Баухауз – школа современной архитектуры.
Ба́ухауз (нем.Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, илиStaatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германиис1919по1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, исоответствующее направление в архитектуре.
В XX векемногие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употреблениеклассических ордеров, продолжавшееся сXVпоXIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формынового стиля. У его истоков стоит Баухауз, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем[1].. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.[2]
Школа Баухауз (Государственный Баухауз) была образована в Веймаре25 апреля1919в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основаннойАнри Ван де ВельдеСаксонско-Веймарской школыприкладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектораВальтера Гропиуса. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау. Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.
В 1933 школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауза, считая школу рассадником коммунизма).
Билет № 14
1. Основная функциональная структура зданий и комплексов высших учебных заведений, зонирование и их архитектурная планировка.
Территория вуза вкл. след. основные зоны:
- учебно-научную, (лаборатор. и учеб. к-са, учеб-производств. мастерские, науч-исслед-кие подразделения),
- жилую (студ. общежития),
- спортивную,
- зону жил. домов профессорско-препод. состава,
- хозяйственную,
- зона медицинс. обслуж-я,
- транспортные сооруж-я.
Системы зонирования территории:
- центричная,
- веерная,
- линейная,
- многоцентровая.
Все помещ-я вузов в завис-ти от функц-го назнач-я:
- учебно-производственные (учебн., учебно-вспомогат. и административные),
- вспомогат. (рекреационные, обслужив., хоз-ые) и
- подсобные (коммуникацион. и технические).
Объемно-планир. реш-е технич. и сельскохоз. вузов – сочетание глав. к-са с системой более мелких факультетс. к-сов.
Планир. реш-я педагогич, экономич, и др. городских вузов – блочные решения развитого или компактного типа.
Глав. особен-ть мед. институтов – непосредств. связь с клиниками, реш. как единый учебно-клинич. комплекс.
В вузах физич. культуры развитый комплекс спортивных сооружений с залами различ. величины.
В вузах культуры и искусства – большие библиотека, учебный театр и т.д. В консерваториях – трансформируемый универсальн. зал и т.д.
Под учебной подразумевается вся совокупность помещений, связанных с теоретическим обучением — классы, кабинеты, лаборатории, лекционные аудитории, библиотека.
В учебные центры предприятий в зависимости от размещения целесообразно включать:
- при размещении в городе (при наличии санитарной защитной зоны) — дневные профессиональные учебные заведения, учебные заведения повышения квалификации с отрывом от производства;
- при размещении на предзаводской площади — учебно-курсовой комбинат; школу рабочей молодежи; профтехучилище; филиалы, отделения или факультеты техникума и вуза; выпускающую кафедру вуза
Следует соблюдать следующие функциональные требования к участкам учебных комплексов:
- -достаточность территории для строительства и резервирования на перспективное развитие;
- -четкое функциональное зонирование участка учебного комплекса;
- -функциональная законченность группы объектов на каждой очереди строительства с максимальной степенью удобства и возможно короткими связями между зданиями;
- -удобная взаимосвязь отдельных зон (по функциональным условиям).