Культура и искусство России конца XIX – начала XX.

Тенденции, жанры и направления модерна в архитектуре, живописи и декоративно - прикладном искусстве. Представители русского модерна: Ф.О. Шехтель (Особняк Рябушинского в Москве), А.В.Щусев (Казанский вокзал в Москве), Ф.И. Лидваль (Азовско-Донской банк в Санкт-Петербурге), И.А.Фомин (особняк А.А. Половцева на Каменном острове в Санкт-Петербурге).

Символизм в живописи. Творчество М.Врубеля, его роль в русском модерне. Творчество К.А. Коровина, В.А. Серова. Творческие объединения и общества: «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет».

Русский модерн и рождение дизайна в России (неорусский стиль).

Герман Мутезиус и основание Веркбунта

Деятельность Веркбунда (Рабочего союза) – Германского художественно-промышленного союза.

Школа дизайна в Глазко, творчество Чарлза Ренни Макинтоша.

Основоположники Веркбунда - Г.Мутезиус, Анри ван де Вельде, П. Беренс.

Значение Веркбунда в промышленности и искусстве.

Основание Баухауза, его роль в развитии дизайна.

Организаторы Баухауза - ведущие дизайнеры модерна Вальтер Гропиус, Анри ван де Вельде, Генрих Мутезиус. Создание художественно-промышленной школы нового типа. Роль архитектора Людвига Мис ван дер Роэ в дальнейшем развитии школы.

Русский авангард первой четверти XX столетия, его представители и стили.

Творчество В.В.Кандинского (абстракционизм). Творчество П.Н. Филонова (аналитическая живопись). Творчество К.С.Малевича (супрематизм). В.Е.Татлин (конструктивизм), братья Стенберги, А.М.Родченко. Творчество Н. С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова, Д.Д. Бурлюка, А.А. Экстер (Арт-деко).

Конструктивизм в искусстве России начала XX века

Творчество архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных, М.И.Гинзбурга. Ле Корбузье и конструктивизм в России. Творчество архитектора И.Леонидова. Конструктивизм в дизайне и фотографии. Концепции конструктивистов В.Е. Татлина и А.М. Родченко, Л. Поповой.

17. Реформы художественного образования в Советской России, ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

Научно-исследовательская и учебная организация Московской Высшей художественно- технической мастерской (ВХУТЕИН). Пропедевтические курсы. Проектирование как профилирующая дисциплина. Преподаватели: А.Веснин, М.Гинзбург, Н.Ладовский, А.Родченко, В.Татлин (конструктивизм). Теоретики «производственного искусства» О. Брик, Б. Арватов, А. Ган. Функционализм как основной принцип дизайна художественной школы ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН.

Петер Беренс и его роль в истории дизайна.

Творчество Петера Беренса. «AEG»- Всеобщая компания электричества. Основной принцип – промышленная культура. Создание фирменного стиля. Петер Беренс как архитектор и промышленный дизайнер электроприборов.

Тенденции развития дизайна в США в XX столетии.

Пионеры американского дизайна. Деятельность У.Д. Тига и Н.Б Гедесса.Творчество Рэймонда Лоуи. Коммерческий дизайн. Дизайн в США в послевоенные годы. Фирма «Дженерал моторс» Стайлинг – стратегия американского коммерческого дизайна 1930-1960-х гг. Разработка фирменных стилей « Кока-кола», «Шелл» и др. ТворчествоУолтера Дорвина Тига.

Культура и искусство России Советского периода. Основные тенденции и направления.

Русский авангард 1920-1930-х гг. Становление и развитие социалистического реализма 1930-1950-х гг. Сталинский ампир в архитектуре. Архитектурные тенденции 1960 – 1980-х гг.

Пролетарская культура в изобразительном искусстве 1920-1930-х гг. Изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Монументальная скульптура 1960-1980-х гг.

«Суровый стиль» в изобразительном искусстве (конец 1950-х – 1970-е гг.). Альтернативное искусство 1960-1980-х гг. Соцарт второй половины 1980 - начала 1990-х гг. Перспективы развития современного искусства России.

Традиции и методы Скандинавского дизайна.

Эстетика дома – выставки в Стокгольме 1917,1920-х гг. Фирма Луи Пулсена в 1926 г. Творчество Алвара Аалто. Функционализм - тенденция мирового дизайна 1950-1970- х гг. Традиционные и новые материалы. Фирма «Тетра-Пак», «IKEA». Принцип «сделай сам».

Особенности дизайна Японии.

Сохранение национальных многовековых традиций. Особые экономические условия после Второй Мировой войны. Создание японской ассоциации дизайнеров. Изучение опыта прошлого и современного методов формообразования в дизайне и их связи с новыми технологиями (в основном в электронной и автомобильной промышленности). Учеба японских дизайнеров в США и ФРГ. Всесторонняя поддержка дизайнерской школы правительством. Три направления в японском дизайне – «национальный», «интернациональный» и «смешанный». Основные японские фирмы.



Наши рекомендации