Архитектурное пространство музея.
Художественно-образное решение экспозиции соотносится с архитектурным пространством музея. Музейно-выставочная архитектура должна быть образной и эмоциональной, а архитектурно-планировочное и объемно-пространственное решение музея – неразрывно связанным с конкретным экспозиционно-концептуальным замыслом. Примером может быть музей Гуггенхайма в Нью-Йорке (США), в основе архитектурно-образного решения экспозиции лежит архитектоника музейного здания, напоминающего расширяющуюся вверх «спираль» с единым центральным пространством, освещенным через верхний купол. Здесь нет отдельных залов. Картины, висящие на стенах, посетители осматривают, спускаясь сверху вниз по спирально идущему вдоль стен пандусу, который оканчивается внизу большим холлом. Экспозиция разворачивается сплошной непрерывной лентой, создавая единый ясный маршрут. Посетитель имеет возможность, как полностью сконцентрировать свое внимание на живописных произведениях, так и отдохнуть, повернувшись лицом к центральному пространству, где перед ним предстает общая панорама музея с рядами витков-этажей противоположной стены. Таким образом, масштаб – это средство художественной организации пространства, средство эмоционального воздействия. Например, большой, тяжелый экспонат можно так окружить и сопоставить с другими элементами интерьера, что он будет казаться маленьким, а маленький – грандиозным.
Архитектура рождается из необходимости создать наиболее благоприятную пространственную среду для конкретного экспозиционного действия, зрелища. План, размеры помещений, последовательное развитие архитектурных объемов, смена светлых и темных залов, их высота, форма – все это связано с содержанием и художественной идеей экспозиции. Например, музеи или выставки, посвященные жизни и творчеству русских поэтов А. Фета и А. Майкова, можно развернуть в маленьких комнатах старого дворянского дома, а экспозиция на тему «Великая победа и великое поражение» (о Второй мировой войне) несовместима с такими интерьерами. Значение такого события, образно-пространственный охват его требуют иного композиционного масштаба, соответствующих архитектурных объемов.
Таким образом, расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений имеет большое значение. Пространственным членением экспозиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.
Например, для временных экспозиций в ГМИИ им. А. С. Пушкина обычно отводятся Белый зал, колоннада и два замыкающихся ее зала. В белом зале работы размещаются по периметру стен, а наиболее значительные произведения группируются в апсиде. Центральная часть зала остается свободной, и только ближе к колоннам и перпендикулярно долевой оси может стоять несколько щитов, но принцип симметрии и уравновешенности при этом сохраняется. На колоннаде произведения тоже распределяются по периметру стен. Этот принцип размещения, во многом продиктованный архитектурой здания, является традиционным, однако в выставочной практике музея есть весьма оригинальные подходы к решению экспозиции в данном архитектурном объеме.
Один из таких подходов продемонстрировала выставка «Финская живопись. 1750-1900», организованная в музее в 1979 году. По продольной оси Белого зала были установлены щиты с двусторонней развеской, линия которых прерывалась в центре зала своеобразной зоной отдыха зрителей. Перпендикулярно этим щитам стояли такие же, но сдвоенные. Картины располагались только на щитах; белые мраморные стены зала оставались свободными. Фон для экспонирования живописи был двух цветов – зеленовато-коричневый для двойных перпендикулярных щитов и светло-бежевый для остальных щитов. Их светлая окраска предупреждала появление у зрителя нежелательного ощущения от темной линии по оси зала. Пропорции щитов, их расстановка, соотношение с колоннами зала, система освещения в виде вынесенных вперед дугообразных кронштейнов – все это создавало самостоятельное пространство, в котором находился зритель. Экспозиция «вела» его наиболее удобным путем, но при этом оставляла свободу выбора. Архитектура Белого зала не включалась в образную структуру выставки; скрытая малыми формами, она отходила на второй план.
От привычной развески по стенам финские дизайнеры отказались и на колоннаде. Картины разместились на щитах, вставленных в пролеты между колоннами. Такое пространственное решение изолировало экспозицию каждой колоннады и не отвлекало зрителей на противоположную сторону. Мраморные стены, оставаясь «чистыми», давали отдых для глаз.
Музейное оборудование.
В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов, то есть экспозиционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утилитарная функция заключается в обеспечении сохранности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архитектурно-художественная функция состоит в организации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рационального размещения предметов.
В современной музейно практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудование. Образцы специального оборудования создаются для конкретного музея с учетом специфики экспонатов, архитектуры помещений и многих других факторов, важных с точки зрения художественного решения экспозиции. Универсальное оборудование представляет собой различные унифицированные, модульные гибкие системы, которые чаще всего используются на выставках и в крупных музейных центрах.
В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные типы экспозиционного оборудования.
Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты, или стенды, различные по конструкции и принципам установки в интерьере. Иногда во избежание перегрузки экспозиции или в целях экономного использования имеющихся площадей часть экспозиционных материалов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скрытый план» помещается в турникеты – подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскостные материалы – документы, плакаты, фотографии.
Для пространственного экспонирования используются витрины разных конструкций и форм – горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора; подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы – каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые.
При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично вписаться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воздействие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Это не значит, что оборудование должно быть абсолютным нейтральным или невидимым. Напротив, оно должно непременно включаться в образное решение экспозиции, но характер этого включения должен быть тщательно продуманным.
Оборудования может нести основные образные характеристики экспозиции, но оно может быть и относительно нейтральным, функционально связанным с характером экспонатов. Оборудование может быть стилизованным, повторяя своими формами художественные приемы эпохи создания памятника, но может быть и контрастным, и в этом случае оно призвано отделить современную экспозицию от исторического интерьера.
Например, создавая в 1986 году в Третьяковской галерее выставку произведений Д. Г. Левицкого, авторы приняли решение экспонировать картины в стилизованном интерьере XVIII века, отражающем художественный дух эпохи. Для этого в архитектурное пространство выставки были помещены канделябры, часы, вазы, а фоном для экспонирования полотен служили щиты, задрапированные фисташково-зеленым бархатом в виде портьер с тяжелыми, ниспадающими, перехваченными складками.
Художник должен обеспечить полноценное знакомство с экспонатами, особенно музейными предметами: возможность рассмотреть клейма, авторские или водяные знаки, фабричные марки (для предметов массового производства), геральдические знаки и т.д. Для этого могут устанавливаться увеличительные стекла, выделяющие фрагмент предмета, экспонат может устанавливаться на вращающуюся подставку, обеспечивающую обзор со всех сторон, для демонстрации задней стороны плоских предметов используется зеркальная поверхность музейного экспозиционного оборудования и т.д.