Общие принципы акустического проектирования зрительных залов.
Интегральным показателем, влияющим на качество зрительного зала, является акустическое благоустройство, т.е. совокупность заложенных в проектное решение мер, конструктивных решений, параметров, приводящих к необходимым комфортным характеристикам концертного действия. Акустического благоустройства нельзя добиться без тщательной совместной работы акустика и архитектора на всех стадиях работы над проектом. Совместное проектирование поможет избежать многих ошибок, приводящих к акустическим дефектам, исправление которых либо потребует больших дополнительных затрат, либо окажется совсем невозможным.
Все современные залы по акустическому благоустройству делятся на 3 группы:
· Залы с естественной акустикой. В них зрители слушают звучание голоса или инструмента непосредственно, а качество звучания зависит только от акустических свойств помещения. Вместимость таких залов должна быть не более 3000 человек;
· Залы со смешанной акустикой. В них совмещены непосредственное звучание и звучание при помощи системы звукоусиления. Вместимость таких залов может достигать 4500 чел.;
· Залы с искусственной акустикой. Здесь звучание обеспечивается только при помощи звуковоспроизводящей аппаратуры. Вместимость таких залов не ограничена и может достигать 10 - 15 тыс. чел. (Московский Дворец Спорта).
Для концертов наиболее приемлемы залы 1-й группы, так как большая часть музыкальных программ значительно лучше звучит в условиях естественной акустики, лишь некоторые номера эстрадных концертов заранее рассчитаны на звукоусиление. Поэтому эстрадные многожанровые концертные залы оборудуют системой звукоусиления. К акустическим свойствам таких залов предъявляются в принципе те же требования, что и к залам с естественной акустикой. Решение системы звукоусиления в залах 3-й группы также зависит от их архитектурного решения, и может быть затруднено при плохих акустических свойствах этих помещений.
Следует учитывать, что акустические качества помещений, предназначенных для передачи речи и помещений, предназначенных для передачи музыки, различны. Объективной оценкой речевого помещения является разборчивость, которая может быть выражена процентной артикуляцией. Оценка качества музыкальных помещений не является чисто физической проблемой, так как связана с индивидуальными эстетическими требованиями слушателей. Здесь многое зависит от музыкального вкуса и расположения слушателей, качества исполнения, привычки к определенному помещению. Так для музыкантов существуют такие субъективные характеристики зала, как «тяжесть» или «легкость» звучания оркестра.
Однако существуют общие требования к акустике концертных залов и к архитектурно-строительным характеристикам, от которых зависит акустическое благоустройство.
Хорошим акустическим качеством характеризуются помещения, где выполнены следующие основные требования:
· все места слушателей обеспечены прямой звуковой энергией, а также энергией ранних отражений;
· в помещении создано диффузное звуковое поле, исключающее возникновение эха, концентрацию звука и другие нежелательные явления;
· время реверберации зала, заполненного слушателями, соответствует величине и назначению помещения;
· посторонние шумы сведены к минимуму.
Нужного соотношения в распределении прямой и отраженной звуковой энергии, а также создания диффузного звукового поля, исключающего нежелательные явления, добиваются в зале путем:
· правильного выбора объема зала и его вместимости;
· взаимного размещения мест для слушателей и игровой площадки;
· формы зала в плане и разрезе;
· размеров, профиля и местоположения отражающих поверхностей и отдельных архитектурных элементов;
· характера и количества звукопоглощающего материала и его размещения.
Требования к размерам и форме зала
В закрытом помещении после прекращения действия источника звука слушатель воспринимает прозвучавший музыкальный или речевой сигнал в течение некоторого временного интервала. Это объясняется тем, что уровень звукового давления (у.з.д.), созданный в расчетной точке, является интегральной характеристикой энергии прямого звука и энергии отраженных от поверхностей помещения звуковых волн. Процесс спада звуковой энергии называется реверберационным процессом, а само явление - реверберацией.
Для количественной оценки реверберации используется понятие - время реверберации, которое не должно зависеть ни от индивидуального порога слышимости, ни от начального уровня сигнала и которое он определил как время, за которое первоначальная энергия сигнала уменьшится в миллион раз (или снижается на 60 дБ).
Надлежащее время реверберации, характеризующее общую гулкость помещения, является одним из важных условий хорошей акустики зала. При этом следует помнить, что для достижения четко определенного времени реверберации требуется достаточная диффузность звука в зале.
Время реверберации является первой и одной из основных характеристик помещений, зависящей от объема помещения и общего звукопоглощения. Объем зала определяется пропорциями зала. Отношение длины зала l к средней ширине в оптимально: 1,3 £ £
в l 1,6;
В таких пределах и отношение ширины зала в к средней высоте h:
1,3 £ £ h в 1,6
Залы в плане обычно имеют форму трапеции с углом раскрытия боковых стен 50-120.
Прямоугольная форма с горизонтальным потолком допустима только для лекционных залов с вместимостью не более 200 человек.
БИЛЕТ № 25
1. Архитектура объектов общественного питания. Функциональный состав и планировочная организация ресторанов.
Сегодня архитектура зданий предприятий общественного питаниявесьма разнообразна. Это и пристроенные к высотным гостиницам блоки, и самостоятельные объемы, решенные в современных архитектурных формах или с элементами стилизации, и предприятия, размещенные на телевизионных вышках, опорах мостов, и панорамные предприятия.
Архитектурный образ, объемно-пространственное и конструктивное решения предприятий должны уже сегодня отвечать принципиальным направлениям будущего. Они должны учитывать возможную замену технологического и торгового оборудования с изменением при необходимости способа производства и технологической схемы. Таким принципам, в первую очередь, отвечают предприятия общественного питания с гибкой планировочной структурой и пространственными конструкциями.
Гибкая планировкаи максимальная унификация отдельных элементов зданий позволяют наилучшим образом совершенствовать производственный процесс, формы обслуживания, решать интерьеры помещений.
Различные объемно-планировочные параметрыосновных групп помещений могут быть приведены к общим объемно-планировочным решениям. Решением этого вопроса явились предложения, разработанные ЗНИИЭПом. Их цель - определение возможностей и преимуществ типового проектирования зданий различного назначения, в том числе и предприятий общественного питания, на основе объемно-планировочных элементов зданий.
При проектировании ресторанабольшое внимание уделяется оформлению фасада, особенно учитывается его местонахождение — городские улицы или зона отдыха (парки, морские и речные пристани, вдали от городского шума на природе и т.п.).
В вечернее время внешний вид ресторана во многом зависит от правильного освещения. Наружное освещение обычно выбирают таким, чтобы оно подчеркивало достоинства архитектурных форм, выявляло характер предприятия, обозначало подходы к зданию.
Над входом ресторана должен быть устроен выносной козырек. Это один из признаков заботы о гостях ресторана. В дождливую или снежную погоду под ним можно отряхнуть зонт и привести в порядок обувь.
Фасад здания ресторана также во многом выиграет, если правильно выбран тип входных дверей: стеклянные, полустеклянные, из матового стекла, прозрачные, деревянные, металлические. Во всех случаях конструкция двери не должна затруднять вход и выход потока людей, хорошо видна и доступна с улицы.