Вилла Фарнезе или замок Капрарола
Местонахождение: Италия, Капрарола, в Лацио, в 50км к северо-западу от Рима.
Период создания: 1559 – 1573 гг.
Архитекторы: Джакомо да Виньола, пятиугольное основание заложил в 1520-ые годы младший Сангалло.
1 - дворец Фарнезе; 2 - малый дворец с садом (Вилла Капраролла).
Сады Боболи
Местонахождение: Флоренция (Италия)
Архитекторы:Боччини, Амманати, Триболо и др.
Период создания: XV-XVI вв.
Изысканная архитектура крупных форм - дворцов, а также малых архитектурных форм – скамьи, беседки, вазы формирует богатый архитектурой ландшафт, а в сочетании с разнообразным ассортиментом растительности мы получаем неповторимые роскошные ансамбли эпохи Возрождения. Огромную роль в парках играет вода. Она искрится, плещется, сверкает в фонтанах, каскадах, водотоках, часто служит основной темой и композиционной осью (виллы Ланте и Капрарола). Иногда композиция развивается не по одной оси, а в двух направлениях (сады виллы Боболи, сады Ватикана).
В итальянских виллах появляются необычные водные устройства – это великолепные архитектурные и инженерные сооружения – водяной орган, аллея 100 фонтанов. Итальянские парки этого периода отличает продуманность и целостность композиции.
Ватикан.
Местонахождение: Италия.
Период создания: XVI в.
Архитекторы: Рафаэль, Д. Браманте, П. Лигорио, Бернини, Д.Фонтана.
1 - Собор Св.Петра; 2 - площадь собора Св.Петра; 3 - Апостольский дворец с двором св.Домасо; 4 - Сикстинская капелла; 5-7 - Бельведерский дворец с дворами Бельведерским(5), Библиотечным (6) и Садом шишки Пинии (7); 8 - Апостольский сад и современные здания музеев; 9 - вилла Пиа с садом.
Вилла д’ Эсте
Местонахождение: г. Тиволи, Италия.
Период создания: 1550г.
Архитекторы: П. Лигорио.
1 - здание виллы; 2 - аллея Ста фонтанов; 3 - фонтан Овато (овальный фонтан); 4 - композиция "Торжествующий Рим"; 5 - фонтан Драконов; 6 - фонтан "Водяной орган" и бассейны водного партера, ведущие к нему; 7 - кольцо старых кипарисов.
Во-ле-Виконт
Местонахождение: г. Мелён, в 55 км к юго-востоку от Парижа, Франция.
Период создания: 1656-1661 гг.
Архитекторы: А. Ленотр и Л. Лево, художник Ш. Лебрен.
План: 1- вход; 2 - дворец; 3 - партеры; 4 - канал
Версаль.
Местонахождение: Франция.
Период создания:1660-1700 гг.
Архитекторы: А. Ленотр, Л. Лево, Ш. Лебрен, А. Мансар.
План центральной части ансамбля Версаль:
1 - почетные дворы; 2 - водные зеркала; 3 - северный партер; 4 - южный партер; 5 - оранжерейный партер; 6 - лестницы "со ступеней"; 7 - озеро Швейцарцев; 8 - аллея Детей и бассейн Нептуна; 9- фонтан Латоны; 10 - Зеленый ковер; 11 - бассейн Аполлона; 12 - начало Большого канала; 13 - Королевский пруд.
Территория Версаля огромна (Маленький парк -1738 га, Большой – 6600 га).
1 - дворец; 2 - площадь Армии и Почетные дворы; 3 - центральные партеры и боскеты; 4 -фонтан Латоны; 5 - Зеленый ковер; 6 - Колесница Аполлона; 7 - Большой канал; 8 - Звезда короля; 9 - Северный партер; 10 - Аллея детей; 11 - бассейн Нептуна; 12 - Южный партер; 13 - оранжерейный сад; 14 - озеро Швейцарцев; 15 - Большой Трианон; 16 - менажерия.
Шантийи
Местонахождение: Франция, 40 км от Парижа.
Период создания: замок-XVI, сады - конец XVII вв.
Архитектор: А. Ленотр
Французские парки – это регулярные парки, достигшие наивысшего совершенства и расцвета в ХVII в. Их отличают большие размеры, крупномасштабность, развитие композиции по главной продольной оси с раскрытием далёкой перспективы. В регулярных французских парках впервые стали применять «мёртвый материал» при создании кружевных партеров – бродери. Обязательным элементом этих парков являются каналы. Это не только декоративные водные элементы, они выполняют мелиорирующую роль на выровненных и пониженных элементах рельефа.
В планировке парков А. Ленотр активно использует диагональные дороги, трёхлучье дорог. Этот опыт в дальнейшем применялся не только в паркостроении, но и в градостроительной практике других европейских государств.
Вслед за Италией и Францией регулярные парки появляются и в других европейских странах. Яркий пример этому немецкий парк Херренхаузен. Здесь наблюдается строгая регулярность, симметричная композиция, наличие ярких партеров, зелёного театра и лабиринта в придворцовой части и многоцентровая композиция в боскетной части с образованием круглых площадок. По периметру парка, с трёх сторон расположен водный канал.
Херренхаузен.
Местонахождение: близ Ганновера, Германия.
Период создания:конецXVII- начало XVIII вв.
Начало строительства сада - 1666 год.
Архитектор: М.Шарбонье.
Парк Сансуси.
Местонахождение: г. Потсдам, Германия.
Период создания:XVIII-XIX вв.
Архитекторы: Г.Кнобельсфорд, П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, И.Бюринг.
Схема генерального плана 1745-1864 гг.
1 - замок Сан-Суси с террасным садом, архитектор Г.Кнобельсфорд, 1745-1747 гг.; 2 - картинная галерея, архитектор И.Бюринг, 1755 г.; 3 - новая камера, архитектор Г.Кнобельсфорд, 1747 г.; 4 - Сицилийске сады, архитектор П.Леннэ, 1857 г.; 5 - оранжерея; 6 - Новый дворец 1763-1769 гг., архитекторы И.Бюринг и др.; 7 - Шарлоттенхоф, архитекторы П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, 1826-1829 гг.; 8 - римские термы, архитекторы П.Леннэ, К.Шинкель, Л.Персиус, 1829-1835 гг.; 9 - Китайский чайный дом, архитектор И.Бюринг, 1757 г.
Однако другой немецкий парк Сансуси не имеет такой жёсткой регулярной композиции. Она прослеживается только в старой части парка с возвышенными террасами, на которых высажены виноградники, как символ беззаботности и веселья. Сан-суси в переводе с французского означает «без забот». Главная композиционная ось проходит через весь парк и соединяет район старого дворца с новым дворцом. Планировка большей части парка пейзажная с извилистыми дорожками, системой полян и рощ и включением других дворцов и отдельных элементов регулярной стилистики.