Различия в стратегиях проектирования и реализации временной и постоянной экспозиции.
Исходя из определений, постоянные и временные экспозиции призваны решать различные задачи, так мобильность выставок позволяет оперативно отвечать на запросы, возникающие в обществе, вводить в научный оборот материалы исследований и знакомить с ними посетителей. Их ограниченность в теме и времени экспонирования предполагает, что музейные предметы должны обладать большими аттрактивными свойствами. Временная выставка как правело «агрессивна» что повышает ее атрактивные качества так же с помощью оборудования, свет цвет звук итд .
Как правело, происходит пространственное разделение постоянного собрания и временной экспозиции. Различия между постоянной коллекцией и временной выставкой, так же может быть выражено в музейной архитектуре.
Внутримузейные функции выставки касаются практически всех направлений музейной деятельности – от комплектования коллекций и их публикации до научно просветительской работы. Но определяющая функция музейной выставки заключается в том, что она становится инструментом неизбежной модернизации основной экспозиции.
Если основная экспозиция музея, как правило, не может не учитывать интересы
массового зрителя, то в выставочной деятельности создаютсяшедевры, доступные для понимания немногими. Возможно, выход следует искать в многослойности,многозначностиэкспозиционных образов, в которых каждый посетитель сможет прочесть свое. Синтетичность современных экспозиций,театрализация, наличие сюжета и драматургии в построении образа, где экспонат все более оказывается включен
в сложные смысловые взаимосвязи, обращение к современным тех средствам- экспозиция сегодня.
7. Концептуальная модель экспозиционного пространства. Сценарий и тематико-экспозиционный план их назначение в деятельности музея.
1. Принципы организации экскурсионного пространства в музее: системность и взаимодействие объекта экспонирования и экспозиционного пространства.
Музейная экспозиция – целенаправленная, научно-обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов.
Экспозиции состоят из отдельных экспозиционных комплексов – тематически связанных, пространственно и художественно организованных групп музейных предметов, научно-вспомогательного материала, текстов и экспозиционного музейного оборудования. Выделяют несколько типов экспозиционных комплексов: тематические (есть мнение, что только тематические комплексы следует относить к экспозиционным, т.е. это понятия-синонимы); жизненные (естественные) – биогруппы, панорамы и диорамы, типовые – мемориальные, коллекционные. Иногда к экспозиционным комплексам относят весь демонстрационный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый стиль.
Музейные предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятся экспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал».
Методы создания экспозиций
Порядок группировки и организации экспозиционного материала определяет метод построения музейной экспозиции. Методы построения экспозиции развиваются с музейным делом. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства. Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества. Часто такой метод экспозиции применяется в естественнонаучных музеях, например в зоологических, биологических, минералогических. Такой принцип организации экспозиции предпочитают академические музеи. Уместен он и в учебных музеях, если педагогические методики нацелены на освоение систематизации и классификации какой-то дисциплины. Систематическая экспозиция позволяет представить эту классификацию наглядно.
Систематические экспозиции формируются и в художественных музеях: произведения искусства классифицируются по периодам, по странам, по направлениям, по школам. Внутри школы работы каждого автора, как правило, выставляются рядом, что позволяет проследить формирование авторской манеры, совершенствование профессиональной техники, изменения авторского стиля и т.д.
В России первым художественным собранием, использовавшим систематический метод построения экспозиции, был Эрмитаж.
Ландшафтный метод, в результате которого появляется ландшафтная экспозиция, чаще применяется в естественнонаучных музеях. Задача такой экспозиции воспроизвести сочетаемость, взаимосвязь и взаимозависимость каких-то компонентов явления или процесса. Ландшафтные экспозиции более ориентированы на неподготовленную публику, чем систематические. Этим методом спроектированы, например, экспозиции по местной природе в большинстве краеведческих музеев. Характерная черта ландшафтной экспозиции – использование диорам или панорам, содержание которых раскрывается и дополняется музейными предметами, ландшафтными картами, профилями и т.п. Основой диорамы служит одноплоскостная картина-задник, как правило выхватывающая некий «характерный» участок среды, не охватывающий полный круг горизонта, зритель смотрит экспозицию как бы через окно. Картина-задник дополняется макетом местности (трехмерными, объемными предметами, например, макетами характерных деревьев, имитацией травяного покрова и т.п. – для леса; макетами гористых склонов и каменных пляжей – для участков побережья и т.д.), и все это потом наполняется музейными предметами. Панорама отличается, прежде всего, организацией картины-задника, которая охватывает полный круг горизонта (т.е. зритель помещается в центр такой экспозиции). В остальном панорама организуется как диорама: картина дополняется макетом местности и музейными предметами.
Ансамблевый метод сохраняет или реконструирует на документальной основе реальную обстановку жизни конкретного человека, типичную для определенного социального слоя конкретной исторической эпохи среду. Этот метод экспозиции применяется в отечественном музееведении (прежде всего, при создании этнографических, историко-бытовых, мемориальных экспозиций) со 2-й половины XIX в. Основная структурная единица ансамблевой экспозиции – «жизненный» экспозиционный комплекс: интерьер, где музейные предметы представлены в среде своего бытования благодаря воспроизведению реально существовавших между ними связей.
Тематический метод – раскрывает посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов. Тематическая экспозиция строится как система взаимосвязанных разделов, тем, подтем, содержание которых связано и обосновано общей концепцией. В центре такой экспозиции должен быть предмет, обладающий наивысшей коммуникативностью, репрезентативностью, экспрессивностью и т.д. – «ударный экспонат», «маяк», как его называли в практике советского музееведения.
Указанные четыре метода характеризуют скорее «классические» музеи. Современные художественные музеи часто прибегают к «эстетическому» методу (эстетический метод построения экспозиций) демонстрации произведений, особенно на выставках малоизвестных или молодых художников. Картины развешиваются и не систематически (по школам – их в данном случае может и не быть), и не тематически (с единством сюжетной линии), а исходя из принципа привлечения наибольшего внимания. Это может быть цветовой контраст висящих рядом работ, контраст техники и манеры исполнения, или, наоборот, единство эстетических принципов в разных жанрах (живописи и скульптуре, графике и керамике и т.п.)
К современным методам можно отнести и инсталляцию. Инсталляция (от англ. installation – установка) – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник как бы придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции заключается в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет: в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляция как метод оформления экспозиции широко применяется в музеях, стремящихся уйти от образа просветителя и в большей степени направленных на развлечение посетителя (говоря иначе, музеев с преобладанием в их деятельности рекреационной функции над остальными). Инсталляция не реконструирует реальные образы и объекты, а направлена на создание яркой ассоциации. Чаще применяется в музеях художественного профиля, особенно ориентированных на современное («актуальное») искусство.
В современном музее присутствуют виртуальные экспозиции – показ компьютерных изображений музейных предметов.
2. Этапы проектирования музейной экспозиции: создание и расширение тематической структуры и «экспозиционного проекта».
Проектирование экспозиций начинается с создания научного проекта. Научное проектирование предполагает подготовительный этап: чтение научной литературы по теме, сбор архивных материалов, анализ музейных коллекций на предмет отбора для экспозиции (целых коллекций или отдельных предметов), составление картотеки предполагаемых экспонатов.
На основе результатов подготовительного этапа разрабатывается концепция экспозиции. В практике отечественного музееведения ее принято называть научной (общей) концепцией. Хотя сейчас появляются экспозиции, основанные на иных, ненаучных принципах. Отсюда возможность замены термина «научная концепция» на «общая концепция», где научная концепция станет одним из вариантов. Общая концепция должна: 1) определить цели и задачи экспозиции; 2) выделить те проблемы, раскрытие которых позволит реализовать эти цели и задачи; 3) дать характеристику экспонатов и экспозиционных материалов и определить возможные методы их подачи, определить особенности предполагаемой экспозиции в сравнении с прежними (если у музея уже была подобная экспозиция) и (или) с экспозициями однопрофильных музеев или разделов комплексных музеев.
На стадии формирования научной концепции привлекается к работе тот художник, которому музей поручает создание будущей экспозиции (обычно в том случае, если в музее есть такая штатная единица или художник, сотрудничество с которым носит долговременный характер), или несколько художников, каждый из которых даст свое видение разрешения общих и специфических требований музейных работников к будущей экспозиции. Вообще включение художника в работу над экспозицией может происходить на разных стадиях, но все же не позднее составления тематического плана. Общая (научная) концепция оформляется как единый документ, включающий описание общего замысла, планы-чертежи экспозиционных залов с указанием зон предпочтительного размещения экспозиционных комплексов, отдельных крупных экспонатов, научно-вспомогательного материала (диорам, макетов и т.п.).
После разработки общей (научной) концепции экспозиции приступают к следующему этапу– разработке расширенной тематической структуры. Это документ, который ставит задачей разделить будущую экспозицию на отдельные взаимосвязанные части – выделить разделы, темы, экспозиционные комплексы. В нем перечисляются музейные предметы и научно-вспомогательные материалы, объединенные в отдельные экспозиционные комплексы, определяются необходимые и доступные музею технические средства воздействия на посетителя: аудио и аудиовизуальные, демонстрационные установки, действующие модели и макеты и т.п. На этой стадии проектирования составляется тематический план экспозиции – документ, определяющий содержание и тематическую структуру предполагаемой экспозиции.[2]
3. Тематико-экспозиционный план, его значение и структура. Взаимодействие научной и художественной составляющей музея.
Для составления тематико-экспозиционного плана (ТЭП) используется картотека, карточки которой выполняют роль будущих экспонатов, идет моделирование будущей экспозиции на карточках, начинается составление текстов и этикеток. Для расположения будущей экспозиции в пространстве создается наглядный набросок-чертеж, фиксирующий авторское пожелание роли каждого экспоната и его места в экспозиции. Авторские чертежи-графики используются в совместной работе с художником. Завершает эту часть научного проектирования первая, пробная раскладка экспонатов.
В раскладке принимают участие экспозиционер и дизайнер. Это как бы черновой набросок будущей экспозиции.
Во введении к ТЭП приводится научное обоснование экспозиции, принципы экспозиционных решений. Он как бы аккумулирует все предыдущие документы научной разработки экспозиции. В ТЭП входят:
- титульный лист с указанием названия музея, экспозиционного отдела, номера зала, площади его в квадратных метрах, название темы, автор или авторский коллектив, дата его составления;
- оглавление;
- введение;
содержание экспозиции с указанием тематической структуры, ведущих текстов, названий входящих в тему или подтему комплексов, сведения о характере экспозиционных материалов, связанные с художественным проектированием примечания..
Одновременно идет разработка текстов, этикетажа, подбираются все будущие экспонаты, включая музейные предметы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, решаются вопросы оснащения оборудованием, техническими средствами. Разработка тематико-экспозиционного плана - одно из самых важных звеньев в научной подготовке экспозиции.
Взаимодействие научной и художественной составляющей музея.
Работа художника-дизайнера над экспозицией начинается почти одновременно с работой научного сотрудника-экспозиционера. Он должен предварительно изучить объект, определить свои цели и задачи. В основе работы дизайнера находится научная концепция экспозиции, на ее основе создается генеральное решение, в котором определяется художественная концепция дизайнера, основные художественные принципы построения экспозиции, образное художественно-пространственное раскрытие его содержания. Решаются вопросы размещения тем по залам и территории музея вместе с маршрутом осмотра экспозиции, размещения ведущих экспонатов, принципов света и цвета, оборудования, применения технических средств.
«Ученый, призывающий к объективности экспозиционных текстов, оказывается на деле субъективистом, отражающим свое представление о научной истине даже на уровне отбора экспонатов, а Художник, откровенно выражающий авторский взгляд на моделируемые исторические процессы, явления и события, объективно создает эмоционально-интеллектуально художественный текст, смысл которого шире авторских рамок.»
Разработка ТЭП – последний этап научного проектирования. Но, по аналогии с зарубежным музееведением (в данном временном контексте это, прежде всего, ГДР и Чехословакия), в отечественное научное проектирование на рубеже 1970–1980-х гг. внедряется практика сопровождать ТЭП «сценарием». Сценарий, опираясь на разработки по музейной психологии, пытается воссоздать эмоциональное восприятие зрителем как экспозиции в целом на всем протяжении ее осмотра, так и отдельных ее частей. Несмотря на то, что в практике отечественного музееведения сценарии используются уже несколько десятилетий, единое отношение к ним музейных работников так и не сложилось: есть как сторонники их составления, так и те, кто считает «сценарии» ненужными.
4. Роль сценария в проектировании музейной экспозиции.
Сценарий экспозиции это вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом музейной экспозиции. Авторы сценария экспозиции интерпретируют научную идею, создавая произведения экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющей собой сложную синтетическую деятельность. Экскурсионный сценарий не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.
В сценарной форме музейным работником обосновывается и программируется
комплекс эмоциональных реакций, чувств и ощущений, которые авторы хотели бы
вызвать у посетителя музея.