Стела - каменный столб или плита с высеченными на ней текстами или изображениями. Стелы устанавливаются в честь важных событий: победы, в память о больших постройках и др.
Стиль садово-паркового искусства - преобладающая в тот или иной исторический период устойчивая совокупность композиционно-планировочных, строительно-агротехнических принципов и приемов. Различают два основных стиля: регулярный и пейзажный.
Стилевое направление - совокупность типичных для определенного периода художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием стилевых признаков.
Сэнмурв - в древнерусском орнаменте - изображение драконовидного существа (птицедракона).
Тайный сад - уединенный уголок, защищенный от ветров и предназначенный для созерцания и рассмотрения, размышлений.
Тождество - в садово-парковом искусстве - средство гармонизации садово-паркового ансамбля, при котором на первый план выходит полное сходство соизмеряемых признаков, линейных и объемных размеров какой-то определенной пространственной композиции. Тождественное чередование находит применение в центральных и наиболее торжественных частях садово-парковых ансамблей, решенных в регулярном стиле.
Топиарное искусство - искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников с целью придания им формы зверей и иных геометрических и фантастических форм.
Трельяж - элемент вертикального озеленения; вертикальная плоскостная опора для вьющихся растений: роз, клематисов и др. Трельяж выполняется в виде ажурной обрешетки из дерева или металла с различными размерами гнезд. Трельяж устанавливается в садах, на улицах и одновременно служат ограждением.
Хаос - нагромождение диких скал, крупных каменных глыб в романтических парках XVIII - XIX в.в. Символизирует бездну, начальное состояние материального мира.
Чердак - в русских садах XVII века открытая садовая беседка, обычно опирающаяся на столбы.
Чинампас – плавучий сад в Мексике, представляющий один из вариантом малых садов.
Чор - бак (чор – баг) - принцип планировки исламских садов, в основе которого лежат четыре квадрата. Широко применялся в Древней Персии и Индии.
Флерон - один из мотивов в рисунке классического садового партера. Флерон имеет вид прихотливо изогнутой ветви растения и размещается в центральной части партера.
Фриз - орнаментальная полоса, идущая по кромке мебели или стены дома.
Хай-тек - в архитектуре - стилевое направление, для которого характерны:
- использование новых композитных материалов;
- проектирование объемов, напоминающих инженерные сооружения;
- использование трубопроводов и других систем внутреннего обеспечения зданий в качестве архитектурных элементов.
Шутиха - в парках - увеселительное устройство в виде фонтана с "сюрпризом".
Эклектика - неорганичное соединение разнородных художественных элементов и стилей.
Эрмитаж- постройка, расположенная в глубине парка, вдали от дворца или главного дома усадьбы и предназначенная для уединенного отдыха, размышлений.
Эспланада - широкое незастроенное пространство перед общественными зданиями. На эспланаде устраиваются партеры, широкие аллеи с фонтанами, скульптурой.
Эфемериды - в парках XVIII в. - временные легкие сооружения, рассчитанные на иллюзорный или мимолетный эффект:
- палатка, изображающая каменную постройку;
- пешеходный мостик из живых деревьев и т.д.
Сад Древнего Египта
1 - вход; 2 - пергола, увитая виноградом; 3 -жилое здание; 4 - бассейны.
План строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.
Афинский Акрополь.
Комплекс храмов (крепость, где жители могли прятаться во время осады). Расположен он на окраине Афин, на возвышающемся скалистом уступе размером 130 на 300 метров.
План Акрополя: I — пропилеи римского времени; 2 — храм Ники Аптерос; 3 — постамент памятника Агриппе; 4 — Пинакотека; 5 — «Пропилеи Мнесикла»; 6 — южное крыло пропилей; 7 — остатки древнейших стен; 8 — святилище Артемиды Бравронии; 9 — место статуи Афины Промахос; 10 — место храма Гекатомпедона; 11 — Эрехтейон; 12 — Парфенон; 13 — храм Ромы и Августа; 14 — музей Акрополя; 15 — Одеон Ирода Аттика; 16 — стоя Евмена 11; 17 — святилище Асклепия; 18 — театр Диониса; 19 — Одеон Перикла.
Генералиф
Местонахождение: Гренада (Испания), около Альгамбры, летняя резиденция Халифов
Период создания: 1302-1324 гг.
Генералиф и Альгамбра представляют собой дворцовые комплексы арабов в Испании с внутренними двориками, террасами и садами, оформленными в виде небольших двориков атриум-перистильного типа (патио) – с мощением декоративной плиткой вместо газона и пышной растительностью, расположенной не всегда чётко симметрично, часто довольно свободно, что видно на представленном плане. Вода является основным мотивом сада, она присутствует в каждом патио. Характерной является связь внутренних пространств с внешними видами, что достигается путём создания видовых точек. И в дальнейшем этот приём нашёл широкое распространение. Данные сады относятся к регулярному стилевому направлению и характеризуют испано-мавританский стиль.
Тадж-Махал
Местонахождение: Агра (Индия)
Создание: 1632–1653 гг.
Архитектор: предположительно Устад-Иса
Этот замечательный комплекс был создан шах Джеханом, как усыпальница для его любимой жены. Сад перед зданием спроектирован по принципу "чор-баг" – четыре квадрата. В виде главных осей расположены каналы, пересекающиеся в центре парка.
Вилла Ланте
Местонахождение: Баньяя, 84 км от Рима (Италия).
Создание: 50-ые годы XVI века.
Архитектор:Джакомо да ВИНЬОЛА.
Представленные 5 планов итальянских садов относятся к лучшим образцам парков эпохи Возрождения. Они относятся к регулярному стилевому направлению, но регулярность их не жёсткая, сады могут включать отдельные деревья и даже целые рощи, деревья могут иметь свободную форму кроны. Эти сады имеют архитектурный характер, что проявляется уже в тщательной обработке рельефа - обычно это террасирование.