Понятие «туристское пространство» получило свое развитие в концепции туристского центра.

Тема 1. Планирование на предприятии туризма.

1. Сущность и функции планирования.

Туризм представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой стороны - отрасль экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, которые характерны для планирования в целом.

Планирование относится к выбору между альтернативными действиями, а также включает в себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента.

Сущность планированиязаключается:

1) в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития,

2) в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг,

3) в установлении таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов, могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Во всяком процессе планирования (в том числе и в туризме) выбор основных целей и возможных средств их выполнения, тесно связаны и переплетены между собой.

Главное впроцессе планирования - составление плана.

План– это предвидимая и подготовленная на некоторый периодвремени программа социально-экономического развития и всех его подразделений.

В планах отражаются:

- все принятые управленческие решения,

- содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции,

- проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия:

1) за счет экономного расходования ресурсов;

2) на основе увеличения используемого капитала.

Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

План может быть как текущий, так и перспективный, он должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения, и должен включать в себя:

1) обоснование цели;

2) формирование стратегии;

3) планирование работы;

4) проектирование операций;

5) организацию процессов;

6) координацию работ;

7) мотивирование деятельности;

8) контроль хода работ;

9) оценку результатов;

10) корректировку цели;

11) изменение планов и т.д.

Подводим итог вышесказанному:

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

2. Классификация видов планирования.

Все виды планирования могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По содержанию планов:

а) технико-экономические;

б) оперативно-производственные;

в) организационно-технологические;

г) снабженческо-сбытовые;

д) финансово-инвестиционные;

е) бизнес-планирование и др.

2. По уровню управления (или по широте охвата):

а) на высшем уровне (фирменное, корпоративное - составляется система планов);

б) на среднем уровне (цеховое планирование или планирование по видам деятельности);

в) на нижнем уровне (производственное или оперативно-производственное планирование).

3. По методам обоснования:

( могут применяться одновременно)

а) рыночное

б) административное и индикативное (государственное регулирование)

в) централизованное

4. По времени действия:

а) краткосрочное (текущее)- 1год, 1квартал, 1месяц…

б) среднесрочное – 1-5 года;

в) долгосрочное – 5-10лет

5. По сфере применения:

а) межцеховое;

б) внутрицеховое;

в) бригадное;

г) индивидуальное

6. По стадиям разработки:

а) предварительное

б) окончательное

7. По степени точности:

а) укрупненное

б) уточненное

8. По типам целей:

а) оперативное

б) тактическое

в) стратегическое

г) нормативное.

3. Принципы, используемые при составлении плана.

Эффективность планирования зависит от того, какими из следующих принципов руководствуются при составлении планов.

1. Принцип необходимости планирования - означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности

2. Принцип единства планов - предусматривает разработку общего или свободного плана социально-экономического развития предприятия.

3. Принцип непрерывности планов - заключается в том, что на каждом предприятии процесс планирования, организации и управления производством, как и деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки.

4. Принцип гибкости планов - предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности организации.

5. Принцип точности планов - каждый план должен составляться с такой степенью точности, которую желает достичь само предприятие с учетом его финансового состояния и положения на рынке.

6. Принцип участия - оказывает активное воздействие персонала на процесс планирования (каждый составляет план сам для себя)

7. Принцип холизма (планирование сразу всеми) - состоит из двух частей:

1) координация - которая устанавливает что деятельность любой структурной части организации нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня;

2) интеграция – которая определяет, что планирование на каждом уровне, не может быть столь же эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

4. Взаимосвязь стратегического и оперативного планирования.

Весь процесс планирования в организации можно разделить на две основные стадии:

1) разработка стратегии деятельности фирмы (стратегическое планирование); и

2) определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное или тактическое планирование).

Стратегическое планирование-

-это процесс, в котором рациональный анализ сложившейся ситуации и будущих возможностей ведет к формулированию долгосрочных намерений, стратегий, целей, мероприятий с учетом возможных шансов и рисков.

Стратегическое планирование позволяет:

1) получить представление о состоянии системы и уровне решения существующих проблем на определенный момент времени;

2) спроецировать на будущее современные тенденции в развитии как туризма в целом, так и отдельных его элементов;

3) наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться субъекты управления;

4) увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения;

5) объединить в единое целое федеральные и региональные программы, которые направлены на развитие туристской сферы;

6) обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических целей;

7) дать возможность деловому миру страны получить представление о конъюктуре на внутреннем и мировом туристских рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению программ различных уровней.

Понятие тактическое планированиевключаетв себя:

1) принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей;

2) планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах (например: планирование производства, планирование маркетинга…)

3) составление бюджета организации.

5. Общие принципы планирования туризма.

Планирование в туризме всегда имеет территориальную привязку к определенному географическому пространству, представляющему интерес для туристской деятельности и имеющему специфические характеристики (туристские ресурсы).

Типы туристского пространства:

1) Пространство с преобладанием «тропического» влияния (солнце и пляжи – решающий фактор для привлечения туристов)

2) Малоизмененное естественное пространство (туристов привлекает природа, возможность заниматься спортом и приключения, контакт с природой, может быть – деревенский труд…)

3) Культурное пространство (посещение музеев, парков, архитектурных ансамблей)

4) Антропологическое пространство (дает туристам возможность для занятий, связанных с декоративным искусством, фольклером…)

5) Городское пространство (связано с большими и малыми центрами, такими как Париж, Лондон, Рим, а также центры, которые связаны с поломничеством)

Индустрии туризма.

Во всем мире значимость туризма как механизма развития экономики государства определяется через возможность дополнительного инвестирования, которую лишь отдельные правительства могут позволить проигнорировать.

Как правило, чем больше значимость туризма для экономики страны, тем в большей степени развивается его регулирование как государственного сектора экономики, и все это выливается в наличие отдельного министерства в правительстве, отвечающего за туризм.

Тема 3. Планирование туристских организаций и гостиничных комплексов.

Как известно, в настоящее время, индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. На его долю приходится до 10% мирового валового национального продукта, 11% мировых потребительских расходов.

В экономике современной России туризм также занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральный целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации» является становление в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса.

В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, который определяет перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.

Классификация гостиниц.

Гостиничные предприятия классифицируются по различным признакам. Перечислим основные из них:

1) уровень комфорта

Ни одно гостиничное предприятие не может претендовать на присвоение категории, если оно не отвечает минимальным требованиям-критериям, объединенным в следующие группы:

А - количество комнат;

В - общие помещения;

С - оборудование отеля;

D - комфортность жилья;

Е - доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью)

2) вместимость номерного фонда

3) функциональное назначение

4) местоположение

5) продолжительность работы

6) обеспечение питанием

7) продолжительность пребывания

8) уровень цен

Классификация гостиничных предприятий по уровню комфорта играет огромную роль в решении вопросов управления качеством услуг. Уровень комфорта - это комплексный критерий, который включает в себя следующие составляющие:

1) состояние номерного фонда;

2) состояние мебели, инвентаря, предметов санитарно-гигиенического назначения и т.п.;

3) наличие и состояние предприятий питания;

4) состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей к гостинице территории;

5) информационное обеспечение и техническое оснащение;

6) обеспечение предоставления ряда дополнительных услуг.

Указанные параметры оценивают практически во всех имеющихся сегодня системах классификации гостиниц. Кроме того, существует ряд требований предъявляемых к персоналу и его подготовке, образованию, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, знанию навыков, внешнему виду и поведению.

Классификация гостиниц в РФ

В 2003 г. приказом Минэкономразвития № 197 от 21 июня было утверждено Положение «О государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».

Минимальные требования к гостиницам (мотелям) различных категорий, объединены в следующие группы:

1) Здание и прилегающая к нему территория (вывеска, вход для гостей, автостоянка).

2) Техническое оборудование (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, лифт, телефонная связь).

3) Номерной фонд: доля мест в одно-, двухместных номерах, наличие и площадь санузлов в номерах.

4) Техническое оснащение (двери и замки, охранная сигнализация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, отопление и т.д.).

5) Оснащение мебелью и инвентарями (минимальные размеры кроватей, наличие комплекта постельных принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ковровых покрытий пола и т.д.).

6) Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принадлежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенца (на каждого гостя), и т.д.).

7) Санитарные объекты общего пользования (туалеты, оборудование туалетов, ванных комнат, душевых).

8) Общественные помещения (наличие декоративного озеленения, художественных композиций, музыкального вещания, газет, журналов, …, бизнесцентра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бассейна, медицинского кабинета, торговых комплексов и т.д.).

9) Помещения для предоставления услуг питания (рестораны, кафе, бары).

10) Услуги

11) Услуги питания

12) Требования к персоналу и его подготовке

Канализация.

Системы вентиляции.

Приточная вентиляция служит для подачи воздуха в помещения. При необходимости, подаваемый воздух нагревается и очищается от пыли. Вытяжная вентиляция, напротив, удаляет из помещения загрязненный или нагретый воздух.

Обычно в помещении устанавливается как приточная, так и вытяжная вентиляция. При этом их производительность должна быть сбалансирована, иначе в помещении будет образовываться недостаточное или избыточное давление, что приведет к неприятному эффекту «хлопающих дверей».

3) Местная и общеобменная система вентиляции.

Местная вентиляция предназначена для подачи свежего воздуха на определенные места (местная приточная вентиляция) или для удаления загрязненного воздуха от мест образования вредных выделений (местная вытяжная вентиляция).

Местную вытяжную вентиляцию применяют, когда места выделения вредностей локализованы и можно не допустить их распространения по всему помещению. В этих случаях местная вентиляция достаточно эффективна и сравнительно недорога. Местная вентиляция используется, преимущественно, на производстве.

В бытовых же условиях применяется общеобменная вентиляция. Исключением являются кухонные вытяжки, которые представляют собой местную вытяжную вентиляцию.

Служба безопасности

Защита гостей и их собственности – важный аспект в работе гостиницы. Владелец и служащие обязаны по закону принимать все необходимые меры предосторожности, чтобы защитить гостей от грабежа, мошенничества, насилия и прочих преступлений против личности.

Они несут ответственность за ущерб, нанесенный гостям во время их проживания в гостинице.

Деньги, по решению суда выплаченные гостиницами своим постояльцам, которых они не смогли защитить, составляют поистине огромную сумму. А в серьезных случаях подобные инциденты могут стоить гостиницам не только больших денег, но и репутации.

Службе безопасности отеля приходиться заниматься следующими проблемами:

1) разработкой процедур реагирования на чрезвычайные происшествия;

1) повседневной безопасностью гостевых комнат;

3) контролем ключей;

4) предотвращением краж, контролем за замками;

5) контролем доступа в здание гостиницы;

6) системой сигнализации тревоги;

7) контролем территории;

8) наружным освещением;

9) системой наблюдения с помощью телемониторов;

10) сейфами и несгораемыми шкафами;

11) сбором и хранением информации.

Как известно, профилактика – лучшее лечение, и поэтому всякая программа, которая имеет цель повысить безопасность, должна ориентироваться на предотвращение краж и причинения урона людям и собственности.

Служба безопасности обязана адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации. В современном обществе с его высоким уровнем преступности – это очень важная функция.

В отелях большинство преступлений совершается между шестью часами вечера и тремя часами ночи, когда меньше служащих находиться на рабочих местах, особенно на этажах. Поэтому службе безопасности необходимо иметь разработанные процедуры для адекватного реагирования на каждую чрезвычайную ситуацию.

В последние годы безопасность комнат стала надежнее с введением электронных замков. Пластиковый ключ кодируется в офисе главного администратора и выдается гостю. Код этот действует только на время проживания в номере гостя и с его отъездом становиться недействительным.

Конечно, это значительный шаг вперед по сравнению с традиционным металлическим ключом, который легко может попасть в чужие руки и позволяет ворам получить доступ в комнату, когда им захочется.

Наблюдения с помощью телевизионных мониторов тоже помогают снизить количество краж в номерах и нападения на гостей в стенах отеля. Размещенные в стратегически важных местах телекамеры оповещают обо всех передвижениях в вестибюле, у стола кассира, на этажах.

Главную роль в поддержании комплексной безопасности отеля играет электронная система управления. Она использует сеть компьютеров последнего поколения и новейшие технологии. Это помогает повысить эффективность операций и минимизировать различные механизации при совершении расчетов.

Проблема ключей от гостевых комнат была и остается самой серьезной среди всех проблем, которыми приходиться заниматься службе безопасности. Обычно в офисе главного администратора хранятся дубликаты всех ключей и, чтобы быть уверенным в их надежности, время от времени надо проводить их выборочную проверку.

Необходимо иметь особый журнал, в котором служащие расписываются, когда берут или сдают ключ. В некоторых отелях в удостоверении личности служащих делается пометка, какие ключи он (или она) имеет право брать под расписку.

Для того чтобы уменьшить число краж, во многих отелях кромеглавного сейфа, в котором гости могут хранить особо ценные вещи, установили сейфы в каждой гостевой комнате. Такие сейфы используют самые разнообразные замки, открывающиеся поворотом ручки после набора цифрового кода на дверце, с помощью пластиковой карточки с нанесенным кодом, обычным стальным ключом и т.д.

Последний тип, хоть и старомодный, но зато самый удобный: всегда можно, при необходимости, заменить и ключ, и замок.

Существует Положение

«о пожарно-техническом обследовании жилых и общественных зданий».

Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями Федеральных законов «О техническом регулировании», «О пожарной безопасности» и Закона конкретного города «О пожарной безопасности».

Статистический анализ пожаров, которые произошли

в городах, свидетельствует о том, что количество пожаров в жилых и общественных зданиях, не снижается, а число погибших и получивших травмы людей на пожарах возрастает. Данное обстоятельство представляет серьезную проблему и обязывает органы Государственной противопожарной службы МЧС России и владельцев жилых и общественных зданий принять все меры по обеспечению безопасности людей на случай возникновения пожара.

Анализ действующих нормативных документов показал, что требования пожарной безопасности по жилым и общественным зданиям разобщены, не носят комплексного характера, их проверка проводится без современных методов контроля, которые могли бы позволить выявить скрытые дефекты, способствующие распространению пожара. Это создает сложности работникам противопожарной службы в обследовании противопожарного состояния жилых и общественных зданий.

В настоящее время большое количество помещений, подвальных и цокольных этажей жилых и общественных зданий арендуется различными организациями и используется для производственных, административных, торговых и других целей. Нередко в процессе эксплуатации изменяется функциональное назначение помещений, происходит их реконструкция и перепланировка, используются или хранятся горючие материалы и жидкости, что существенно повышает пожарную опасность зданий.

Особую опасность представляют помещения подвальных и цокольных этажей, в которые возможно попадание природного горючего газа из газопроводов или биологического газа через неплотности строительных конструкций, коммуникационные траншеи, туннели и др.

Пути эвакуации.

1. Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующей урбанизацией, приводящей к концентрации бизнес - центров, супермаркетов, престижных отелей, жилых зданий и культурных центров на ограниченной городской территории. Стоимость единицы площади этой территории постоянно растет, что приводит к необходимости строительства высотных зданий, в которых в большинстве случаев комплексно размещаются и бизнес - центры, и супермаркеты, и жилые помещения, и стоянки для автомобилей. Но рост этажности зданий чреват увеличением различных чрезвычайных ситуаций, основными из которых являются пожары, которые сопровождаются, как правило, массовой гибелью людей.

Опасность пожаров в высотных зданиях требует неотложного развития методов и средств борьбы с ними, которые развиваются по двум основным направлениям — пассивная защита и активная защита.

В первом случае усилия специалистов направляются на архитектурно-планировочные и конструктивно-технологические решения, которые позволяют повысить степень огнестойкости высотных зданий, задержать развитие пожара и локализовать его в пределах пожарного отсека (секции), обеспечить безопасность людей за счет их своевременной эвакуации или укрытия в специальных помещениях безопасности внутри самого здания.

Во втором случае идет активное развитие средств и способов борьбы с пожаром — от постоянного совершенствования автоматических систем оповещения о возгорании и автоматических систем пожаротушения до пожарной техники (высотные автолестницы и подъемники, специализированные спасательные вертолеты ит.п.), а также тактики пожарных подразделений.

Активные и пассивные способы борьбы с пожарами, в свою очередь, регламентируются нормативными документами (в России и странах СНГ - это ГОСТы, СНиПы, Законы, Положения и др.).

Особенностью нашей страны является то, что высотное строительство стало развиваться позже, по сравнению со многими зарубежными странами, за исключением уникальных объектов — Останкинской телебашни, зданий МГУ и т.п. Это обусловлено и некоторым отставанием нормативной базы — не были разработаны специальные СНиПы применительно к высотным многофункциональным зданиям, обеспечение пожарной безопасности в которых прописывалось бы в специальных технических условиях (ТУ) применительно к каждому конкретному зданию такого типа.

Лидерами высотного строительства, естественно, являются Москва и Санкт-Петербург, где накоплен и систематизирован определенный опыт в данной области. Именно в этих городах подошли к необходимости создания универсальных нормативных документов — Московских городских строительных норм (МГСН) и территориальных строительных норм (ТСН) Санкт-Петербурга.

В настоящее время новые технологии строительства и опыт строительных организаций позволяют возводить здания повышенной этажности с современными условиями для комфортного проживания в них людей. Однако на сегодняшний день во многих случаях вопросы обеспечения пожарной безопасности являются не полностью решенными. В технической литературе отсутствует четкое определение часто используемого понятия «здание повышенной этажности».

Согласно различным источникам, к зданиям повышенной этажности относятся здания 10—25 этажей.

Жилые здания классифицируются по этажности следующим образом:

- малоэтажные: 1–2 этажа;

- средней этажности: 3–5 этажа;

- многоэтажные: 6 и более этажей;

- повышенной этажности: 11–16 этажей;

- высотные: более 16 этажей.

В 1976 году была принята классификация по высоте. Сооружения высотой до 30 м отнесены к зданиям повышенной этажности, до 50, 75 и 100 м — соответственно, к I, II и III категориям многоэтажных зданий, свыше 100 м — к высотным. Очевидно, что для классификации принят критерий высоты, а не этажности, поскольку высота этажей в отдельных странах различна.

Т о, не только в России, но и во всем мире нет единого понятия «многоэтажного (высотного) здания».

Необходимо отметить, что высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.

Минимальную высоту, определяющую принадлежность зданий к объектам повышенной этажности, можно определить, исходя из критерия высоты, до которой возможно спасение людей при пожарах в зданиях с помощью специальных средств спасения и механических лестниц.

В настоящее время механические лестницы в гарнизонах пожарной охраны позволяют осуществлять спасение людей, в основном, до высоты 30 м. Именно этот критерий используется в современном противопожарном нормировании в виде показателя «наибольшая допустимая высота здания» при определении допустимой площади этажа или пожарного отсека, а также степени огнестойкости здания. Например, наибольшая высота здания, имеющего степень огнестойкости II, площадь этажа или пожарного отсека не более 2200 м2 и класс конструктивной пожарной опасности здания С1, допускается 28 м. Именно с высоты здания 28 м и более, назначаются дополнительные требования в строительных нормах и правилах по обеспечению противопожарной защиты объекта (устройство незадымляемых лестничных клеток, размещение выходов из них и т.д.). Таким образом, здания повышеннойэтажности — это здания высотой от 28 до 75 м, что соответствует примерно от 10 до 25 этажей. Увеличение потребности в строительстве таких зданий привело к необходимости разработки и утверждения нормативного документа, учитывающего специфику пожарной безопасности высотных зданий. В силу развивающегося высотного строительств в крупнейших городах России в сфере нормативного регулирования стали появляться местные нормы в области пожарной безопасности, предъявляющие все более жесткие требования к высотным зданиям. В ближайшем будущем предполагается утверждение ужесточенных требований к высотным зданиям.

Первоначальным условием строительства, как правило, является соответствие генерального плана требованиям нормативных документов. Со стороны пожаробезопасности, проектирование высотных зданий высотой до 100 м не допускается при отсутствии в районе застройки пожарного депо на расстоянии не более 2 км, а зданий более 100 м — на расстоянии от депо более 1 км.

Принципиальным отличием от предыдущих требований является разбиение зданий на пожарные отсеки по вертикали. В части объемно-планировочных решений высота каждого пожарного отсека надземной части здания не должна превышать 50 м (16 этажей). Все отсеки должны быть оснащены автономными секциями систем противопожарной защиты, а также объектовым пунктом пожаротушения. Выходы из лифтов на этажах (кроме выходящих в вестибюль на первом этаже) должны предусматриваться через лифтовые холлы, отделенные от примыкающих коридоров и помещений противопожарными перегородками.

Огнезащита металлических конструкций допускается только конструктивным способом. Кровля должна выполняться из негорючего материала, либо горючий слой должен быть закрыт сверху негорючим материалом толщиной не менее 50 мм. В высотных зданиях должны быть предусмотрены пожаробезопасные зоны.

Системы вентиляции, кондиционирования и воздушного отопления должны быть отдельными для групп помещений, размещенных в пределах одного пожарного отсека.

Требования к лифтам будут предполагать увеличение числа лифтов для транспортировки пожарных подразделений до двух на каждый пожарный отсек. Следует также отметить, что вышеуказанные лифты относятся к особой группе первой категории электроприемников, для которых должен быть предусмотрен третий независимый источник питания, обеспечивающий работу токоприемников в течение 3 часов. К особой группе первой категории отнесены также аварийные системы обеспечения жизнедеятельности жилых и общественных зданий.

Водяными автоматическими устройствами пожаротушения (АУП) должны быть оборудованы помещения, холлы, пути эвакуации и т.д. Размещение оросителей должно обеспечивать защиту оконных проемов, а также дверных проемов офисов и жилых помещений, выходящих в коридор. В каждом пожарном отсеке должны быть самостоятельные приборы и узлы управления установками пожаротушения.

Для каждого высотного здания должны быть разработаны и согласованы со службой пожаротушения планы пожаротушения для каждой стадии строительства, а также для готового здания. Пожарные депо должны комплектоваться техникой и средствами в соответствии с планами пожаротушения. Высотные здания предполагается оборудовать не только привычными площадками для автомобильной пожарной техники. В центре кровли высотных зданий требуется размещать площадки для кабин и вертолетов из расчета на каждые полные и неполные 1000 м2. Площадку следует оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по всей площади, обеспечивающей работу в течение 10 мин.

Наземные вертолетные площадки для доставки спасаемых людей должны находиться на расстоянии не более 500 м от зданий.

Системы хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода должны быть раздельными. Объединять противопожарный водопровод и систему автоматического пожаротушения не допускается. Также должна быть предусмотрена дублирующая система противопожарного сухотрубного водопровода с промежуточными емкостями и насосами, размещенными в технических этажах. Системы вентиляции и кондиционирования должны быть отдельными для каждого пожарного отсека.

Пожарно-технические характеристики здания, конструкций, материалов и противопожарных преград подразумевают под собой «особую» степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности.

Тема 1. Планирование на предприятии туризма.

1. Сущность и функции планирования.

Туризм представляет собой, с одной стороны, сложную социально-экономическую систему, а с другой стороны - отрасль экономики. Однако его можно также в упрощенном варианте рассматривать как деятельность, и с этой точки зрения он будет подчиняться всем принципам и правилам, которые характерны для планирования в целом.

Планирование относится к выбору между альтернативными действиями, а также включает в себя анализ будущего состояния, постановку основных целей и задач, призванных способствовать достижению этих целей.

Планирование деятельности является наиболее важной функцией менеджмента.

Сущность планированиязаключается:

1) в научном обосновании предстоящих социально-экономических целей развития,

2) в выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг,

3) в установлении таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов, могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Во всяком процессе планирования (в том числе и в туризме) выбор основных целей и возможных средств их выполнения, тесно связаны и переплетены между собой.

Главное впроцессе планирования - составление плана.

План– это предвидимая и подготовленная на некоторый периодвремени программа социально-экономического развития и всех его подразделений.

В планах отражаются:

- все принятые управленческие решения,

- содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции,

- проводится экономическая оценка затрат и ресурсов, а также конечных результатов производства.

На современном этапе развития большинства предприятий туризма главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия:

1) за счет экономного расходования ресурсов;

2) на основе увеличения используемого капитала.

Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

План может быть как текущий, так и перспективный, он должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения, и должен включать в себя:

1) обоснование цели;

2) формирование стратегии;

3) планирование работы;

4) проектирование операций;

5) организацию процессов;

6) координацию работ;

7) мотивирование деятельности;

8) контроль хода работ;

9) оценку результатов;

10) корректировку цели;

11) изменение планов и т.д.

Подводим итог вышесказанному:

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности на различных предприятиях состоит в разработке вариантов желаемого будущего и нахождения путей более эффективного приближения к нему.

2. Классификация видов планирования.

Все виды планирования могут быть классифицированы по следующим признакам:

1. По содержанию планов:

а) технико-экономические;

б) оперативно-производственные;

в) организационно-технологические;

г) снабженческо-сбытовые;

д) финансово-инвестиционные;

е) бизнес-планирование и др.

2. По уровню управления (или по широте охвата):

а) на высшем уровне (фирменное, корпоративное - составляется система планов);

б) на среднем уровне (цеховое планирование или планирование по видам деятельности);

в) на нижнем уровне (производственное или оперативно-производственное планирование).

3. По методам обоснования:

( могут применяться одновременно)

а) рыночное

б) административное и индикативное (государственное регулирование)

в) централизованное

4. По времени действия:

а) краткосрочное (текущее)- 1год, 1квартал, 1месяц…

б) среднесрочное – 1-5 года;

Наши рекомендации