Типы каркасов гражданских зданий.
Конструктивный тип здания определяется пространственным сочетанием стен, колонн, перекрытий и других несущих элементов, которые образуют его остов.
В зависимости от пространственной комбинации несущих элементов различают следующие конструктивные типы зданий:
· с несущими стенами (бескаркасные), в которых большинство конструктивных элементов совмещает несущие и ограждающие функции;
· каркасные с четким разделением конструкций по их функциям - несущие и ограждающие. Пространственная система (каркас), состоящая из колонн, балок, ригелей и других элементов, вместе с перекрытиями в данном случае воспринимает все нагрузки, действующие на здание. Помещения от воздействия внешней среды защищаются наружными стенами.
· с неполным каркасом, в которых наряду с внутренним каркасом несущими являются и наружные стены.
Конструктивный тип здания характеризуется также определенными материалами и видами основных его строительных элементов (крупных железобетонных блоков, панелей и т.п.).
Типы каркасов.Типы каркасов различаются по следующим признакам:
1. По материалам:
· железобетонные каркасы (монолитным, сборным, сборно-монолитным);
· металлические каркасы.
2. По устройству горизонтальных связей: с продольным, поперечным, перекрестным расположением ригелей и с непосредственным опиранием перекрытий на колонны (безригельное решение).
3. По характеру статической работы:
· рамные с "жесткими" (монолитными) соединениями элементов в узлах (пересечениях) каркаса;
· связевые со сварными соединениями узлов, отличающиеся простотой конструктивного исполнения, но по принципу геометрической неизменяемости системы, имеющие связи жесткости, устанавливаемые между колоннами и ригелями каркаса;
· рамно-связевые с жесткими соединениями узлов в поперечном направлении и сварными соединениями - в продольном направлении.
Каркасный тип здания целесообразен там, где требуются помещения с большой свободной площадью, а также в условиях, когда здание воспринимает большие статические или динамические нагрузки.
3. Творчество Фрэнк Ллойд Райта. (1867-1959).
С 1888 по 1893 год он работает в архитектурной фирме Луиса Салливена; наиболее заметной роль Райта была в создании Wainright Building (1891), - декор этого здания был разработан при его активном участии. Главной «творческой темой» самостоятельной архитектурной деятельности Райта – становится частный дом.
В целом стилистика построек Райта 80-90-х тяготеет к тому, что в европейской традиции обозначалось термином «модерн», а в американской – shingle. В 1893 году Райт организовал собственное архитектурное бюро, базировавшееся в Большом Чикаго, а частный пригородный дом окончательно становится главной архитектурной «темой» Райта. К 1901 году у Райта – свыше 50 осуществлённых проектов.
С 1901 по 1910 годы в творческом почерке Райта происходит ряд серьёзных изменений. Именно в это время Райт и превращается в архитектора с радикально новаторским стилем мышления. А результатом этих творческих поисков становится дом нового типа. Эти проекты получили название «Дома Прерий». Фактически именно в этот период Райт пересматривает всю концепцию частного дома и дальнейшая американская архитектура в этой сфере вне учёта творчества Райта оказывается немыслимой.
При этом Райт не забывает и о городской архитектуре. Так, в частности, в 1905-1907 годах Райтом была осуществлена реконструкция чикагского Rookery Building; в рамках этого проекта Райт выступил в качестве предтечи стиля art deco.
После 1910 года «стиль прерий» продолжает развиваться, оттачиваться и в 30-е годы ХХ века Райт формирует концепцию «органической архитектуры», являющейся наследницей концепции «домов прерий». Место «органической архитектуры» в общем пространстве архитектурных идей и «идеологий» весьма своеобразно: с одной стороны, «органическая архитектура» противостоит функционализму 30-х годов, но при этом антифункционалистской она не является: идеалом органической архитектуры по сути оказывается функционализм предшествующего поколения – функционализм Луиса Салливена, которого Райт до конца жизни называл своим любимым архитектором, переинтерпретированный в связи с новыми социально-культурными задачами.
Самым знаменитым проектом Райта периода «органической архитектуры» стал Дом Кауфмана, более известный как «Дом над водопадом» (FallingWater), построенный в 1935-1939. Проект, безусловно, эффектный, но в техническом отношении – один из самых неудачных для Райта: дом пришлось уже дважды реконструировать.
Поздние годы Фрэнка Ллойда Райта были связаны с дальнейшим развитием идей «органической архитектуры»; тогда же Райтом был возведён и ряд общественных зданий, самое известное из которых – Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959); здание представляет собою весьма яркий пример ранней модернистской архитектуры с сильным влиянием конструктивизма.
В два последних десятилетия XIX века единой стилистики частного дома в США уже не существовало. На севере и северо-востоке Штатов, т.е. на той территории, на которой позже будет действовать Райт, в это время сосуществовали как минимум две стилистические традиции. Одна из них восходила к середине XIX века; условно, она может быть названа «викторианской архитектурой»; обозначение в данном случае условно: «викторианская архитектура» это – множество тенденций и мотивов. Вторая стилистика появилась в самом начале 80-х годов XIX века и получила название shingle; Райт до 1900-х годов отдал этой традиции свою дань внимания и уважения. Shingle – в переводе на русский язык означает «галька»; галька в данном случае – это особое деревянное покрытие, которым отделывали стены домов, а порой и крыши. В самой форме зданий, построенных в стиле shingle, очень часто присутствует очевидная асимметрия частей и структурная усложнённость формы.
The Voight House построен в 1895 году, в Мичигане (илл. 1). Название получил по имени владельца – Карла Войгта.
Дом Исаака Белла построен в стиле shingle. Если сравнить этот дом с предшествующими, то сложность и относительная неправильность его форм – очевидна. Но те черты, которые были выделены у домов викторианского стиля, присутствуют и здесь. Главная структурная ось дома – вертикальная, есть лестница при входе, а архетип замка здесь выражен намного ярче, чем во всех предыдущих домах вместе взятых.
The Gale House – одна из самых ранних построек Райта. Естественно, до «домов прерий» в 1883 году ещё очень далеко. И этот проект включает в себя все выше перечисленные мною черты.
Фрэнк Ллойд Райт стал создателем нового типа частного дома; одновременно он оказался основоположником новой метафизической линии в архитектуре.
Исходя из такой точки зрения первым домом нового типа можно считать Willits House (1901) (илл. 6), а «зрелыми» проектами Райта в этой области – тот же Fallingwater (1939) (илл.7) и особенно - Thomas Keys Residence (1950)(илл. 8). Но и Fallingwater, и Thomas Keys Residence, – это развитие и конкретизация идей, заложенных в Willits House.
В 1900 году постройкой домов Брэдли и Хикока в Канаке (штат Иллинойс) он начинает знаменитую серию так называемых домов прерий, наиболее значительны среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902), дом Мартин в Буффало (1904) и дом Роби в Чикаго (1909). Эти постройки невелики, их композиция основывается на своеобразном истолковании идеала бытового уклада буржуазной семьи. Но Райт стремился воплотить в их архитектуре идею, значение которой выходит за пределы конкретного типа постройки. "Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь архитектуры". Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры, которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только ненужное, но в еще большей степени как исключать несущественное. В американском доме он исключил все тривиальное и вносящее путаницу. Он сделал даже больше. В чисто функциональных элементах, которые часто оставались незамеченными, он открыл прежде скрытую силу выразительности, так же как последующее поколение архитекторов выявило скрытую силу выразительности в конструкции.
Следующее десятилетие, однако, не было для Райта столь же плодотворным.
В течение нескольких лет он работает в Японии, где в Токио строит отель "Империал" (1916-1922). Использование идеи целостности конструктивной структуры обеспечило этому зданию прочность, позволившую устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года. К середине 1920-х годов творчество Райта казалось исчерпавшим себя.
Испытывая кризис в своих художественных исканиях, Райт оставался новатором в использовании технических средств в архитектуре. Так, ко времени его возвращения в США в начале 1920-х годов относится серия домов в Калифорнии, построенных из бетонных блоков. Наиболее примечателен среди них дом Милларда в Пасадене (1923), где повтор стандартных элементов образует ритмическое расчленение поверхностей.
В конце жизни Райт одним из первых отошел от прямоугольной формы жилого помещения. В последние десять лет жизни Райт бессознательно приблизился к формам первобытных времен. Контуры его домов скруглены так же, как и жилые помещения. Райт первым снова ввел патио, который с тех пор все чаще становился частью жилого дома. Завершением этой серии экспериментов было здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943-1946 годов, строительство 1956- 1959 годов). Главный объем здания формируется громадным спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик. Цельности, нерасчлененности внутреннего пространства отвечает здесь непрерывность, однородность "текучей" формы его ограждения.
Серия проектов, полных фантастической романтики, для Багдада, Питсбурга, Чикаго также относится к последнему периоду его творчества. В этих произведениях Райт мастерски решает формальные задачи, которые сам же ставит. Но нарочитая отстраненность их рождает впечатление курьеза, капризной и, быть может, бесцельной растраты сил большого таланта. Райт противоречив. Он создатель "стиля прерий" и дезурбанистических проектов "города широких горизонтов", пропагандировавший постройки, стелющиеся по земле, пространство которых развернуто по горизонтали, - но он же оставил и проект небоскреба "Иллинойс" (1957) высотой в милю.