Глава 5. современное ландшафтное искусство за рубежом
Строительство объектов озеленения в капиталистических странах ведется в условиях, резко отличающихся от СССР. Создание озелененных территорий как системы городской среды наталкивается на трудности, связанные с земельной собственностью и отсутствием единого хозяйственного планирования. Неслучайно в докладе американской делегации на XI Конгрессе Международного Союза архитекторов в 1972 г, признавалось, что «частное земельное владение - это просто призрак, всегда витающий над нами, когда речь идет об организации отдыха» (Еженедельный отдых. Национальная секция США МСА. Варна, 1972). Эксплуатация многих парков и садов преследует чисто коммерческие цели, само размещение этих объектов подчинено разделению капиталистического города на богатые районы, где живут привилегированные части населения, и рабочие районы, благоустройство которых ведется на более низком уровне. Вместе с этим в чисто техническом и профессиональном отношении создаваемые парковые объекты характеризуют высокий уровень освоения территории и представляют определенный интерес. В этой главе рассматриваются и парки, созданные в странах социализма. Остановимся на некоторых особенностях зарубежного паркостроения.
Прежде всего, ограничение площадей парковых территорий вынуждает проектировщиков к поиску пространственных и визуальных взаимосвязей между городскими сооружениями и парковой средой.
Так, для небольшого парка района Ла-Дефанс (Париж) площадью 25 га, проектируемого в окружении застройки, эта задача решается следующим образом. В северной части застройка проектируется уступами, спускающимися к границе парка. Возведение таких «террасных домов» позволяет визуально связать с пространством парка большое число квартир и в то же время как бы раздвинуть его границы, избавив от неблагоприятного зрительного воздействия подступающих многоэтажных зданий. В юго-восточной части парка намечается строительство гигантских домов-башен (25-40 этажей), которые разместятся свободно и, по авторскому замыслу, войдут в массив парковых насаждений как гигантские стволы секвой.
Обеспечение тесной связи парка с окружающей застройкой предусмотрено в Одер-парке со Франкфурте (ГДР) путем постепенного «перетекания» открытых и озелененных пространств в смежные кварталы. Этот же принцип использован при проектировании комплекса парков в Гамбург-Осдорфе (ФРГ), включающего, помимо основной части площадью 120 га, ряд зеленых «отростков» шириной 60-100 м и протяженностью 500 м, которые обеспечат беспрепятственный пешеходный доступ к парку из глубины застройки.
Современные парки должны отвечать самым разнообразным вкусам посетителей. Это заставляет создавать не просто многофункциональные парки с соответствующим территориальным зонированием, но и тщательно разрабатывать режим использования парка, определять его прогнозируемую посещаемость.
Так, упомянутый выше комплекс парков в Гамбург-Осдорфе разделен на б частей, каждая из которых примыкает к тому или иному жилому району и имеет специфическую номенклатуру парковых сооружений и устройств, включающую летний театр, площадки для гольфа, тенниса, мини-гольфа, крикета и т. д., читальный зал, кафетерий, праздничную площадь, пруд для рыбной ловли, луг для лежания на траве, сад для занятий пластическими видами искусства, игровую площадку «Робинзона», луг для гимнастики и т. д.- всего более 40 наименований, куда непосредственное общение с природой в виде показа участков охраняемого ландшафта, пешие и верховые прогулки вошли составной частью. Основная территория парка площадью 120га рассчитана на обслуживание 60 тыс. посетителей. Интересно решение гибкого использования территорий в олимпийском парке Мюнхена (ФРГ): огромная территория автостоянки у центрального стадиона, вмещающая до 5 тыс. автомашин, в обычные дни используется для спортивных игр. Ее площадь покрыта плитами с травяными швами и разделена рядами деревьев.
Одновременно с многофункциональными создаются специализированные парки, дифференцированные по функциям использования,- выставочные, спортивные, детские, историко-культурные («этнографические») и др.
К числу спортивных относится Мюнхенский олимпийский парк (площадь 141 га), созданный на территории монотонной равнины и бывших свалок. Новый искусственный ландшафт парка органично включает комплекс спортивных полей, информационного центра, телебашни и т. д. Между стадионом, спортзалом и плавательным бассейном, объединенными тентовым покрытием, располагается планировочное ядро парка - его главная площадь - пространство, предназначенное для массовых мероприятий. Сюда сходятся все дороги парка. Центром этой композиции является «театрон» - место для зрелищ под открытым небом. Места для зрителей расположены на склоне в виде серповидно изогнутых террас на берегу искусственного водоема. Они ориентированы на плавающую сцену, устроенную на понтонах. Задним планом сцены, ее театральным фоном, является водная поверхность и возвышенность на противоположном берегу.
Интересный парк для детей Детская страна был открыт в Японии в 1971 г. Площадь парка 39,5 га, он расположен на полуострове водохранилища. Здесь тщательно продуманы игровые развлекательные и познавательные формы отдыха, побуждающие к творчеству и развитию фантазии. Четкого зонированип в парке нет, дороги связывают «оборудованные» и «натуральные» ландшафты.
Особый интерес представляют международные парки-выставки цветоводства и садоводства. Они являются своеобразными смотрами достижений ландшафтного искусства и цветоводства. Так, в 1969 г. в Париже в Новом парке (30 га) была открыта выставка цветов под девизом «Цветы на лугах и в лесах». Вокруг искусственного водоема были представлены различные экспозиционные участки «цветы лесов», «долина цветов», «цветы Франции и мира», «водные цветы» и т. д. Затем подобные сады-выставки устраивались в Австрии. Голландии, ГДР. В последнее время получает развитие Национальный фестиваль декоративного садоводства в Великобритании. Выставочные парки организуются на бросовых землях. Большую популярность приобрел такой фестиваль в Сток-он-Трент, состоявшихся в 1986 г.
Концепция современного зарубежного парка нашла свое выражение в идее парка Ла-Виллет (Париж). В настоящее время парки Парижа в большинстве представляют собой зеленые массивы, предназначенные для прогулок и отдыха, посещаются обычно детьми и престарелыми. Зимой и в плохую погоду они пустуют. Поэтому назрела необходимость создания универсального парка, призванного обслуживать все возрастные группы, активно работающего круглый год, «в рабочие и выходные дни до позднего вечера, обеспечивая доступность и безопасность» (Выдержка приведена из задания на проектирование, высланного участникам конкурса). Для парка выделили территорию бывших складов и боен площадью 55 га. Был объявлен международный конкурс, на который откликнулись проектировщики многих стран, в итоге на рассмотрение жюри было представлено около 700 проектов, в том числе несколько от Советского Союза. В задании на проектирование фактически была сформулирована идея парка XXI в.; в его задачи входило:
- слияние культурных и научных достижений - парк одновременно связан с городом и отвечает узконаправленным целям;
- выполнение функций культурного центра, места встречи, диалогов между искусством и техникой;
- выполнение роли «города-сада» и «сада-города» при единстве ландшафта, архитектуры и композиции.
Реализация этой идеи предлагалась путем организации музея науки и техники, музыкального центра с выставочным залом. Заданием предусматривалось строительство оранжерей: демонстрационных - с кафе и местами отдыха, дидактических- с показом новой технологии выращивания различных культур, практического использования, где смогут работать посетители; устройство «Астрономического сада» с радиотелескопом, обсерваторией и метеорологическими приборами для работы клуба любителей, научные клубы (моделирование с мастерскими, радиоклуб и др.); система водных устройств; центры активной деятельности для проведения представлений, концертов, фейерверков, общественных собраний на 1500-2000 мест; тематические сады (например, сады запахов, необычных растений, мифологический сад); широкая система обслуживания - киоски, кафе, прокат спортивных принадлежностей и инструмента.
Первая премия была присуждена французскому арх. Иву Чуми.
Рост городов и резкое ухудшение условий окружающей среды обусловили развитие загородного отдыха. Поэтому стали создавать загородные зоны отдыха и парки.
К числу таких загородных парков относится парковый комплекс Уолтдиснейленд во Флориде (США). Этот частный парк, рассчитанный на массовое посещение, раскинулся в озерной заболоченной местности на 11 133 га и включает зоны отдыха различного профиля, заповедные территории (3 тыс. га), где намечено вести экологические исследования, Его центром является парк «Волшебное королевство» - городок, оборудованный по последнему слову науки и техники на площади 40,5 га. Уже в первый год парк посетило 12 млн человек, что вдвое превысило расчетную цифру.
Помимо парков на сравнительно больших территориях в городах получают распространение минипарки, которые занимают небольшие по площади участки.
С использованием современной строительной техники создаются крытые сады и «дворцы развлечений», а также сады на крышах зданий различного назначения.
Значительная часть парков создается на землях, вышедших из-под промышленного пользования, карьерах, отвалах, мусорных свалках и отработанных пород. В этом отношении интересны польские парки культуры и отдыха в городах Кельце и Катовице.
Парк в г. Кельце открыт в 1971 г. в ознаменование 900-летия города. Он создан на месте старых известняковых карьеров, площадь 20 га. Планировочным центром является водоем со скалистым полуостровом, на котором устроены видовые площадки, альпинарий, сохранены «скала геологов» и пещеры. Главным архитектурно-планировочным узлом является открытый летний театр в виде амфитеатра на 7 тыс. зрителей и обширной сцены. Посадка деревьев проводилась на предварительно террасированных отвалах.
Парк в Катовице занимает площадь 600 га и является одним из крупнейших в Европе. Его территория была занята отвалами пустой породы, котлованами, пустырями. В настоящее время посещаемость парка достигает 250 тыс. человек (в летний выходной день).
Создание таких парков - образцовый пример рекультивации нарушенных земель. Использование мощной техники и землеройных машин позволяет перемещать миллионы кубометров земли, создавать новый рельеф - искусственные холмы, водоемы, острова, террасы разнообразных форм. Такое преобразование рельефа применяется не только на рекультивируемых под парки территориях, но и почти во всех новых парках (в том числе и рассмотренных нами).
В зарубежном ландшафтном строительстве широко распространено моделирование рельефа - геопла-стика.
Интересным примером преобразования рельефа является спортивный молодежный парк Трамбле в Париже. Ровная площадь в 75 га превращена в эллиптическую чашу, уступами спускающуюся к центру. Уступы-террасы имеют дугообразные динамичные контуры и приспособлены для различных спортивных занятий. Такое решение позволяет с любой точки охватить взглядом все пространство парка.
Многофункциональный профиль парков требует размещения системы внутрипарковых дорог. Как правило, пешеходные и транспортные дороги разделены. Так, в Мюнхенском парке пересечения даны в разных уровнях, причем пешеход находится над проездами. Широко применяются подвесные канатные, иногда монорельсовые дороги. В Олимпийском парке Мюнхена параллельно основным аллеям шириной 5 м на время прохода больших потоков посетителей устроены широкие травяные полосы. Значительные площади (8-10% - и более) отводятся на формирование специфической парковой среды, отличающейся от городской застройки. Оно развивается в двух направлениях - формирование явно искусственного ландшафта с непривычными формами (это направление характерно для полнфункциональных парков, особенно тех, где развиваются новые виды рекреационных занятий) и естественной парковой среды, близкой по своему характеру к природному ландшафту.
Особое место в современном ландшафтном искусстве занимают работы бразильского мастера-художника Р. Бурль Маркса. Он один из первых отказался от традиционных парковых приемов, принятых в Бразилии, давно пришедших из Европы и получивших название колониального стиля. Р. Маркс ввел в парки местные тропические растения и показал их эстетические достоинства. Он применил свободные «текучие» линии дорог и формы цветников и других планировочных элементов, умело включая в свои объекты декоративное покрытие, мозаичные стенки, скульптуру. Его приемы дали толчок к формотворчеству и поиску подобных композиций в ландшафтном искусстве ряда стран.
Обобщая изложенное о современном зарубежном ландшафтном искусстве, можно выделить его следующие основные черты:
- связь паркового пространства с городской застройкой;