Живопись первой половины xix в.

Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма Академии художеств. Классицизм в живописи - академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники-неакадемисты, т.е. художники, порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России - вслед за Германией и Англией - романтизм.

Главное в эстетике романтизма - показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ высокодуховной личности, жаждущей и ищущей гармонии.

То, что люди первой половины XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство - поэтому столь одухотворенны и лица людей на романтических портретах. Портретный жанр живописи этого времени приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г. способствовал пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве).

Отметим композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились:

1) сложная многоплоскостная посадка портретируемого человека;

2) на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки: через них живописцы передавали духовный мир человека;

3) обязательное наличие яркого пятна в одежде.

О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты: Е.В. Давыдова (1809),

А.С. Пушкина (1827),

юноши Александра Челищева (1808-1809),

отчима Швальбе (1804),

С.С. Уварова (1816).

В.А. Тропинин (1776-1857) является автором демократического портретов:

А.С. Пушкина (1827)

Ю.П. Самарина (1840)

Е.С. Авдулиной (1822)

сына Арсения (1818)

П.А. Булахова (1823).

К.П. Брюллов (1799-1852) - автор портретов:

"Итальянский полдень", Ю.П. Самойловой (1827),

княгини Е.П. Салтыковой (1841),

поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого (1836),

издателя и литератора А.Н. Струговщикова (1840).

К.П. Брюллов стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития:

"Всадница" (1833),

"Сестры Шишмаревы" (1839)

"Ю.П. Самойлова, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (1842).

Итак, события первой четверти XIX в. создали особый тип людей, больше не повторявшийся в другие десятилетия, - с цельностью мировоззрения, рыцарским служением Отечеству, верностью идеалам добра и справедливости. Анализируя портреты, мы можем понять сущность эпохи.

Итак, живописный портрет как исторический источник может много рассказать о человеке. Рассказ его сжат, в нем предельная концентрация мысли и чувства.

Портрет-свидетель и очевидец эпохи расскажет нам не только о костюмах, интерьере домов, событиях, но - главным образом - о человеке, о

его духовном росте, сложностях внутреннего мира, т.е. он - незаменимый свидетель социально-психологических процессов эпохи.

"Лицо человека - есть лицо истории", - говорила скульптор Мухина.

Характеризуя портретный жанр русской живописи, студенты должны понимать ее художественный язык: композицию, колорит красок.

Исторический жанр живописи обогатился новыми отличительными чертами, что нашло отражение в картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-1833) и в картине А.А. Иванова "Явление Христа народу" (1836-1850-е). В этих живописных полотнах преодолевается линейная композиция, хорошо проработан второй план; многофигурные сцены не поглощают характеристики отдельных личностей; яркий, образный колорит красок работает на основную идею сюжета.

Бытовой жанр представлен двумя художниками, жившими в равное время.

А.Г. Венецианов (1780-1847) творил в эпоху живописного романтизма, его картины - это романтическая поэма на холсте, он - основоположник бытового жанра:

"Гумно" (1821),

"Спящий пастушок" (1826),

"Весна. На пашне" (1820-е),

"Осень. На жатве" (1820-е),

"Крестьянка с васильками" (1820-е).

Художник П.А. Федотов (1815-1852) - стал основоположником критического реализма в русской живописи. Но это еще не было обличением действительности.

Свое ироническое отношение к жизни П.А. Федотов выразил посредством искусства:

"Сватовство майора" (1848),

"Свежий кавалер" (1846),

"Завтрак аристократа" (1849),

"Анкор, еще, анкор!" (1851).

Итак, искусство "золотого века русской культуры" началось великолепными достижениями в области позднего архитектурного классицизма, романтического портрета, монументальной скульптуры.

Далее студентам предлагается план и литература семинарского занятия по теме "Русская культура первой половины XIX в.".

План семинарских занятий для студентов очной формы обучения

Занятие 1.

1. Основные черты и особенности развития культуры первой половины XIX в.

2. Стилевые особенности архитектуры. Архитектура Петербурга, Москвы, провинциальных городов.

Занятие 2.

1. Жанровые, стилевые особенности русской живописи.

Занятие 3.

1. Тематика в скульптуре.

2. Развитие музыкального и театрального искусства.

Литература

Алексеева, Т.В. История русского искусства / Т.В. Алексеева. - М., 1963. -Т. 8. - Кн. 1.

Амшинская, А.М. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников 1-й пол. XIX в. / А.М. Амшинская. - М., 1954.

Амшинская, А.М. В.А. Тропинин / А.М. Амшинская. - М., 1970.

Ацаркина, Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество / Э.Н. Ацаркина. - М., 1963.

Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. - М., 1965.

Декабристы в собрании ГИМ: Альб. / Сост. М.Барановская, Т.Власенко. - М., 1975

Деятели русской культуры XIX в.: Страницы биогр. - М., 1990.

Зильберштейн, И.С. Художник-декабрист Н.Бестужев / И.С. Зильберштейн. - М., 1977.

Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России / Е.И. Кириченко. - М., 1986.

Кислякова, И.В. О.Кипренский. Эпоха и герои / И.В. Кислякова. - М., 1977.

Коваленская, Н.Н. Русский классицизм / Н.Н. Коваленская. - М., 1964

Коваленская, Н.Н. История русского искусства I пол. XIX в. / Н.Н. Коваленская. - М., 1951.

Кока, Г.М. Портреты Пушкина / Г.М. Кока //Творчество. - 1962. - № 2. - С. 23.

Кока, Г.М. Пушкин в искусстве / Г.М. Кока. - М., 1962.

Московская изобразительная Пушкиниана. - М., 1975.

Морохов, А.Г. Три века русской сцены / А.Г. Морохов. - М., 1978.

Лозинский, Р.Р. Страницы минувшего / Р.Р. Лозинский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.

Некрасов, М.А., Отечественная война 1812 г. и русское искусство / М.А. Некрасов, С.М. Земцов. - М., 1969.

Очерки по истории русского портрета I пол. XIX в. /Под ред. Шмидта. - М.,

1966.

Плотникова, Е. П.А. Федотов / Е. Плотникова. - Л., 1970.

Познанский, В.В. Очерк формирования русской национальной культуры I пол. XIX в. / В.В. Познанский. - М., 1975.

Поспелов, Г.Г. Русский интимный портрет II пол. XVIII - I пол. XIX в. / Г.Г. Поспелов. // Русское искусство XVIII- XIX вв. /Под ред. Г. М. Алексеевой. – М., 1968.

Принцева, Г.А. Декабристы в изобразительном искусстве / Г.А. Принцева. - Л., 1975.

Пунин, А.Л. Архитектурные памятники XIX в. / А.Л. Пунин. - Л., 1981. Русское искусство XVIII - I пол. XIX в. – М., 1971.

Савинков, А.Н. А.Г. Веницианов / А.Н. Савинков. - М., 1955.

Сарабьянов, Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. XIX в. / Д.В. Сарабьянов. – М., 1973.

России верные сыны. Отечественная война 1812 года в русской литературе I пол. XIX в. - Л., 1988.

Эфорс, А.М. Два века русского искусства / А.М. Эфорс. - М., 1969.

Уклеин, В.Н. Тула - каменная летопись / В.Н. Уклеин. - Тула, 1984.

Тема 5. "ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ"

Наши рекомендации