорода второй половины XIV в. – высшая точка эволюции новгородского зодчества. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, особенности ее фасадного декора и интерьера. Упрощение новгородской архитектуры в XV в. Распространение миниатюрных храмов с восьмискатным покрытием: церковь Симеона Богоприимца в Зверине монастыре.
Московская архитектура XIV–XV вв. Первые каменные постройки, ориентация на домонгольские (владимиро-суздальские) образцы. Белокаменные стены Московского кремля. Церковь Рождества Богородицы в Московском кремле. Ее конструктивное и плановое решение, определенный разрыв с домонгольской традицией. Строительство Юрия Звенигородско-Галицкого: Успенский собор на Городке в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Конструктивные новшества, динамичный характер архитектурного образа, вертикализм пропорций, особенности декора. Собор Спаса Нерукотворного Андроникова монастыря в Москве. Строительство Московского кремля при Иване III и в первые годы правления Василия III как отражение изменяющихся внешне- и внутриполитических условий. Деятельность итальянских мастеров. Кремлевские Успенский и Архангельский соборы. Определенный разрыв с крестово-купольной типологией, внесение в отечественную архитектуру классических (античных) традиций и духа рационализма. Грановитая палата. Колокольня Ивана Великого как один из первых образчиков башнеобразных (столпообразных) колоколен в русских землях. Постройки отечественных мастеров в Московском кремле: Благовещенский собор. Его дворцовый характер.
Резкое усиление национальных черт в русской живописи XIII в., формирование героического, монументального образа. Преобладание иконописи и книжной миниатюры в изобразительном искусстве первых послемонгольских десятилетий: иконы «Богоматерь Печерская», «Святитель Николай», «Богоматерь Толгская Первая», миниатюры «Симоновского Евангелия».
Русская живопись первой половины XIV в. Восстановление связей с Византией. Интерпретация палеологовского искусства и роль местных традиций. Развитие региональных художественных школ. Ростовская школа живописи: икона «Спас Нерукотворный» из Введенской церкви Ростова, миниатюры «Федоровского Евангелия». Новгородская школа живописи: икона «Чудо Георгия о змие», миниатюры «Хлудовского Евангелия». Московская школа живописи как ведущая в рамках всех северо-восточных русских земель. Ее черты и особенности. Икона «Троица Ветхозаветная», миниатюры «Сийского Евангелия».
Живопись второй половины XIV в. Идеи исихазма, их глубокое восприятие в русских землях. Новгородская станковая и монументальная живопись: преобладание экспрессивного стиля. Волотовские фрески. Творчество Феофана Грека. Росписи церкви Спаса на Ковалеве как образец поэтического стиля на новгородской почве. Икона «Борис и Глеб». Московская школа живописи: господство поэтического стиля и классических форм. Деисусный чин Благовещенского собора. Вопрос о его авторстве и происхождении. Двусторонняя икона «Богоматерь Донская».
Московское изобразительное искусство первой половины XV в. как интерпретация византийской художественной культуры позднепалеологовского времени. Тематика нравственного совершенствования и райского блаженства, внутренние умиротворенность и гармония. Творчество Андрея Рублева и его круга. Книжная миниатюра: «Евангелие Хитрово».
Московская школа живописи середины – второй половины XV в. Преемственность художественной эволюции и новые качества в условиях падения Византии. Дионисий и его сыновья.
Местные школы живописи XV в. Постепенная утрата региональных черт и общая тенденция подчинения московской линии. Живопись Новгорода: преобладание экспрессивного стиля, тема духовного подвига, триумфа святых мучеников. Своеобразие иконографических решений и изводов. Иконы «Илья Пророк», «Осада Новгорода суздальцами». Ростовская школа живописи: икона «Богоматерь Игоревская с избранными святыми».
Декоративно-прикладное искусство второй половины XIII–XV вв.: утонченность форм, усложнение символической интерпретации, повышенная эмоциональность. Ковчег-мощевик Дионисия Суздальского, его историческое и художественное значение. Храмовые врата. Использование техники золотой наводки. Искусство церковного шитья. Пластика и резьба.
Система образования и воспитание в XIV–XV вв. Падение общего уровня грамотности по сравнению с домонгольским временем. Распространение естественно-научных знаний.
Быт и нравы.