Тема 3. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ И ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ (КОНЕЦ 20-Х - 50-Е ГОДЫ XIX В.)
Русское общественное движение второй четверти XIX века начинает свой отсчет от времени поражения декабристов. К этому событию русское образованное общество отнеслось по-разному. Нужно было ответить на вопросы, поставленные декабристами: как относиться к самодержавию и крепостному праву? какой будет Россия в будущем времени - во второй половине XIX в. Многие для ответа на эти вопросы обращались к российской истории, началось всеобщее увлечение историзмом. В особенностях прошлого развития России видели причины ее сегодняшних процессов, в том числе и отставания от Западной Европы. Споры о превосходстве России или ее отсталости, о самобытности России составляли главное содержание идейной, умственной жизни 20-50-х годов. XIX в. Наиболее ярко и полемично проблему национальной самобытности России поставил П.Я. Чаадаев в своем первом философском письме (1829 г.).
В условиях царствования Николая I, когда закончился диалог власти и общества, умственная идейная жизнь части образованных людей должна была найти другие формы - чем тайные декабристские организации - существования.
В конце 20-х - начале 30-х годов общественное движение выразилось в следующих формах:
1) распространение вольнолюбивых идей с университетской кафедры (профессора М.У Грановский, Галич, Надеждин);
2) распространение вольнолюбивой литературы в списках - от руки переписывались и передавались произведения (А. Пушкина, К. Рылеева, А. Полежаева, А. Кольцова);
3) распространение листовок и прокламаций в провинции;
4) деятельность молодежных просветительских, либеральных кружков, в основном в Московском университете.
Идейно все кружки были связаны с декабристами, но от последних они отличались по социальному составу и деятельности.
Впервые с допетровских времен правительство Николая I стремилось открыто опереться на силы традиционализма, на народную поддержку самодержавия. Идеалу либеральной политики Александра I был противопоставлен идеал попечительной, охранительной политики. В 1833 г. сформировалась идеологическая доктрина С.С. Уварова, вокруг которого стали объединяться силы консерватизма (традиционализма).
В 40-е годы XIX в. сложилось либеральное общественное течение, представленное славянофилами (славянолюбами) и западниками. Их объединяло то, что они хотели видеть Россию реформированной, эволюционно развивающейся, без крепостного права, Россию с Земским собором (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) или с представительным органом - парламентом (К.Ф. Кавелин, Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин).
Славянофилы и западники составляли либеральную оппозицию власти. На крайне левом фланге общественного движения находилось леворадикальное течение представленное родившейся в конце 40-х годов XIX в. революционно-демократической идеологией. Ее основателями были В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Последний явился создателем теории "общинного социализма".
В русском общественном движении заметной фигурой был русский писатель и христианский философ Н.В. Гоголь, который вслед за П.Я. Чаадаевым видел преобразование России через преобразование души каждого человека. Сложным мировоззренческим проблемам посвящена книга Н.В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847 г.)
К этому времени Н.В. Гоголь отказался от чисто литературной деятельности: как прозаик, он почувствовал в себе силы проповедника, Учителя. После сильного духовного кризиса Н.В. Гоголь и написал эту книгу. Взгляд его на Россию - это взгляд христианина, сознающего, что все материальные богатства должны быть подчинены высшей цели — духовному преобразованию человека.
Главный тезис книги состоит в том, что "не революциями и разрушениями преобразуется общество, не переменой внешних обстоятельств, а переменой во внутреннем мире человека" через искусство и поэзию человек способен придти к идеалу - Христианской Любви. "Там только исцелится народ, где постигнет монарх высшее значение свое - быть Образом того на земле, который сам есть Любовь".
Это произведение высоко чтили П.Я. Чаадаев, Л.Н. Толстой, К.С. Аксаков, А.А. Блок, Ф.М. Достоевский. И только В.Г. Белинский обрушился с поразительно неприятной, оскорбительной и неумной критикой на Н.В. Гоголя. Он считал, что эта книга - падение Н.В. Гоголя. А на самом деле она - его подвиг, нравственный, человеческий. Н.В. Гоголь предвидел кровавые ужасы XX в.
План семинарских занятий для студентов очной формы обучения
Занятие 1.
1. Официальная идеология С.С. Уваров: причины создания, содержание, значение.
2. Влияние официальной идеологии на общественную мысль России 20-50-х годов XIX в. (М.П. Погодин, С.П. Шевырев, журнал "Москвитянин", петербургские литераторы).
Занятие 2.
1. Литературно-просветительское движение 20-30-х годов XIX в.: "Любомудры", Н.А. Полевой, Н.И. Надеждин, "Московский телеграф", "Телескоп", П.Я. Чаадаев и его первое философическое письмо".
2. Кружок Н.В. Станкевича. Русское гегельянство.
Занятие 3.
1. Общественно-политические взгляды славянофилов: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.
2. Мировоззрение Н.В. Гоголя. "Выбранные места из переписки с друзьями".
3.Общественно-политические взгляды западников. Т.Н. Грановский. "Государственная школа" в русской историографии. К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев.
Занятие 4.
1. Радикальное направление русского общественного движения 20-50-х годов XIX в. Радикальные кружки второй половины 20-х - начала 30-х годов XIX в. Н.П. Сунгурова, братьев Критских, А.И. Полежаев, Петрашевцы.
2. "Радикальные западники" - В.Г. Белинский, А.И. Герцен.
План семинарских занятий для студентов заочной формы обучения
Занятие 1.
1. Официальная идеология С.С. Уварова: причины создания, содержание, значение.
2. Литературно-просветительское движение 20-30-х годов XIX в. "Любомудры", П.Я. Чаадаев и его первое "Философическое письмо".
Занятие 2.
1. Общественно-политические взгляды славянофилов.
2. Общественно-политические взгляды западников.
3. А.И. Герцен и его теория "общинного социализма".
Литература
Бердяев, Н.А. Алексей Степанович Хомяков / Н.А. Бердяев. - М., 1912
Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь. - М., 1990.
Уваров, С.С. Доклад Николаю I «Десятилетие Министерства народного просвещения» / С.С. Уваров. - СПб., 1864. //Сб. документов по истории СССР I пол. XIX в. – М., 1974.
Чаадаев, П.Я. Статьи и письма / П.Я. Чаадаев. - М., 1986.
Акульшин, П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества / П.В. Акульшин //Педагогика. - 1993. - № 4.
Витта Керц, Х. Графф С.С. Уваров и его время / Витта Керц Х. – СПб., 1999
Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе / Е.А. Дудзинская. - М., 1983.
Дьяков, В.А. Общественное движение в России 1825-1861 гг. / В.А. Дьяков. - М., 1979.
Дьяков, В. А. Славянофильский вопрос в общественной жизни дореволюционной России / В. А. Дьяков. - М., 1993.
Егоров, Б.Д. Петрашевцы / Б.Д. Егоров. - Л., 1988.
Зеньковский, В.В. История русской философии: В 2 т. / В.В. Зеньковский. - Л., 1991.
Каменский, З.А. Т.Н. Грановский / З.А. Каменский. - М., 1988.
Керимов, В.И. Историософия А.С. Хомякова / В.И. Керимов. - М., 1984.
Керимов, В.И. Спор имеет вековую историю / В.И. Керимов // Родина. – 1993. - № 1.
Киреевский, И.В. Избранные труды / И.В. Киреевский. - М., 1984.
Левандовский, А.А. Время Грановского. Формирование русской интеллигенции в 30-40 гг. XIX в. / А.А. Левандовский. - М., 1990.
Насонкина, Л.Н. Московский университет после восстания декабристов / Л.Н. Насонкина. - М., 1972.
Пирумова, Н.М. А.И. Герцен - человек и мыслитель / Н.М. Пирумова. - М., 1993.
Революционный радикализм в России. Век XIX. / Под ред. Е.П. Рудницкой. -М., 1997.
Российские реформаторы (XIX - начала XX вв.). - М., 1995.
Олейников, Д. Кто такие западники и славянофилы / Д. Олейников //Родина. – 1990. - № 3.
Сапов, В. Философ и царь / В. Сапов //Родина. - 1993. - № 11.
Сухов, А.Д. Илья Муромец славянофильства / А.Д. Сухов. - М., 1990.
Тарасов, Б. Николай I и его время: В 2 т. / Б. Тарасов. - М., 2000.
Тарасов, Б. П.Я. Чаадаев / Б. Тарасов. - М., 1990.
Черемисская, М.И. П.Я. Чаадаев / М.И. Черемисская //Вопр. истории. - 1994. - № 10.
Цимбаев, Н.И. Славянофильство / Н.И. Цимбаев. - М., 1991.
Шевченко, М.М. Понятие теории официальной народности и изучение внутренней политики Николая I / М.М. Шевченко. // Вестнник МУ, серия 8, история. – 2002. - № 4.
Методические рекомендации
По изучению данной темы
К занятию 1 студенты должны прочитать текст доклада С.С. Уварова Николаю I о десятилетней деятельности Министерства народного просвещения (1833-1843 гг.).
К занятию 2 студенты должны знать содержание первого "Философического письма" П.Я. Чаадаева.
К занятию 3 студенты должны прочитать статью А.С. Хомякова "О старом и новом", познакомиться с работой Н.В. Гоголя "Выбранные места из переписки с друзьями".
К занятию 4 необходимо знать основные положения теории "крестьянского общинного социализма" А.И. Герцена.