Тема: Храмовая архитектура Древней Руси

Планы практических и семинарских занятий.

Практическое занятие № 1.

Тема: Храмовая архитектура Древней Руси

Вопросы для подготовки:

1. Формирование зодчества как вида искусства в Древней Руси. Византийские традиции в древнерусской архитектуре, крестово-купольный тип древнерусского храма.

2. Символика древнерусского храма.

3. Элементы стиля монументального историзма в памятниках древнерусского зодчества.

4. Архитектура Киевской Руси: Десятинная церковь, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Храм св. Софии в Киеве.

5. Местные художественные школы:

а) владимиро-суздальская архитектура: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире;

б) новгородская школа: Софийский собор в Новгороде Великом, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице;

в) псковская школа: собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря, Троицкий собор в Пскове.

6. Архитектура Московской Руси: Успенский собор в московском кремле, Благовещенский собор в Кремле, Архангельский собор в Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади

Задание:

1) Подготовить сообщение об особенностях архитектурного строительства одного из древнерусских княжеств и в качестве примера проанализируйте один из архитектурных памятников Древней Руси по плану: история создания храма, название и символика храма, основные художественные особенности, значение в истории русской культуры, судьба памятника.

Литература:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. – М., 1969. – С. 193-239.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000. – С. 90-105, 319-339.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2.php.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm.

РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. http://rusarch.ru/index.htm.

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. – М.: Республика, 1994. http://rublev.voskres.ru/umozrenie.html.

Практическое занятие №2.

Тема: Ю.М.Лотман о русской культуре.

Задание: 1.Прочитать главы из книги «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства(XVIII – начало XIX века). – Санкт-Петербург: Искусство – 1994 – 399с.

Главы: «Женский мир»; «Женское образование в XVIII – начале XIX века»;

«Бал»; «Сватовство. Брак. Развод»; «Дуэль»; «Русский дендизм».

2. Подготовить сопроводительную презентацию по прочитанной главе.

Привлечь соответствующие материалы лекций Ю.М.Лотмана из телевизионного проекта «Academia».

Вопросы для подготовки:

1. Роль женщины в русском обществе, ее социальный статус.

2. Виды и роль светского досуга в жизни русского дворянства.

3. Кодекс чести русского дворянина:pro et contra.

Литература:

Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства(XVIII – начало XIX века). – Санкт-Петербург: Искусство – 1994 – 399с.

Чудакова М. О. По строгим законам науки // «Новый мир», 1965, № 10

Finitus duodecim lustris: сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллин, 1982.

Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 384 с.

Практическое занятие № 3.

Практическое занятие № 4.

Тема: Романсы на стихотворения поэтов «пушкинской плеяды».

Практическое занятие № 5.

Тема: Реализм в русском искусстве. Феномен передвижничества. Творчество Н.А.Некрасова.

Задание:

Подготовить презентацию о русских художниках – передвижниках:

*Жизнь и творчество В.Г.Перова

*Жизнь и творчество Н.Н.Ге

*Жизнь и творчество И.Н.Крамского

*Жизнь и творчество А.К. Саврасова

*Жизнь и творчество И. Е.Репина

Вопросы для подготовки:

1.Мифология и предыстория реализма в живописи.

2.Бунт против академизма и появление передвижничества.

3.Художественый язык социальной живописи.

4. Передвижничество в музыке и театре.

5. Найти параллели между поэзией Некрасова и творчеством передвижников.

Литература:

Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. , Борисова Е.А. и др. Мировая художественная культура XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. – Санкт-Петербург. – 2008. – 464 с.

Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2, С. 94– 103.

Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. – М. 1980. – 476 ст.

Практическое занятие № 6.

Тема: Русская классическая литература: интерпретации в мировом и отечественном кинематографе. («Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого).

(интерактивная форма)

Задание: 1.Посмотреть и оценить англо-американскую экранизацию романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (1998). Режиссер - Марта Файнс (Martha Fiennes).
В главных ролях: Лив Тайлер (Татьяна), Рэйф Файнс (Евгений), Тоби Стивенс (Владимир Ленский).

Подготовить обзор рецензий об экранизации.

2. Посмотреть, оценить и сопоставить три эпизода (эпизод объяснения в любви Кити Щербацкой и Константина Левина; эпизод скачек; эпизод первого бала, где встретились Алексей Вронский и Анна Каренина) из экранизаций романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».

Экранизации:

* «Анна Каренина» (фильм, 1967) (СССР). Режиссёр Александр Зархи, в роли Анны – Татьяна Самойлова;

* «Анна Каренина» (фильм, 2009) (Россия). Телевизионный минисериал. Режиссёр Сергей Соловьёв, в роли Анны – Татьяна Друбич;

* «Анна Каренина» (фильм, 2012) (Великобритания). Режиссёр Джо Райт, в роли Анны – Кира Найтли.

Подготовить обзор рецензий об экранизации.

Вопросы для подготовки:

«Евгений Онегин»:

1.Образ Татьяны.

2.Образ Евгения Онегина.

3. Характер отображения российской действительности в фильме.

«Анна Каренина»:

1.Образ Анны.

2.Образ Вронского.

3.Образ Левина.

4.Образ Кити.

5. Оцените художественные решения экранизаций.

Практическое занятие № 7.

Тема: Классическая литература: театральные интерпретации.

Практическое занятие № 8.

Планы практических и семинарских занятий.

Практическое занятие № 1.

Тема: Храмовая архитектура Древней Руси

Вопросы для подготовки:

1. Формирование зодчества как вида искусства в Древней Руси. Византийские традиции в древнерусской архитектуре, крестово-купольный тип древнерусского храма.

2. Символика древнерусского храма.

3. Элементы стиля монументального историзма в памятниках древнерусского зодчества.

4. Архитектура Киевской Руси: Десятинная церковь, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Храм св. Софии в Киеве.

5. Местные художественные школы:

а) владимиро-суздальская архитектура: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире;

б) новгородская школа: Софийский собор в Новгороде Великом, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице;

в) псковская школа: собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря, Троицкий собор в Пскове.

6. Архитектура Московской Руси: Успенский собор в московском кремле, Благовещенский собор в Кремле, Архангельский собор в Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади

Задание:

1) Подготовить сообщение об особенностях архитектурного строительства одного из древнерусских княжеств и в качестве примера проанализируйте один из архитектурных памятников Древней Руси по плану: история создания храма, название и символика храма, основные художественные особенности, значение в истории русской культуры, судьба памятника.

Литература:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. – М., 1969. – С. 193-239.

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000. – С. 90-105, 319-339.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М., 1990.

Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2.php.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm.

РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. http://rusarch.ru/index.htm.

Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. – М.: Республика, 1994. http://rublev.voskres.ru/umozrenie.html.

Практическое занятие №2.

Наши рекомендации