Живопись первой половины xix в.
Художникам становилось тесно в узких рамках классицизма Академии художеств. Классицизм в живописи - академизм. Наибольшего успеха в это время добиваются художники-неакадемисты, т.е. художники, порвавшие с академическими догмами. Именно они осваивали распространявшийся в России - вслед за Германией и Англией - романтизм.
Главное в эстетике романтизма - показать раскрепощение внутреннего мира личности, дать новые понятия о достоинстве человека, создать светлый образ высокодуховной личности, жаждущей и ищущей гармонии.
То, что люди первой половины XIX в. принимали так близко к сердцу судьбу Родины, придавало их собственному облику поразительное духовное богатство - поэтому столь одухотворенны и лица людей на романтических портретах. Портретный жанр живописи этого времени приоритетен и популярен. Рост самосознания народа, как следствие Отечественной войны 1812 г. способствовал пристальному вниманию к отдельной личности, что отразилось на развитии портретного жанра в творчестве О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова (академиста по образованию, романтика в творчестве).
Отметим композиционные и колористические особенности романтических портретов проявились:
1) сложная многоплоскостная посадка портретируемого человека;
2) на темном фоне ярким пятном высвечивались лицо и руки: через них живописцы передавали духовный мир человека;
3) обязательное наличие яркого пятна в одежде.
О.А. Кипренский (1782-1836) написал портреты: Е.В. Давыдова (1809),
А.С. Пушкина (1827),
юноши Александра Челищева (1808-1809),
отчима Швальбе (1804),
С.С. Уварова (1816).
В.А. Тропинин (1776-1857) является автором демократического портретов:
А.С. Пушкина (1827)
Ю.П. Самарина (1840)
Е.С. Авдулиной (1822)
сына Арсения (1818)
П.А. Булахова (1823).
К.П. Брюллов (1799-1852) - автор портретов:
"Итальянский полдень", Ю.П. Самойловой (1827),
княгини Е.П. Салтыковой (1841),
поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого (1836),
издателя и литератора А.Н. Струговщикова (1840).
К.П. Брюллов стал первым писать портреты-картины - особый вид портрета, где изображены два и более человек и есть сюжет, динамика развития:
"Всадница" (1833),
"Сестры Шишмаревы" (1839)
"Ю.П. Самойлова, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (1842).
Итак, события первой четверти XIX в. создали особый тип людей, больше не повторявшийся в другие десятилетия, - с цельностью мировоззрения, рыцарским служением Отечеству, верностью идеалам добра и справедливости. Анализируя портреты, мы можем понять сущность эпохи.
Итак, живописный портрет как исторический источник может много рассказать о человеке. Рассказ его сжат, в нем предельная концентрация мысли и чувства.
Портрет-свидетель и очевидец эпохи расскажет нам не только о костюмах, интерьере домов, событиях, но - главным образом - о человеке, о
его духовном росте, сложностях внутреннего мира, т.е. он - незаменимый свидетель социально-психологических процессов эпохи.
"Лицо человека - есть лицо истории", - говорила скульптор Мухина.
Характеризуя портретный жанр русской живописи, студенты должны понимать ее художественный язык: композицию, колорит красок.
Исторический жанр живописи обогатился новыми отличительными чертами, что нашло отражение в картине К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" (1830-1833) и в картине А.А. Иванова "Явление Христа народу" (1836-1850-е). В этих живописных полотнах преодолевается линейная композиция, хорошо проработан второй план; многофигурные сцены не поглощают характеристики отдельных личностей; яркий, образный колорит красок работает на основную идею сюжета.
Бытовой жанр представлен двумя художниками, жившими в равное время.
А.Г. Венецианов (1780-1847) творил в эпоху живописного романтизма, его картины - это романтическая поэма на холсте, он - основоположник бытового жанра:
"Гумно" (1821),
"Спящий пастушок" (1826),
"Весна. На пашне" (1820-е),
"Осень. На жатве" (1820-е),
"Крестьянка с васильками" (1820-е).
Художник П.А. Федотов (1815-1852) - стал основоположником критического реализма в русской живописи. Но это еще не было обличением действительности.
Свое ироническое отношение к жизни П.А. Федотов выразил посредством искусства:
"Сватовство майора" (1848),
"Свежий кавалер" (1846),
"Завтрак аристократа" (1849),
"Анкор, еще, анкор!" (1851).
Итак, искусство "золотого века русской культуры" началось великолепными достижениями в области позднего архитектурного классицизма, романтического портрета, монументальной скульптуры.
Далее студентам предлагается план и литература семинарского занятия по теме "Русская культура первой половины XIX в.".
План семинарских занятий для студентов очной формы обучения
Занятие 1.
1. Основные черты и особенности развития культуры первой половины XIX в.
2. Стилевые особенности архитектуры. Архитектура Петербурга, Москвы, провинциальных городов.
Занятие 2.
1. Жанровые, стилевые особенности русской живописи.
Занятие 3.
1. Тематика в скульптуре.
2. Развитие музыкального и театрального искусства.
Литература
Алексеева, Т.В. История русского искусства / Т.В. Алексеева. - М., 1963. -Т. 8. - Кн. 1.
Амшинская, А.М. Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников 1-й пол. XIX в. / А.М. Амшинская. - М., 1954.
Амшинская, А.М. В.А. Тропинин / А.М. Амшинская. - М., 1970.
Ацаркина, Э.Н. К.П.Брюллов. Жизнь и творчество / Э.Н. Ацаркина. - М., 1963.
Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики / Г.А. Гуковский. - М., 1965.
Декабристы в собрании ГИМ: Альб. / Сост. М.Барановская, Т.Власенко. - М., 1975
Деятели русской культуры XIX в.: Страницы биогр. - М., 1990.
Зильберштейн, И.С. Художник-декабрист Н.Бестужев / И.С. Зильберштейн. - М., 1977.
Кириченко, Е.И. Архитектурные теории XIX в. в России / Е.И. Кириченко. - М., 1986.
Кислякова, И.В. О.Кипренский. Эпоха и герои / И.В. Кислякова. - М., 1977.
Коваленская, Н.Н. Русский классицизм / Н.Н. Коваленская. - М., 1964
Коваленская, Н.Н. История русского искусства I пол. XIX в. / Н.Н. Коваленская. - М., 1951.
Кока, Г.М. Портреты Пушкина / Г.М. Кока //Творчество. - 1962. - № 2. - С. 23.
Кока, Г.М. Пушкин в искусстве / Г.М. Кока. - М., 1962.
Московская изобразительная Пушкиниана. - М., 1975.
Морохов, А.Г. Три века русской сцены / А.Г. Морохов. - М., 1978.
Лозинский, Р.Р. Страницы минувшего / Р.Р. Лозинский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2000.
Некрасов, М.А., Отечественная война 1812 г. и русское искусство / М.А. Некрасов, С.М. Земцов. - М., 1969.
Очерки по истории русского портрета I пол. XIX в. /Под ред. Шмидта. - М.,
1966.
Плотникова, Е. П.А. Федотов / Е. Плотникова. - Л., 1970.
Познанский, В.В. Очерк формирования русской национальной культуры I пол. XIX в. / В.В. Познанский. - М., 1975.
Поспелов, Г.Г. Русский интимный портрет II пол. XVIII - I пол. XIX в. / Г.Г. Поспелов. // Русское искусство XVIII- XIX вв. /Под ред. Г. М. Алексеевой. – М., 1968.
Принцева, Г.А. Декабристы в изобразительном искусстве / Г.А. Принцева. - Л., 1975.
Пунин, А.Л. Архитектурные памятники XIX в. / А.Л. Пунин. - Л., 1981. Русское искусство XVIII - I пол. XIX в. – М., 1971.
Савинков, А.Н. А.Г. Веницианов / А.Н. Савинков. - М., 1955.
Сарабьянов, Д.В. П.А. Федотов и русская художественная культура 40-х гг. XIX в. / Д.В. Сарабьянов. – М., 1973.
России верные сыны. Отечественная война 1812 года в русской литературе I пол. XIX в. - Л., 1988.
Эфорс, А.М. Два века русского искусства / А.М. Эфорс. - М., 1969.
Уклеин, В.Н. Тула - каменная летопись / В.Н. Уклеин. - Тула, 1984.
Тема 5. "ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ"