Раннехристианская церковь (Римские базилики).

17.

18.

Собор Сан Марко в Венеции (XI-XVвв.) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей. Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071—1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора[4].

Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов.[5] На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343—1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке — капелла Масколи и сакристия (1486—1493 годы), в 1504—1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века

Длительное строительство базилики оказало влияние на её архитектурный стиль. Построенный как классическая греческая базилика с суровым романским фасадом, собор за годы перестроек приобрёл свой современный образ, в котором смешались различные стили. Это объясняется также тем, что в его убранстве использованы привезённые в различное время в Венецию восточный мрамор, колонны различных ордеров, греческие и романские барельефы, византийские и итальянские скульптуры, готические капители. Все это было соединено мастерами в гармоничной архитектонике собора.

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[11], но не является его точным повторением. В конце XII века к базилике был пристроен просторный нартекс, а в последующие века ряд других помещений (несколько капелл, баптистерий, сакристия). За исключением алтарной части, заканчивающейся апсидой, рукава креста разделены аркадами на три нефа, хоры (второй этаж боковых нефов) отсутствуют.[12] Размеры базилики составляют 76,5 (длина вместе с алтарной частью) на 62,5 метров. Высота базилики (по центральному куполу) составляет 43 метра.

Алтарная часть (пресвитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьетро Паоло и Якобелло Делле Масенье. Алтарная преграда создана из цветного мрамора и увенчана большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и апостол Марк). В алтарной части установлен киворий (V век), под которым находится главный алтарь храма с мощами святого Марка, перенесёнными в собор из крипты в 1835 году. Он высечен из цельного куска зелёного восточного мрамора и поддерживается четырьмя колоннами из известкового алебастра (XIII век). На каждой колонне в девять рядов расположены рельефы с историей Девы Марии и Иисуса, в которых нашли своё отражение, помимо канонических, апокрифические истории.

Наборный мраморный пол базилики создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством собора. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера. Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.

Собор имеет отдельно стоящую звонницу высотой около 100 метров. Она была построена в 1514 году и кроме церковных функций служила также маяком для кораблей, входивших в лагуну. Колокольня полностью разрушилась в 1902 году, но была восстановлена в изначальном виде в 1912 году.

Раннехристианская церковь (Римские базилики). - student2.ru 19.Ансамбль Соборной площади в Пизе.

Шедевр средневековой итальянской архитектуры — соборный ансамбль в Пизе, в Тоскане. Строительство его было начато закладкой собора в 1063 г. на окраине города на зеленом лугу. . Рукава трансепта пятинефного собора представляют собой, в сущности, две маленькие трехнефные базилики с апсидами — композиция, восходящая еще к идеям восточнохристианской архитектуры V в. Удлиненный главный неф и ,возвышенные фасады. Главное святилище Пизы своими легкими аркадами и цветной облицовкой из белого и черного (с серо-голубым оттенком) камня с мраморными инкрустациями. На ярком южном солнце собор контрастирует с зеленью луга и, кажется, вбирает в себя все краски неба. Подобно собору и баптистерию, кампанила имеет монолитное основание, окруженное слепыми аркадами. Над ними поднимается шесть ярусов арочных галерей. Так возник единый лейтмотив ансамбля, объединивший все три здания. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская кампанила наклонилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать падению звонницы, последний ярус, построенный в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни. «Падающая башня», собор и баптистерий в Пизе в сочетании с готическим кампосанто (кладбищем

20.

Замки и дворцы. Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Известный замок Куси, построенный в 1225-1240 гг. замок отличался необычными масштабами и мощностью укреплений. Его колоссальный донжон и громадные угловые башни являлись открытым вызовом короне.

Ратуши. Одна из наиболее интересных сохранившихся ратуш – ратуша в Компьене (15в.), с красивой башней, увенчивающей большую винтовую лестницу в центре главного фасада. Большие залы располагались в первом, втором и третьем этажах здания, справа и слева от центральной башни.

Здания хозяйственного и промышленного назначения, рынки, госпитали и др. В готическую эпоху складывались новые виды сооружений, важные по заложенным в них возможностям дальнейшего развития. К ним относятся гостиницы, госпитали, коллежи, ранние промышленные и крупные хозяйственные постройки, т.е. те объекты, которые первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе, как здания гражданской архитектуры.

22.Собор Парижской Богоматери.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы. Он умер в 1267 году), работавший с 1250 по 1267 год.[1]В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов — скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа (1210 г.). В центре Христос-Судия.На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.Двери украшены коваными рельефами.Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора (также добавленный реставратором вместо разобранного в 1786 году) имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов (работа Жоффруа Дешоме). Перед каждой группой — животное, символ евангелиста: лев — символ Марка, бык — Луки, орел — Иоанна и ангел — Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор — частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах — по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа — последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, и арх-ра их сравнительно скромна. Строились над аркадами рыночной площади( в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом.

Жилые дома строились из дерева, камня, также бывали фахверковыми. Строились в 2-3, иногда 4 этажа. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе.

28.

29.

30.Отличительные особенности английских соборов готического периода от французских.
Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю. Переняв от Франции вслед за романским готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъём. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырьё, предназначенное для вывоза. Не бюргерство, а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почесму храмовое строительство осталось там по преимуществу монастырским, как и в романское время.

31.

32.Кёльнский собор (XIII-XIX вв).

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне (Германия), который занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и входит в число памятников всемирного культурного наследия.

Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось за два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 гг. По окончании строительства 157-метровый собор на 4 года стал самым высоким зданием мира.

33.Собор Санта Мариа дель Фьоре.

Санта Мария дель Фиоре, кафедральный собор Флоренции, известный как Дуомо — самое знаменитое сооружение Флоренции, неизменный символ города, особенно популярный среди туристов. Внушительный готический комплекс состоит из самого собора, баптистерии и колокольни. Здание Санта Мария дель Фьоре было разработано архитектором Арнольфо ди Камбио в 1294, как крупнейшая Римско-католическая церковь в мире (позже проект был уменьшен), а первый камень был заложен 8 сентября 1296.

Раннехристианская церковь (Римские базилики).

В первый период христианские секты скрывали места собраний. Выступления проходили в синагогах, а собрания в домах членов общин. Позднее создаются самостоятельные христианские церкви.

Памятником раннехристианской архитектуры является дом-церковь в Дура-Европосе. Внешне не отличался от дома. Центром комплекса был дворик с выходящими в него помещениями. На южной стороне находилась главная комната с возвышением. Комнату в северо-западном углу занимал баптистерий(крещальня). Над прямоугольной купель устроена арочная сень. Фасад расписан растительным орнаментом, свод изображал небесный свод со звездами. Только баптистерий украшался росписью.

Другим местом культовых цересоний были катакомбы, где христиане хоронили умерших. Для этого использовались каменоломни. Древнейшими в Риме являются катакомбы Св. Каллимта(н. III в.). Мартириумы (наземные могилы мучеников) отмечались оградой или часовней (мартириум Св. Петра)

(!)В IV в. до н.э. Христианство получает официальный статус и становится господствующей религией, единственно допустимой в пределах империи. Языческие храмы разрушались.

Во времена Константина началось строительство церквей по всей империи.В этот период наиболее общим типом церкви был базиликальный. Предполагается что христианские базилики происходили от атриумного дома; от римских базилик; от подземных святилищ мистериальных культов или от иудейских синагог Галилеи. Планировка базилики соответствовала христианскому церковному обряду. Подобно эллинистической и римской базилике, церковь имела вытянутый прямоугольных план с апсидой против входа и рядами колонн, деливших интерьер на нефы, из которых средний шире и выше боковых и освещался окнами в верхней части его стен. Но перекрывался средний неф уже не бетонными сводами, а легкой двухскатной деревянной крышей с открытыми стропилами внутри или с подвесным деревянным кессонировнным потолком. Боковые нефы имели наклонные деревянные крыши.

Усложнение обрядов привело к появлению новых элементов: атрий (большой перистильный двор), нартекс (притвор для некрещенных), трансепт(поперечный неф между базиликой и апсидой для расширения алтарной части).Переход от интерьера базилики к трансепту оформлялся триумфальной аркой, за которой стоял алтарь, а длее, а апсиде, находилось кресло епископа и место клира.

2Типы хозяйственно-бытовых построек дороманского периода.

В дороманский период особенной популярностью стали пользоваться монастыри, как центры культурной и религиозной жизни. Строятся целые монастырские комплексы, состоящие из церквей, келий, больницы, гостиницы, школы. Туда входят также различные хозяйственные постройки – амбары, мастерские, погреба. Вокруг храмового комплекса располагались школа, больница, мельница и пивоварня. Был создан характерный для Центральной Европы дороманского периода тип здания — массивная ротонда, служившая мавзолеем или баптистерием и обычно связанная с укрепленным жилищем феодала. Строительная техника еще весьма примитивна: толстые стены ротонды сложены из необработанных кусков камня. Но были и постройки, сложенные из квадратов камня .В основном строительство велось из дерева, на основе древних приемов рубленых деревянных конструкций

3Жилища и поселения романского периода во Франции.Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

Каменные жилые дома романского периода сохранились в Европе только в нескольких местах. Целый ряд их обнаружен в Праге на территории Старого города. Обычно это двух- и трехэтажные постройки со сводчатым перекрытием на первом и втором этажах, с наружной лестницей, свободно стоящие на огороженном участке. Некоторые романские дома располагались, однако, уже вдоль улицы.

Дома имеют цокольный этаж,где обычно находились мастерские. Перекрытия деревянные. Дверь поднята на 1-2 метра от земли. Семья жила в одном помещении возле очага. Женщина стала равной хозяйкой дома как и мужчина

4В раннее время в лесистых районах Центральной Европы господствовали в основном рубленые конструкции, на Севере— каркасные. В X в. в результате систематической вырубки лесов преобладание фахверка стало почти повсеместным. Другой тип — франконский (Дейбаксхоф, близ Эйзенаха, рис. 2) — соответствует планировке римской виллы. Здесь двор застроен по периметру хозяйственными постройками. Жилище владельца — главное и самостоятельное здание. Если он был зажиточным, то за пределами двора располагались землянки и хижины батраков.

Город обычно имел четыре въезда, куда выходили ориентированные по странам света главные улицы. Такая регулярность плана предполагает основание города на чистом месте. Но иногда города возникали в непосредственном соседстве со славянскими поселениями, которые искусственно обращались в пригород. Наименование этих более древних славянских поселений продолжает жить в названиях многих германских городов.Застройка города начиналась с площади по направлению к периферии. Важнейшими общественными зданиями были ратуша и церковь. Ратуши долго оставались фахверковыми; кирпич впервые появился на германском Востоке в связи со строительством храмов.От гражданских сооружений романского периода мало что сохранилось. Известное здание аптеки в Заалфельде (XII в.) было в 1880 г. разобрано и сложено заново с некоторым нарушением первоначальных оконных осей. Старейшая из сохранившихся германских ратуш — в Гельнхаузене (около 1170 г.). Однако и это здание, в 1881 г. освобожденное от окружавшей его застройки, обезображено реставрацией.

5Обычно монастырь в XI—XII вв. имел два концентрических ограждения. В пределах внешней ограды помещались привратницкая, альмонарий (где раздавалась милостыня), странноприимный дом. Здесь же в хорошо продуманном порядке располагались основные хозяйственные помещения: конюшни, кузницы, мельницы, давильни, пекарни, мастерские, склады. Часто имелись собственные мастерские для выплавки металла. В отдалении помещалась больница, а по соседству с ней — поле, где разводились лекарственные растения. В Клюни сохранились пекарня и большой амбар, крытый сводами, с каменным желобом для засыпки зерна .В пределах внутреннего ограждения, куда допускались только монахи, находились обязательные «уставные» постройки. Здесь планировочным и общественным центром служил клуатр — прямоугольная или квадратная площадка, окруженная с четырех сторон галереями, которые открывались во двор аркадами. В романскую эпоху применялись полуциркульные арки на сдвоенных колонках, иногда чередовавшихся с одиночными. Колоннада обязательно покоилась на цоколе. В середине каждой стороны имелся выход во дворик, в центре которого размещался фонтан или крест. В Италии, Сицилии, Испании бассейн для омовения или фонтан помещался не в центре дворика, а в одном из углов клуатра.
Галереи перекрывались деревом (на севере) либо сводами (цилиндрическими или крестовыми).
Обычно клуатр примыкал к церковному зданию с южной стороны (в монастырях) или с северной (при соборах) и сообщался с церковью через портал в соответствующем плече трансепта. С противоположной стороны к клуатру примыкала трапезная, восточной — зал капитула с дормнторием (обшей спальней) на втором этаже.
Другие монастырские помещения так или иначе примыкали к клуатру. Важнейшим из них был зал капитула, где при открытых дверях заседала администрация монастыря и происходили общие собрания братии. После церкви это было самое роскошное здание.
Здесь часто погребались аббаты. Другим важным помещением была ризница (сакристия), где хранились ценности и монастырская казна.
У входа в клуатр со стороны церкви находились хранилища рукописен («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, находясь в клуатре.

Наши рекомендации