Крестово-купольная система на Руси была существенно переработана, и таким образом, изначально приобрела существенные отличия в решении русских храмов от византийских.
Ø Отличия русских и византийских крестово-купольных храмов.
№ п./п. | Византийский крестово-купольный храм | Русский крестово-купольный храм. |
Отсутствие галерей. | Наличие галерей с трех сторон храма. | |
Наличие открытого двора с западной стороны храма. | Крыльцо – паперть с западной стороны храма. | |
Чаще одноглавые. | Всегда многоглавые | |
Купола плоские. | Купола подъёмистые или круглые. | |
Барабаны глав низкие | Барабаны глав высокие. | |
Окна на барабанах глав большие и частые. | Окна на барабанах глав узкие и редкие. | |
Завершение дверей горизонтальное | Завершение дверей полукруглое. | |
Наличие ордера во внутреннем и внешнем решении. | Отсутствие ордера во внутреннем и внешнем решении. |
В IX - XII вв. политическим и культурным центром Русской земли был Киев, сравниваемый современниками по красоте и значимости с Константинополем. Росту могущества Киева способствовало его географическое положение на пересечении торговых путей из Скандинавских стран на юг, в Царьград, с запада, из Германии, до Хорезма. При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром, Русь стала сильным государством. Помимо Киева большую роль играли такие города, как Новгород, Полоцк и Чернигов.
Для искусства домонгольской поры характерна одна отличительная черта - монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура.
Древнейшие каменные храмы Руси не сохранились. Однако раскопки позволили установить план первого городского киевского собора - Десятинной церкви Успения Богоматери в Киеве, сооруженной по желанию князя Владимира.
· Церковь Успения Богоматери (Десятинная церковь) в Киеве
Гг.
Первая каменная церковь в Древней Руси. Десятинная церковь - «храм на крови». Она поставлена в соответствии с древней традицией на могилах святых. По преданию киевский храм возвели на том месте, где язычники в 983 г. убили варягов христиан – Иоанн и Феодор.
Церковь во имя Пресвятой Богородицы была одарена десятой частью всех княжеских доходов, отчего и стала именоваться Десятинной. Десятая часть, как священная мера Ветхого Завета, давалась на соборные храмы в Византии и в русских землях.
Шестистолпный вариант многоглавого крестовокупольного собора с обходными галереями. Сначала это был трехнефный крестовокупольный храм; в 1039 г., при князе Ярославе, он был расширен и стал пятинефным. Церковь с двух сторон была обнесена пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму(западная часть имела до сих пор до конца не выявленную планировку).Силуэт церкви был пирамидальным, а весь объем в целом отличался наращиванием масс, что было абсолютно чуждо византийскому зодчеству. Таким образом, изначально складывается ступенчатая структура фасадов храма. Результаты раскопок позволяют, впрочем, утверждать, что внутри он был богато декорирован фресками и мозаиками. Близ собора находились каменные дворцовые сооружения, также богато украшенные мрамором, мозаикой, майоликовыми плитками. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница. В ней были похоронены христианская супруга Владимира – византийская царевна Анна, умершая в 1011 году, а затем и сам Владимир, умерший в 1015 году. |
Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещеных» братьев Владимира – Ярополка и Олега Древлянского. В конце 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь – последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.
Своеобразный облик древнерусских соборов предопределил появление национальной традиции, получившей в дальнейшем блестящее развитие. Крупные многоглавые храмы времен великого княжения Владимира и Ярослава Мудрого своим статичным, монументальным обликом выражали идею соборности с величия объединенной Руси.
· Спасо-Преображенский собор в Чернигове (заложен в 1033 г.)
Западный фасад (современный вид) | |
Самый византийский из всех древнерусских храмов. В своей основе это был трехнефный шестистолпный пятиглавый крестовокупольный храм с развитой алтарной частью и нартексом — притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за него храм получался вытянутым, прямоугольным. В соборе устроены хоры для присутствия на богослужении князя и его семьи. |
Пирамидальность храма определяется ритмом возвышающихся к центру куполов и приподнятостью главного нефа и трансепта. В отличие от всех последующих русских соборов и церквей со свойственным им строгим соответствием внутреннего строения и внешнего облика, здесь лопатки на фасадах не дают представления о расположении опорных столбов внутри здания. Закомары и покрытия снаружи также не соответствуют конструктивным очертаниям сводов.