Обследование стальных конструкций
Дефекты и повреждения стальных конструкций в зависимости от вызывающих причин их можно систематизировать на следующие группы:
• от силовых воздействий — (статических и динамических) — разрывы, потеря устойчивости, трещины, расшатывание соединений и т.п.;
• от механических воздействий —- вмятины, прогибы, искривления, истирание и др.;
• от физических воздействий — коробление и разрушение при высоких температурах, хрупкие трещины при отрицательных температурах;
« от химических (электрохимических и физико-химических) воздействий — коррозия металла.
Оценка степени конкретных повреждений производится по допускаемым отклонениям на соответствующие дефекты, регламентированные в нормативной литературе.
Оценка технического состояния конструкций по внешним признакам производится на основе определения следующих факторов:
• геометрических размеров конструкций и их сечений;
• наличия разрывов элементов конструкций;
• наличия искривлений элементов;
• состояния антикоррозионных защитных покрытий;
• дефектов и механических повреждений;
• состояния сварных, болтовых и заклепочных соединений;
• степени и характера коррозии элементов и соединений;
• отклонения элементов от проектного положения (расстояния между осями ферм, прогонами, отметок опорных узлов и ригелей и т.п.);
• прогибов и деформаций.
Определение геометрических параметров конструкций и их сечений производится путем непосредственных измерений. При этом фиксируются все отклонения от их проектного положения.
Толщина элементов измеряется штангенциркулем с точностью до 0,05 мм; толщина элементов, имеющих доступ с одной стороны, измеряется с помощью ультразвуковых толщиномеров типа Кварц-6, Кварц-15; сечение сварных швов определяется с помощью шаблонов или снятием слепка пластиком; остальные размеры — с помощью стальной линейки и рулетки.
Для измерения толщины листа в слабо напряженной зоне может быть высверлено отверстие. При измерении толщины элементов могут быть использованы также коррозионно-метри-ческие скобы.
Каждый размер уточняется тремя измерениями в разных сечениях по длине элемента по защищенной поверхности.
Выявление трещин в металлических конструкциях производится путем тщательного визуального осмотра с использованием лупы с 6—8 кратным увеличением или микроскопа МИР-2.
Признаками наличия трещин могут быть подтеки ржавчины, выходящие на поверхность металла, и шелушение краски.
164
Для обнаружения трещин можно хорошо заточенным зубилом снимать небольшую стружку вдоль предполагаемой трещины, раздвоение которой говорит о наличии трещин.
Для выявления трещин можно пользоваться керосином. Для этого очищенная поверхность смачивается керосином, который проявляет очертание трещины.
Основными дефектами и повреждениями стальных конструкций, которые выявляются при визуальных натурных обследованиях, являются:
в элементах конструкций — прогибы отдельных элементов и всей конструкции, винтообразность элементов, выпучивания, местные прогибы, погнутость узловых фасонок, коррозия основного металла и металла соединений, трещины;
в сварных швах — дефекты формы шва (неполномерность, резкие переходы от основного металла к наплавленному, наплывы, неравномерная ширина шва, кратеры, перерывы) и дефекты структуры шва (трещины в швах или околошовной зоне, подрезы основного металла, непровары по кромкам и по сечению шва, шлаковые или газовые включения или поры);
в заклепочных соединениях — зарубки, смещение с оси стержней и маломерность головок, избыток иди недостаток по высоте потайных заклепок, косая заклепка, трешиноватость или рябина заклепки, зарубки металла отжимкой, неплотные заполнения отверстий телом заклепки, овальность отверстий, смещение осей заклепок от проектного положения; дрожание и подвижность заклепок, отрыв головок, отсутствие заклепок, неплотное соединение пакета.
Помимо указанного в конструкциях из алюминиевых сплавов выявляются места их контакта с коррозиеактивным материалом.
При обследовании отдельных видов стальных конструкций необходимо учитывать их особенности и условия эксплуатации.
1. Стальные покрытия.
Основной особенностью конструкций покрытий является наличие тонкостенных и гибких стержней, имеющих сложную конфигурацию сечения. Конструкции покрытий имеют довольно четкую расчетную схему, дающую близкое соответствие теоретических расчетных и действительных усилий в элементах. Вследствие этого конструкции покрытия имеют мало скрытых
165
и неучтенных резервов несущей способности, конструкции покрытия очень чувствительны к общим и местным перегрузкам в период эксплуатации. Наиболее чувствительны к перегрузкам прогоны кровли, получающие остаточные прогибы и теряющие прямолинейность. Чувствительны к общим и местным нагрузкам сжатые стержни решетки в средней части ферм, имеющие большую длину и гибкость, могущие потерять устойчивость.
Современные тенденции применения в конструкциях покрытий тонкостенных элементов толщиной 3—6 мм увеличивают опасность поражений их коррозией и требуют повышенного внимания к мероприятиям по антикоррозионной защите.
При обследовании конструкций покрытий следует особое внимание обращать на:
• трещины в стыковых накладках и узловых фасонках поясов стропильных и подстропильных ферм, особенно растянутых элементов;
• криволинейность поясов и решетки ферм, особенно сжатых элементов, остаточные прогибы ферм;
• состояние узлов ферм, особенно опорных. Тщательно должны проверяться на предмет выявления трещин фасонки узлов, к которым примыкают стержни с большими растягивающими усилиями.
Необходимо также выявлять наличие лишних монтажных
швов, которые могут изменить статическую схему конструкции.
При опирании ферм через строганый торец следует проверить:
• плотность контакта опорного ребра со столиком по всей его ширине визуально;
• состояние монтажных стыков, особенно в растянутых элементах, наличие и качество сварных швов в них;
• наличие соединительных прокладок в стержнях из спаренных уголков или швеллеров;
• наличие эксцентриситетов в передаче нагрузки на узлы ферм (смещение прогонов или плит с осей узлов, подвеска грузов вне узлов);
• отклонение плоскости ферм от вертикали с помощью отвеса;
• наличие непредусмотренных проектом нагрузок или следов от них;
• состояние узлов примыканий связей к фермам, особенно при болтовом соединении, наличие поперечных сварных швов на растянутых элементах ферм в месте крепления фасонок связей;
• качество крепления элементов кровли или прогонов к верхним поясам ферм. При невозможности непосредственно увидеть соответствующие сварные швы их наличие определяется с помощью зеркала или на ощупь;
• наличие в прогонах искривлений, закручиваний, тяжей;
• соответствие связей покрытий проекту, общие искривления и вырезы в них;
• смещение фонарей с осей ферм, искривление их элементов, состояние болтовых соединений.
2. Колонны и связи по колоннам.
Особенность конструкции колонн заключается в том, что их расчет производится на суммарное воздействие большого числа нагрузок, особенно при наличии мостовых кранов, вероятность одновременного воздействия которых весьма мала. Поэтому фактические усилия в колоннах при нормальной эксплуатации значительно меньше расчетных.
Сравнительно мощные сечения колонн при невысоких рабочих напряжениях обладают большими запасами несущей способности, а также лучше сопротивляются механическим воздействиям и имеют большую стойкость к коррозии.
При обследованиях колонн и связей по колоннам необходимо уделить особое внимание:
• общей геометрической форме колонн и соответствию их проектному положению;
• местным прогибам, вмятинам и повреждениям поясов и элементов решетки, преимущественно в нижней части колонн, механическим повреждениям в местах технологических проездов и на участках складирования материалов;
• монтажным стыкам колонн, качеству сварных швов в них;
• искривлениям ветвей связей и элементов соединительной решетки;
• состоянию узлов примыкания связей к колоннам, разрывам или искривлениям фасонок или разрушениям по сварным швам;
• состоянию анкерных закреплений колонн в фундаментах;
• состоянию узлов опирания подкрановых балок на консоли колонн;
• трещинам в основном металле или сварных соединениях и в местах крепления подкрановых балок и тормозных конструкций к колоннам;
167
• состоянию решеток сквозных колонн и ребер жесткости сплошных колонн;
• поврежденным коррозией элементам;
• местам непосредственного воздействия высоких температур в горячих цехах;
• на неравномерные осадки и повороты колонн, вызывающие повреждение закрепленных на них ограждающих конструкций, искривления элементов конструкций покрытий и повреждение опорных узлов.
3. Подкрановые конструкции.
Подкрановые конструкции промышленного здания включают подкрановые балки, тормозные балки или фермы, узлы креплений балок и тормозных ферм к колоннам, крановый рельс с креплениями и упоры. Ниже рассматриваются наиболее существенные особенности работы подкрановых конструкций, приводящие к появлению повреждений.
Нагрузка на подкрановые конструкции является подвижной, работа их происходит с переменным или знакопеременным многократно повторяемыми циклами, вызывающими усталость металла.
Сосредоточенная нагрузка прикладывается последовательно по всей длине балки, что требует повышенной надежности элементов верхнего пояса. Давления колес крана передаются на подкрановые балки неравномерно. Вертикальные нагрузки от колес крана передаются на балки с эксцентриситетом, и вместе с боковыми силами создают значительный по величине крутящий момент, приложенный к верхнему поясу подкрановых балок, неучитываемый расчетом.
Боковые силы от мостовых кранов существенным образом зависят от состояния подкрановых путей и часто бывают больше расчетных.
Жесткость креплений подкрановых и тормозных балок к колоннам, наличие в местах сопряжений разрезных балок сплошного кранового рельса и соединительных накладок между балками создают частичную неразрезность подкрановых конструкций, также неучитываемую расчетом. Неразрезность подкрановой конструкции приводит к появлению в ней знакопеременного цикла напряжений, что вызывает проявление усталостных явлений. Особенно значительно влияние этого фактора на состояние креплений подкрановых балок и тормозных конструкций к колонне.
-ICO
Кроме того, остаточные напряжения от сварки, неточности изготовления и монтажа конструкций, перекосы подкрановых путей и колес крана в плане еще более усложняют действительную работу подкрановых конструкций.
Опыт эксплуатации и натурные обследования показывают, что уже после 4-6 лет эксплуатации в подкрановых конструкциях появляются первые повреждения: расстраиваются крепления подкрановых и тормозных балок к колоннам, а также соединения их между собой; возникают усталостные трещины в сварных швах и стенке около верхнего пояса балок; в клепаных балках ослабляются заклепки верхнего пояса и появляются трещины в уголках.
В сварных подкрановых балках часто появляются продольные трещины в верхнем поясном шве или в околошовной зоне у торца балки.
При прогибе балки происходит поворот ее опорного сечения вокруг края фактической опоры (по грани колонны), вследствие чего верх торца балки несколько приподнимается. При переходе катка крана с одной балки на другую увеличивается динамический эффект нагрузки. Конец сварного шва у торца балки является концентратором напряжений. Совокупность вышеуказанных факторов и является причиной возникновения трещин у торцов балки. Такие же повреждения часто появляются между ребрами жесткости. Они начинаются в сварном шве или околошовной зоне и, развиваясь с течением времени, достигают длины 1—3 м, и часто распространяются на стенку.
Местный крутящий момент от внецентренного приложения вертикальных давлений вызывает растягивающие напряжения на одной из сторон стенки-балки и приводит к усталостному ее разрушению.
Нередко продольные трещины в стенке у верхнего пояса сварных балок появляются около ребер жесткости, что вызвано концентрацией напряжений у ребер, а также остаточными напряжениями от сварки.
Во многих случаях в сварных балках появляются трещины на конце ребер жесткости по сварному шву или по металлу ребра вблизи шва, прикрепляющего ребро к верхнему поясу. Иногда эти трещины распространяются с ребра на металл стенки балок. Основной причиной появления трещин являются воздействия в верхнем поясе местных крутящих моментов, возникающих от вышеуказанных причин.
169
Кроме того, остаточные напряжения от сварки, неточности изготовления и монтажа конструкций, перекосы подкрановых путей и колес крана в плане еще более усложняют действительную работу подкрановых конструкций.
Опыт эксплуатации и натурные обследования показывают, что уже после 4—6 лет эксплуатации в подкрановых конструкциях появляются первые повреждения: расстраиваются крепления подкрановых и тормозных балок к колоннам, а также соединения их между собой; возникают усталостные трещины в сварных швах и стенке около верхнего пояса балок; в клепаных балках ослабляются заклепки верхнего пояса и появляются трещины в уголках.
В сварных подкрановых балках часто появляются продольные трещины в верхнем поясном шве или в околошовной зоне у торца балки.
При прогибе балки происходит поворот ее опорного сечения вокруг края фактической опоры (по грани колонны), вследствие чего верх торца балки несколько приподнимается. При переходе катка крана с одной балки на другую увеличивается динамический эффект нагрузки. Конец сварного шва у торца балки является концентратором напряжений. Совокупность вышеуказанных факторов и является причиной возникновения трещин у торцов балки. Такие же повреждения часто появляются между ребрами жесткости. Они начинаются в сварном шве или околошовной зоне и, развиваясь с течением времени, достигают длины 1—3 м, и часто распространяются на стенку.
Местный крутящий момент от внецентренного приложения вертикальных давлений вызывает растягивающие напряжения на одной из сторон стенки-балки и приводит к усталостному ее разрушению.
Нередко продольные трещины в стенке у верхнего пояса сварных балок появляются около ребер жесткости, что вызвано концентрацией напряжений у ребер, а также остаточными напряжениями от сварки.
Во многих случаях в сварных балках появляются трещины на конце ребер жесткости по сварному шву или по металлу ребра вблизи шва, прикрепляющего ребро к верхнему поясу. Иногда эти трещины распространяются с ребра на металл стенки балок. Основной причиной появления трещин являются воздействия в ерхнем поясе местных крутящих моментов, возникающих от ышеуказанных причин.
169
Поперечные трещины в верхних поясных листах возникают у отверстий, в листах верхнего пояса, служащих для креплений рельсов, и постепенно распространяются к краю пояса балки. Часто трещины в стенке балки появляются у концов коротких ребер жесткости, такие трещины возникают преимущественно в высоких балках с относительно гибкой стенкой при пролетах 12 м и более.
Местные прогибы верхних поясов ферм являются следствием нарушения правил эксплуатации при использовании балок для зачаливания блоков и тросов при подъеме и перемещении оборудования.
При обследовании подкрановых конструкций проверяются:
• состояние верхнего пояса шва и околошовной зоны, в первую очередь на предмет выявления трещин. Появление трещин разных направлений возможно в верхней части стенки, а также под коротким ребром жесткости. Желательно осмотр этих участков проводить с обеих сторон балки. Тщательный осмотр этих мест производится по всей длине подкрановых балок;
• выполнение требований к качеству и расположению заводских стыков швов поясов и стенок балок, швов приварки ребер жесткости. В неразрезных балках особое внимание уделяется швам в монтажных стыках;
• местные прогибы и искривления элементов, наличие грибовидных поясов, погнутости их между ребрами жесткости;
• состояние соединения тормозных конструкций с верхним поясом балок. Необходимо проверить наличие швов сверху и снизу листа, продольных трещин в листе или по шву;
• узлы примыкания тормозных конструкций к колоннам (наличие разрушенных швов или болтовых соединений);
• узлы соединения балок между собой на опорах, а также с колоннами. Конструктивные решения этих узлов различны, что определяет разнообразие видов их повреждений;
• состояние нижних опорных узлов подкрановых балок, анкерных болтов, прокладок. Особое внимание следует уделять этим узлам в неразрезных балках, в которых передаются отрывающие реакции;
• в узлах с передачей усилий через строганые торцы — плотность сопряжения опорных ребер с плитой колонны, зазоры и перекосы;
• вертикальность подкрановых балок и взаимное их расположение на опорах;
170
• состояние крепления рельса к подкрановым балкам, ослабление и разрушение крючьев и болтов, прижимных планок и т.п.;
• состояние рельсов и подкрановых балок, прямолинейность рельсовых путей;
• состояние ограниченных упоров кранов.
В клепаных подкрановых балках также встречаются повреждения отмеченных выше типов. Они аналогичны повреждениям сварных балок и вызываются теми же причинами. Однако отсутствие остаточных напряжений от сварки, большая податливость заклепочных соединений и утолщение верхней части стенки балки полками поясных уголков облегчают условия работы клепаных балок, поэтому повреждения в них появляются позже, чем в сварных балках.
Массовым повреждением клепаных подкрановых балок является ослабление и повреждение заклепок верхних поясов.
Горизонтальные заклепки крепления поясных уголков к стенке повреждаются вследствие кручения верхнего пояса, вызванного внецентренным приложением нагрузки.
Вертикальные заклепки крепления верхнего поясного листа к уголкам повреждаются вследствие возникновения напряжения от общего изгиба балки при внецентренно приложенной нагрузке.
Наиболее характерными повреждениями крановых рельсов являются: износ верхних и боковых граней головки, повреждения рельсов в местах стыков и трещины в швах.
Повреждение крановых упоров заключается в ослаблении их креплений, остаточных деформациях, а при сильных ударах и в разрушении.
Повреждения подкрановых конструкций общей поверхностной коррозией, как правило, незначительны благодаря мощности сечений и слабому воздействию агрессивной производственной среды.
Количественная характеристика отдельных видов повреждений и времени их возникновения позволяет дать общую оценку надежности подкрановых конструкций, выявить наиболее слабые места и разработать мероприятия по восстановлению их эксплуатационных качеств.
4. Прочие конструкции.
Кроме основных несущих конструкций, образующих каркас зданий, в производственных зданиях имеется большое количе-
171
ство различных конструкций: рабочие площадки, пути для подвесного транспорта и др.
Опасные повреждения в элементах конструкций рабочих площадок возникают в результате воздействия динамических подвижных нагрузок а также высоких температур в горячих цехах.
Повреждения конструкций рабочих площадок являются аналогичными для балочных конструкций. При обследовании рабочих площадок внимание следует обратить на ослабление сечений балок и настила различными вырезами для выпуска технологических коммуникаций, а также на состояние узлов сопряжения второстепенных и главных балок с колоннами, монтажных стыков между собой, вставок между балками, на состояние стоек и связей по ним.
При обследовании конструкций подвесного транспорта следует обратить внимание на ослабление креплений ездовых балок на опорах, изменение геометрического положения путей, происходящих от неравномерной осадки несущих конструкций и приводящих к накоплению остаточных деформаций.