Посёлок Вайсенхоф в Штутгарте.
Поселок Вайсенхоф - то «вещественный» образец .Построен на окраине Штутгарта в составе выставки Немецкого Веркбунда в 1927 году— несмотря на национальные и идейные разногласия, существовавшие между 17 архитекторами, строившими его (так, только Германия была представлена такими непохожими мастерами, как Беренс, Дё-кер, Гропиус, Хильберзаймер, Радинг, Шарун, Шнек, Мис ван дер РОЭ и братья Тауты).
Цель выставки-показать характер жилых домов пригодных для массового строительства.
Обязательным условием было устройство плоской крыши.
Здания строились вдоль улиц оселка, со свободной планировкой.
В центре – 3х этажный дом, с гибкой планировкой.
Закрепленными были входы, с/у и кухни, остальное пространство делилось передвижными перегородками, для возможной перепланировки, удобства жильцов.
На одном конце поселка П. Берне построил доходный дом, похожий на укрепленный замок.
Односемейные дома были запроектированы архитекторами Гропиусом, Бруно Таутом, Шаруном, и др.
Ле Карбюзье проектирует дом с домом на крыше.
Мисс Ванде Роэ – каркасный дом в центре поселка.
Поселок – наглядный пример рациональной планировки и бытового оборудования дома.
Скромное убранство внутренних пространств зданий — стандартная мебель Тонета, лампы без плафонов с тщательно выполненной электропроводкой — представляло собой типичный интерьер в духе «Новой вещественности», холодный, строгий и в то же время сверкающий. Эти же свойства отразились и в отделке зданий, где комбинация плоских поверхностей, стальных оконных переплетов, патентованного остекления и металлических ограждений создавала универсальный синтаксис «вещественности».
27.Западно-европейский функционализм 1920-1930 гг.«Новая вещественность»:
«Выражение «Neue Sachlichkeit» («Новая вещественность»32) в действительности было придумано мной в 1924 г. Проведенная годом позже выставка в Мангейме носила такое же название. Это выражение следует, и правда, использовать как этикетку нового реализма, имеющего социалистический привкус. Это было связано с общим для Германии того времени ощущением смирения и цинизма, пришедшим на смену периоду безудержных надежд, которые нашли выход в экспрессионизме. Цинизм и смирение — негативная сторона «Новой вещественности», ее позитивная сторона выражается в энтузиазме по отношению к сегодняшней реальности, энтузиазме, который вызван желанием принимать вещи абсолютно объективно на материальной основе, не облекая их в идеальные одежды. Это здоровое избавление от иллюзий наиболее ясно выразилось в Германии в архитектуре».
Г. Ф. Хартлауб. Письмо к Альфреду Г. Барру-младшему, июль 1929 г.
/Необходимо отметить и политическую ситуацию, складывающуюся в этот период. Поражение Германии в Первой Мировой, подписание Версальского мирного договора. Все это оказывало непосредственное влияние и на архитектуру, конечноJ /
Представители функционализма и работы ,выполненные в стиле «Вещественности» знаменитых архитекторов.
-Организовывается левая группа «ABC», центр которой находится в Базеле
Членами группы были Эмиль Рот из Цюриха, Ганс Шмидт, Ханнес
Мейер и Ганс Виттвер из Базеля. Они посвятили себя проектированию социально необходимых зданий в соответствии с научными принципами и стандартами. Интерес группы направлен на точный расчет и социальную ответственность.
X. Мейер и Виттвер. Проект школы св. Петра, Базель, 1926
Маши-ноподобное оформление школы св. Петра, ее стальные оконные переплеты, алюминиевые двери, резиновые полы и асбоцементное покрытие предвосхитили оформление предложенного Мейером и Виттвером проекта здания Лиги Наций на конкурс 1927 г.
-В 1925 г. М.Стам/архитектор и редактор журнала «Beitrage zum Bauen»/ принял участие под руководством Л. К. ван дер Флугта участие в строительстве фабрики ван Неле в Голландии с железобетонными грибовидными колоннами, завершенной в 1929 г. Фабрика как реализация сходных технических и эстетических предпосылок. Открытое и динамическое выражение функции.Стам учавствовал в грандиозном проекте «Новый франкфурт» Эрнста Мая.
Бринкман и ван дер Флугт (ответственный архитектор Стам). Фабрика ван Нелле Роттердам, /927—/929; поперечный разрез: видны грибовидные бетонные колонны
Общий вид фабрики ван Нелле
Следует отметить также из работ Стама проект района Рокин в Амстердаме(1926), в котором в сжатом виде выразилась идея «открытого .
-Несмотря на интерес к «Новой вещественности», члены, созданной в Роттердаме уже к
1920 г, функционалистской группы«Опбау»— такие, как Бринкман и ван дер Флугт и их заказчик, промышленник Кеес ван дер Леув,— пытались уйти от «вещественности» к универсальным «духовным» ценностям.
-Подобные духовные устремления прослеживаются также в творчестве Иоханнеса Дейкера и Бернарда Бейвута, которые начали с выполненного в райтовской манере обшитого досками дома, построенного в Алемере в 1924 г. Это асимметричное здание с односкатными крышами положило начало «вещественному» периоду в карьере Дейкера — периоду, кульминацией которого стало создание сооружений из железобетона и стекла, имевших конструктивистский характер,— санатория «Зонештраль» в Хилверсюме (1928) и школы на открытом воздухе в Амстердаме (1930)
Дейкер и Бейвут. Дом, Алсмер, 1924
Дейкер. Санаторий «Зонеиапралъ», Хилвер-сюм, 1928. Административный и лечебный комплекс с радиально расположенными жилыми корпусами
Дейкер, Школа на открытом воздухе.
(Появление «Новой вещественности» в Германии неотделимо от программы жилищного строительства Веймарской республики, ставшей возможной со стабилизацией германской валюты в ноябре 1923 г..)
-В творчестве Отто Хезлера, пионера строчной жилой застройки, завершил поселок. В нем прослеживаются также идеи функционализма, следование нормам, наличие необходимых составляющих, оптимальность планировочных решений, инсоляции и т.д.(проекты:«Итальянский сад» в Целле, близ Ганновера(1923), поселок Фридрих-Эберт-Ринг в Рате-нау(1929))
-в 1925 Э.Мая становится главным архитектором Франкфурта, с этого года начинается развернутое строительство рабочих поселков. Первая работа Мая во Франкфурте — проект Брухфельд-штрассе (1925), разработанный вместе с К. Г. Рудлофом, представляла собой зигзагообразную застройку, идущую вокруг тщательно организованного общественного сада.