Гомельский дворцово-парковый ансамбль
|
С момента создания его история неразрывно связана с развитием города Гомеля и архитектурно-паркового комплекса. По условиям первого раздела Речи Посполитой в 1772 г. территория Гомеля вошла в состав Российской империи.С этого момента берёт своё начало история создания дворца - главной достопримечательности Гомеля.
Строительство его было начато в 1777 г. по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796) (Рис. 30).
|
На бывшей территории древнерадимичского детинца, на месте старого замка магнатов Чарторыйских был заложен новый дворец. К его созданию привлекались видные архитекторы своего времени: Я.Н. Алексеев, К.И. Бланк, Ю.М. Фельтен, М.К. Мосцепанов. До настоящего времени не удалось с точностью установить имя зодчего, создавшего проект здания. Дворец в Гомеле явился одним из ранних образцов архитектуры русского классицизма, зарождавшегося с воцарением Екатерины II. Великолепен центральный зал дворца, обрамлённый колоннами, с нишами и антресолями, бельведером и купольным завершением.
В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856), граф Эриванский, светлейший князь Варшавский (Рис. 31.)
При новом владельце продолжилось формирование дворцово-паркового ансамбля (Рис 29). В 1837-1851гг. была осуществлена масштабная реконструкция дворца. Работы проводились по проекту и под руководством видного архитектора своего времени Адама Идзковского. Одновременно с реконструкцией дворца вокруг него создавался парк. Из разных регионов России и из-за границы завозились различные породы деревьев и кустарников, в том числе и экзотических, производилась разбивка аллей. В этот же период формируются романтические уголки парка. Русло древней речушки Гомеюк преобразуется в Лебяжий пруд, устраиваются газоны с цветниками, гроты, беседки, фонтаны, в парковых аллеях устанавливаются копии античной скульптуры. Гомельский парк восхищал современников, а специалисты считали его в то время одним из лучших образцов садово-паркового искусства. После этих преобразований архитектурно-парковый ансамбль в Гомеле стал одним из выдающихся творений А. Идзковского и одной из лучших российских усадеб.Таким образом, в I половине XIX в (Рис. 32). формирование архитектурно-паркового ансамбля было завершено. [19]
|
Традиции обустройства дворца, коллекционирования были продолжены и при сыне фельдмаршала Фёдоре Ивановиче Паскевиче (1823-1903 гг.).
По его желанию во II половине XIX века в северном ризалите дворца была устроена домовая церковь в честь Иоанна Богослова и св. Елизаветы. Дворец, его богатые собрания, редкие коллекции впоследствии и стали основой для создания Художественно-исторического музея, который был официально открыт 7 ноября 1919 года. Здесь находились работы Рауха, Шубина, Орловского, Суходольского, Машкова. Богатейшие коллекции нумизматики, фарфора, произведения декоративно-прикладного искусства стали доступны вниманию посетителей музея.
В 1978 г. музею были переданы часовня и усыпальница ( подземный склеп) князей Паскевичей. В 1997г. музею был передан т.н. "Охотничий домик"- памятник архитектуры XIX в., в котором после реставрации здания разместился художественный отдел музея. В сентябре 2004г. после реставрации открыта для посетителей Центральная часть дворца Румянцевых и Паскевичей. С 1 мая 2006 г. филиал Музей военной славы решением Гомельского облисполкома зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица как Гомельский областной музей военной славы.В связи с реорганизацией в 2006 году областной краеведческий музей был поэтапно преобразован в государственное историко-культурное учреждение "Гомельский дворцово-парковый ансамбль".[20]