Тема: Храмовая архитектура Древней Руси
Планы практических и семинарских занятий.
Практическое занятие № 1.
Тема: Храмовая архитектура Древней Руси
Вопросы для подготовки:
1. Формирование зодчества как вида искусства в Древней Руси. Византийские традиции в древнерусской архитектуре, крестово-купольный тип древнерусского храма.
2. Символика древнерусского храма.
3. Элементы стиля монументального историзма в памятниках древнерусского зодчества.
4. Архитектура Киевской Руси: Десятинная церковь, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Храм св. Софии в Киеве.
5. Местные художественные школы:
а) владимиро-суздальская архитектура: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире;
б) новгородская школа: Софийский собор в Новгороде Великом, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице;
в) псковская школа: собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря, Троицкий собор в Пскове.
6. Архитектура Московской Руси: Успенский собор в московском кремле, Благовещенский собор в Кремле, Архангельский собор в Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади
Задание:
1) Подготовить сообщение об особенностях архитектурного строительства одного из древнерусских княжеств и в качестве примера проанализируйте один из архитектурных памятников Древней Руси по плану: история создания храма, название и символика храма, основные художественные особенности, значение в истории русской культуры, судьба памятника.
Литература:
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. – М., 1969. – С. 193-239.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000. – С. 90-105, 319-339.
Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2.php.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm.
РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. http://rusarch.ru/index.htm.
Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. – М.: Республика, 1994. http://rublev.voskres.ru/umozrenie.html.
Практическое занятие №2.
Тема: Ю.М.Лотман о русской культуре.
Задание: 1.Прочитать главы из книги «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства(XVIII – начало XIX века). – Санкт-Петербург: Искусство – 1994 – 399с.
Главы: «Женский мир»; «Женское образование в XVIII – начале XIX века»;
«Бал»; «Сватовство. Брак. Развод»; «Дуэль»; «Русский дендизм».
2. Подготовить сопроводительную презентацию по прочитанной главе.
Привлечь соответствующие материалы лекций Ю.М.Лотмана из телевизионного проекта «Academia».
Вопросы для подготовки:
1. Роль женщины в русском обществе, ее социальный статус.
2. Виды и роль светского досуга в жизни русского дворянства.
3. Кодекс чести русского дворянина:pro et contra.
Литература:
Лотман Ю.М. «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства(XVIII – начало XIX века). – Санкт-Петербург: Искусство – 1994 – 399с.
Чудакова М. О. По строгим законам науки // «Новый мир», 1965, № 10
Finitus duodecim lustris: сборник статей к 60-летию проф. Ю. М. Лотмана. Таллин, 1982.
Егоров Б. Ф. Жизнь и творчество Ю. М. Лотмана. М.: Новое литературное обозрение, 1999. – 384 с.
Практическое занятие № 3.
Практическое занятие № 4.
Тема: Романсы на стихотворения поэтов «пушкинской плеяды».
Практическое занятие № 5.
Тема: Реализм в русском искусстве. Феномен передвижничества. Творчество Н.А.Некрасова.
Задание:
Подготовить презентацию о русских художниках – передвижниках:
*Жизнь и творчество В.Г.Перова
*Жизнь и творчество Н.Н.Ге
*Жизнь и творчество И.Н.Крамского
*Жизнь и творчество А.К. Саврасова
*Жизнь и творчество И. Е.Репина
Вопросы для подготовки:
1.Мифология и предыстория реализма в живописи.
2.Бунт против академизма и появление передвижничества.
3.Художественый язык социальной живописи.
4. Передвижничество в музыке и театре.
5. Найти параллели между поэзией Некрасова и творчеством передвижников.
Литература:
Львова Е.П., Сарабьянов Д.В. , Борисова Е.А. и др. Мировая художественная культура XIX век. Изобразительное искусство, музыка и театр. – Санкт-Петербург. – 2008. – 464 с.
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учеб. для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 2, С. 94– 103.
Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. – М. 1980. – 476 ст.
Практическое занятие № 6.
Тема: Русская классическая литература: интерпретации в мировом и отечественном кинематографе. («Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Анна Каренина» Л.Н.Толстого).
(интерактивная форма)
Задание: 1.Посмотреть и оценить англо-американскую экранизацию романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (1998). Режиссер - Марта Файнс (Martha Fiennes).
В главных ролях: Лив Тайлер (Татьяна), Рэйф Файнс (Евгений), Тоби Стивенс (Владимир Ленский).
Подготовить обзор рецензий об экранизации.
2. Посмотреть, оценить и сопоставить три эпизода (эпизод объяснения в любви Кити Щербацкой и Константина Левина; эпизод скачек; эпизод первого бала, где встретились Алексей Вронский и Анна Каренина) из экранизаций романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина».
Экранизации:
* «Анна Каренина» (фильм, 1967) (СССР). Режиссёр Александр Зархи, в роли Анны – Татьяна Самойлова;
* «Анна Каренина» (фильм, 2009) (Россия). Телевизионный минисериал. Режиссёр Сергей Соловьёв, в роли Анны – Татьяна Друбич;
* «Анна Каренина» (фильм, 2012) (Великобритания). Режиссёр Джо Райт, в роли Анны – Кира Найтли.
Подготовить обзор рецензий об экранизации.
Вопросы для подготовки:
«Евгений Онегин»:
1.Образ Татьяны.
2.Образ Евгения Онегина.
3. Характер отображения российской действительности в фильме.
«Анна Каренина»:
1.Образ Анны.
2.Образ Вронского.
3.Образ Левина.
4.Образ Кити.
5. Оцените художественные решения экранизаций.
Практическое занятие № 7.
Тема: Классическая литература: театральные интерпретации.
Практическое занятие № 8.
Планы практических и семинарских занятий.
Практическое занятие № 1.
Тема: Храмовая архитектура Древней Руси
Вопросы для подготовки:
1. Формирование зодчества как вида искусства в Древней Руси. Византийские традиции в древнерусской архитектуре, крестово-купольный тип древнерусского храма.
2. Символика древнерусского храма.
3. Элементы стиля монументального историзма в памятниках древнерусского зодчества.
4. Архитектура Киевской Руси: Десятинная церковь, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Храм св. Софии в Киеве.
5. Местные художественные школы:
а) владимиро-суздальская архитектура: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Успенский собор во Владимире;
б) новгородская школа: Софийский собор в Новгороде Великом, Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса-Преображения на Ильине улице;
в) псковская школа: собор Ивановского монастыря, Спасский собор Мирожского монастыря, Троицкий собор в Пскове.
6. Архитектура Московской Руси: Успенский собор в московском кремле, Благовещенский собор в Кремле, Архангельский собор в Московском Кремле, церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор на Красной площади
Задание:
1) Подготовить сообщение об особенностях архитектурного строительства одного из древнерусских княжеств и в качестве примера проанализируйте один из архитектурных памятников Древней Руси по плану: история создания храма, название и символика храма, основные художественные особенности, значение в истории русской культуры, судьба памятника.
Литература:
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. – М., 1969. – С. 193-239.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 2000. – С. 90-105, 319-339.
Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. – М., 1990.
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2000. – 407 с. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2.php.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Л., 1986. http://www.russiancity.ru/books/b57.htm.
РусАрх: Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. http://rusarch.ru/index.htm.
Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках//Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Сост. А.П.Полякова, П.П.Апрышко. – М.: Республика, 1994. http://rublev.voskres.ru/umozrenie.html.
Практическое занятие №2.