Садово-парковое искусство XVIII в.

Поворотным этапом в истории Рос­сии явилась эпоха Петра I. Она озна­меновалась коренными преобразо­ваниями страны, развитием новых направлений в архитектуре, градо­строительстве и садово-парковом искусстве.

Громадную роль в становлении и развитии русской архитектуры сы­грало основание Петербурга (1703) - русского города нового ти­па, сочетавшего принципы регуляр­ной планировки с живым чувством природы и со свойственной русскому зодчеству свободой и мощью прост­ранственных композиций.

Развитие культурных связей с Ев­ропой, знакомство Петра I с европей­скими садами, привлечение им луч­ших-иностранных мастеров способ­ствовали формированию русского регулярного паркового искусства.

В первой половине XVIII в. в Пе­тербурге и Москве были созданы великолепные парковые ансамбли. Однако становление садово-паркового искусства началось несколько раньше в Москве. Здесь в немецкой слободе в конце 1703 г. завершает­ся строительство парадных дворцово-паркопых комплексов Ф. Лефорта и Ф. Головина, которые предназна­чались для официальных праздников и фактически находились в распоря­жении Петра I. Эти ансамбли распо­ложены.на противоположных берегах р. Яузы, развернуты своими фасада­ми на реку и визуально связаны ме­жду собой. Впервые в России здесь были созданы декоративные водные устройства, боскеты, партеры, а в планировке прослеживаются тенден­ции композиционно-осевого построе­ния. Головинский и Лефортовский сады явились школой новых прие­мов садово-паркового искусства, ко­торые с успехом были развиты в Пе­тербурге и прежде всего в его пер­вом-Летнем-саду.

В настоящее время территория Лефортов­ского парка имеет площадь 65,5 га и находит­ся на государственной охране как памятник садово-паркового искусства. Здесь сохрани­лись дворец, элементы планировки водных устройств, садовые сооружения. Головинский сад почти не сохранился.

Летний сад. Летняя резиденция Петра I, площадь 11,2 га. Границы: р. Нева (север), р. Мойка (юг), Ле­бяжья канавка (запад), р. Фонтан­ка (восток). В первой четверти XVIII в. существовало четыре Лет­них сада - первый и второй в грани­цах существующего в настоящее вре­мя сада (11,2 га), третий-ныне Михайловский сад (10 га) и Боль­шой луг (Марсово поле, 9 га), чет­вертый -Итальянский сад (11 га).

Планировка сада осуществлялась по чертежу Петра I. Строительство началось в 1704 г. под непосредст­венным руководством Петра I и было осуществлено по стадиям в. течение многих лет.

I (1704-1711) - разбивка сада на берегу Невы, установка скульптур, устройство фон­танов; 1710 г.-закладка дворца.

II (1711-1716) -завершается строитель­ство дворца (арх. Д. Трезини), украшенного в 1714 г. барельефами А. Шлютера; у двор­ца строится гавань, на берегу Невы возво­дятся 3 галереи. Завершается осуществление в натуре первоначальной планировки сада;

в его центре устраиваются 4 больших квад­рата с кружевными цветниками и беседками, окруженные стриженой живой изгородью (са­довый мастер Ян Роозен проработал в саду с 1712 по 1725 г.); создаются фонтаны, беседки, Карпиев пруд (1714-1716), Лебяжий канал (1711).

III (1716-1725) - возводятся второй Лет­ний дворец (1721), «Зала для славных торжествоваиий» (1725), грот (арх. А. Шлю-тер и Г. Маттарнови. 1721-1724), гавань у дворца облицовывается гранитом (1723). по проекту А. Земцоаа садовым мастером К. Шре­дером устраивается лабиринт с фонта­нами.

В квадратах, на месте цветников, создаются боскеты с фонтанами, птичником и прудом. Сад украшается скульптурой, строится Лиговский канал (1718) и для подачи воды в Фонтанку, питающую систему фонтанов,-3 водовзводные башни (1724). В 1716-1719гг. арх. Ж. Б. Леблон разрабатывает проект ан­самбля Летних садов (не осуществлен).

IV (1732-1826) - на месте «Залы для славных торжествований» возводится деревян­ный дворец Анны Иоанновны (1732). Строится дворец Елизаветы Петровны и сад при нем (третий Летний сад, 1734), сад у нового Лет­него дворца (1736). амфитеатр (1736, арх. В. Растрелли); устаналмваются скульптуры (1736), ведется облицовка гранитом Невских набережных (1720- 1784), устраивается огра­да (арх. Ю- Фельтен, 1770-1784).

После наводнения в 1777 г. в третьем Лет­нем саду вышедшие из строя фонтаны не восстанавливаются. Возводится дворец для Павла I (Михайловский замок, арх. В. Ба­женов и В. Бренна, 1797-1800). После навод­нения 1824 г. и завершения строительства Михайловского замка (1819-1,825) примыка­ющий к нему участок третьего Летнего сада преобразуется о пейзажный парк-Михай­ловский сад (арх. К. Росси и А. Менелас), где на берегу р. Мойки был построен павильон Росси (1825 г.). В первом Летнем саду на бе­регу р. Фонтанки вместо грота был создан Кофейный домик (арх. К. Росси, 1826), а в массиве насаждений - Чайный домик (арх. Л. Шарлемань. 1827). Претерпевает измене­ния и Большой луг: в 1740 г. на его месте был разбит сад «Променад» (арх. В. Растрелли), который в конце XVIII в. был уничтожен, а это место впоследствии стало называться Ца­рицын луг.

Садово-парковое искусство XVIII в. - student2.ru Здесь в 1798 г. был установлен Румянцевский обелиск (арх. В. Бренна), в 1801 г.- памятник Суворову (скульптор М. Козлов­ский). В 1818 г. обелиск перенесли на Васильевский остров, а Царицын луг полу­чил название Марсова поля.

В 1855 г. в одном из боскетов Летнего сада был установлен памятник И. А. Крылову (скульптор П. Клодт).

После 1824 г. царская резиденция стала общественным городским парком.

Несмотря на все изменения, про­изводившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранилась. От галерей, акцентировавших входы с берега Невы, направлялись продольные до­роги. Они пересекались поперечны­ми, образуя квадраты боскетов, об­рамленных шпалерами. Однопород­ные посадки в боскетах называли рощами - липовая, дубовая, еловая. По дорогам были устроены берсо, обсаженные липами и завершавшие­ся беседками, а центральная аллея и места пересечения дорог украшены фонтанами. К концу XVIII в. в саду насчитывалось около 50 фонтанов. Четыре-центральных боскета, богато убранные фонтанами и скульпту­рой, имели различные устройства - вольеры для птиц и зверей, водоем с островом и беседкой.

У р. Фонтанки стоял грот - обяза­тельная принадлежность регулярных садов XVIII в. Грот состоял из 3 за­лов, соединенных арочными проема ми. Фасад был украшен рустованны­ми колоннами и увенчан высоким ку­полом. На парапете, окружавшем грот, были установлены мраморные скульптуры: Флора, Зефир, Фортуна, Мореплавание и др. Внутри залы были облицованы туфом, раковина­ми, толченым стеклом, украшены скульптурой и фонтанами.

Одним из главных украшений сада были работы известных венециан­ских скульпторов - П. Баратта, Д. Бонацца, А. Талья-Петра. Это были коллекции портретов и темати­ческие серии на аллегорические и мифологические темы, В 1736 г. в са­ду было около 200 изваяний.

Использовались как местные, так и привозные растения: липы из Нов­города, Воронежа, Киева и Голлан­дии, каштаны из Гамбурга, сирень из Любека, кедры и пихты из Соликамска, тюльпаны из Голландии, ли­лии из Нарвы, ароматные и другие цветы из Измайлова и т. д.

Летний сад является переходным в дальнейшем становлении русских регулярных садов. Его главная ось планировочно еще не связана с двор­цом, а замыкается галереей - чисто садовой постройкой. Вместе с этим в структуре Летнего сада, в сравнении с предшествующими ему Головинским и Лефортовским в Москве, просле­живаются и новые черты - стремле­ние к целостному решению террито­рии, ее идейному единству, планиро­вочному и масштабному соподчине­нию частей. Планировка территории носит уже вполне европейский ха­рактер.

Регулярные сады г. Пушкина

Ансамбль дворцов и парков г. Пушкина, в прошлом Царского Села, складывался на протяжении полуто­ра столетий. В его развитии просле­живаются четыре этапа, два из кото­рых (1710-1720-е и 1740-!750-е гг.) связаны с созданием регулярных садов.

Царское Село - небольшая лет­няя резиденция императрицы Ека­терины I. В 1718-1723 гг. по проекту арх. И. Браунштейна и К. Ферстера здесь были возведены каменные па­латы. Впериод с 1716 по 1726 г. по проекту Яна Роозена был разбит сад. Покатый склон превращен в си­стему плоских террас. На первой бы­ли цветники, окруженные кленовым шпалерннком и боскетами по сторо­нам, на второй - огибные дороги в сочетании с трельяжными беседка­ми, на третьей - два одинаковых прямоугольных водоема. Нижний сад (четвертая терраса) имел радиаль­ную планировку из трех аллей, сое­диненных дуговой дорогой. Боскеты этой части сада были засажены пло­довыми деревьями (яблони и виш­ни), ягодными кустарниками (крыжовник, смородина) и земляникой, а по периметру окружены сплошной стеной из стриженых деревьев, об­рамлявших узкие дорожки. Измельченность плана соответствовала на­значению сада и масштабу дворца. Эта часть сада, получившая назва­ние Старый сад, в настоящее время восстановлена.

Садово-парковое искусство XVIII в. - student2.ru Сад, окруженный зелеными стена­ми, спускался к Рыбному каналу, за которым, была посажена «Дикая роща» из березы. К югу от дворца был устроен искусственный водоем, к западу - охотничий парк (Звери­нец) с радиальными просеками.

Второй этап развития дворцово-паркового комплекса связан с пе­рестройкой дворца (арх. М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский). Его ре­конструкцию к 1757 г, завершает В. Растрелли. Он создает пышный красочный ансамбль в стиле барокко. Протяженность дворцового фасада составляет 325 м. Сад перед двор­цом, хотя и приобретает некоторые черты парадности (кружевные пар­теры на первой террасе, скульптура), уже не удовлетворяет масштабам но­вого комплекса, и развитие парка Растрелли переносит к западу от дворца. Перед дворцом полукругом возводятся служебные сооружения, образующие парадный ансамбль придворцовой площади, за ней устра­ивается Новый сад. Он состоит из че­тырех боскетов (каждый размером 200Х200 м), окруженных по перимет­ру Крестовым каналом; боскет Грибок с 37 павильонами; боскет Театр; бо­скет Гора Парнас; боскет Карусель с искусственными прудами. Таким образом, внутренняя композиция боскетов отчасти решена в соответ­ствии с новым пейзажным направ­лением в паркостроении.

От дворца с северо-запада на юго-восток проходит главная ось, кото­рая закрепляется композиционными узлами: павильонами Мон-Бижу (на территории Зверинца) и Эрмитаж (на территории «Дикой рощи» в Ста­ром саду). Они сооружаются также в стиле барокко, подчеркивая главен­ствующую роль дворца.

По сторонам главной оси к двор­цу, широко охватывая Новый сад, подходили боковые аллеи, образуя вместе с ней трехлучье. От них рас­крывались перспективы на дворец с отдаленных точек. В последующем значение этих лучей было утрачено при постройке Большого и Малого Капризов, перекрывших один из лу­чей, и создании пейзажных компо­зиций у двух других.

Большой пруд приобретает регу­лярные очертания в виде неправиль­ного шестиугольника, на его берегу в перспективе одной из поперечных аллей Старого сада возводится грот в стиле барокко,

Территория Зверинца была обне­сена оградой по проекту В. Раст­релли, она имеет вид квадрата, в центральной площади которого и был устроен павильон Мон-Бижу.

Таким образом, благодаря стиле­вому единству архитектурных соору­жений оба сада - и Старый и Но­вый объединяются в единый комп­лекс. При этом квадрат боскетов Нового сада является масштабным переходным звеном к большому квад­рату Зверинца.

В целом ансамбль Старого и Но­вого садов Царского Села позволя­ет проследить развитие регулярного паркостроения, идущего в направле­нии усиления продольной оси, доми­нирования главного здания, все большей взаимосвязи и соподчинения планировочных элементов, создания единого ансамбля.

Наши рекомендации