Садово-парковое искусство древнего мира

Египет

Древний Египет как самостоятель­ное государство был основан в конце IV тысячелетия до н. э. Его террито­риальные границы приурочены к долине р. Нил, несущей свои воды с юга на север и впадающей в Сре­диземное море. Здесь естествен­но произрастали в основном тамариксы и финиковые пальмы, а вдоль берегов Нила - тростники, папи­русы, лотосы. Жаркий и засушли­вый климат с горячими ветрами, поч­ти полным отсутствием осадков иск­лючал возможность существования древесно-кустарниковой раститель­ности на сколько-нибудь значитель­ных площадях. Древними египтяна­ми была создана развитая иррига­ционная система с каналами, обеспе­чивающими водой поля, и гидротех­ническими устройствами, защи­щающими города и поселения от на­воднений во время разлива реки.

Из ценного строительного матери­ала, которым был богат Древний Египет, – гранита, известняка, пес­чаника и др. возводились великолеп­ные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично со­хранившиеся и до наших дней.

История Древнего Египта, в том числе и его история архитектуры и градостроительства, делится на несколько периодов:

Древнее царство – 3200-2400 гг. до н.э.,столица - Мемфис. Среднее царство XXII-XVIII вв. до н.э.. объединение Египта после двухвекового перерыва, обусловленного война­ми и раздробленностью, столица - Фивы. Затем наступил двухвековой перерыв (XVIII-XVII вв.), связанный с нашествием гиксосов. Новое царство - XVI-XI вв. до н. э. и позднее время - с Х в. до 332 г. н.э. т.е. до завоевания Египта Александром Маке­донским, который основал новую столицу - Александрию.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru Период существования Древнего царства ха­рактеризуется строительством пирамид. Среднего-мощным ирригационным строительст­вом и сооружением Фаюмского водохрани­лища с обширной оросительной системой. Новое царство - наиболее яркий период раз­вития египетского государства, для которого характерно строительство храмовых комплек­сов.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru За три тысячелетия существова­ния египетского государства вместе с развитием градостроительства, ар­хитектуры и растениеводства форми­ровалось и садовое искусство. Са­ды создавали при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление го­родов, которые имели прямолиней­нуюсетку плана. Город «...видимый с внешних валов или стен, произво­дил впечатление цветущего оазиса, из зелени которого выступали обели­ски и монументальные пилоны хра­мов» [11, с. 16]. Валы и стены защи­щали город не только от вражеских нашествий, но и от наводнений во время разлива Нила. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, иг­рали роль парадных дорог для про­цессий и имели значительную ши­рину (до 40 м). рассчитанную на дви­жение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема дава­ло ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульп­турных изображений.

На территории храмового комплек­са эта дорога становилась продоль­ной композиционной осью, являю­щейся одновременно и осью симмет­рии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались простран­ства и объемы, которые по мере про­движения последовательно изме­нялись в размерах в сторону увели­чения или уменьшения.

В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования от­крытых, освещенных солнцем внут­ренних дворцов с темными простран­ствами интерьеров храма, его колон­ных залов и последовательного из­менения их размеров при движении. - Геометрическая сетка планов горо­дов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное ис­пользование принципа симметрии определили характер египетского са­да, который сформировался как ре­гулярный с четко выраженной глав­ной осью.

В качестве примера приводится план еги­петского сада площадью 1 га. Сад имеет квад­ратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилотами и является началом оси, замыкаю­щейся домом, расположенным в глубине са­да. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоуголь­ных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад - об­разец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружаю­щих отдельные участки - входную площадку, перголу, водоемы, посадки.

Сад давал тень и прохладу, обе­спечивал плодами и цветами, здесь же находились священные расте­ния - лотос, папирус и др. В расти­тельном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из тра­вянистых были распространены гвоз­дики, васильки, маки.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние ре­лигиозных, утилитарных и эстетиче­ских функций.

В целом в Древнем Египте сфор­мировалось садовое искусство с чет­кими композиционно-планировочны­ми канонами:

- регулярным планом, включаю­щим осевое построение композиции и использование симметрии;

- формированием замкнутых композиций;

- наличием водоемов как неотъ­емлемой, а часто и главной части сада;

- использованием ритма как ком­позиционного приема;

- применением аллейных и рядо­вых посадок;

- использованием экзотов в ас­сортименте древесных растений.

Ассиро-Вавилония

Государства Двуречья находились на территории долины рек Тигр и Евфрат, впадающих в Персидский залив. Освоение междуречья шло с юга, где климат аналогичен египет­скому, на север, от плодородных лес­совых земель в сторону полупустын­ных горных районов с более прохлад­ным климатом. Так, к северу от Ва­вилона в зимний период шли холод­ные дожди, а еще севернее - снег. Местами в этих районах произраста­ли леса.

Междоусобные опустошительные войны не способствовали сохране­нию памятников культуры госу­дарств Двуречья. Однако в короткие периоды затишья, когда государ­ства объединялись под властью од­ного из них, строились города, двор­цы, храмы, создавались сады. В пе­строй истории Двуречья выделяется период расцвета государств Ассирии и Вавилонии, именуемый как Ассиро-Вавилонская культура (VIII-VIIвв.до н. э.).

Основным строительным материа­лом был сырцовый кирпич - матери­ал крайне непрочный, что также яви­лось причиной быстрого исчезнове­ния памятников архитектуры.

Города Двуречья имели округлую в плане, позднее прямоугольную фор­му и были окружены кольцом крепо­стных стен, иногда двойным или трой­ным. По занимаемой площади города были меньше, чем в Египте, застрой­ка плотнее. В архитектурных комп­лексах развитие композиции проис­ходило не по продольной осп, приме­нялось поперечное развертывание пространства. Характерно также строительство на террасах, точнее, на искусственных насыпных плат­формах, возвышающихся над по­верхностью улиц. По этому принципу сооружались храмы-зиккураты в ви­де ступенчатых башен, представляю­щих собой ряд убывающих, как бы поставленных одна на другую плат­форм, квадратных или прямоуголь­ных в плане. Верхняя платформа завершалась архитектурным со­оружением, собственно храмом. Вы­ступающие части нижних платформ иногда озеленяли: по периметру высаживали растения в специаль­но устроенные ямы, наполненные ра­стительной землей. Особой извест­ностью пользовались «висячие сады» Семирамиды, созданные во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н. э.), которые расширил и возобно­вил Навуходоносор-II.

На основании археологических материалов учеными представлены гипотетические вари­анты садив Семирамиды. Согласно этим данным, сады (точнее - сад) представляли собой ряд возвышающихся террас - отсюда, веро­ятно, и множественное число «садов», при­нятое в древних описаниях.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru

Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен, а своей южной частью выходил к дворцовым покоям. Он был устроен в виде четырех ступенчатых, сужающихся кверху террас (по некоторым исследованиям число террас было больше). Нижняя размером 45х40 м имела высоту 8 м, вторая – 40х30х13 м, размеры двух других террас неизвестны. Это садовое сооружение достигало уровня городской сте­ны. Слой земли на первых двух террасах со­ставлял 2м, на следующих - 1 м. На ниж­них террасах росли деревья, на верхних - кустарники и цветы. Террасы поддерживались массивными столбами, на которых были уло­жены каменные плиты, залитые свинцом, за­тем - слой тростника, пропитанный биту­мом, и, наконец, двойной слой кирпичей. Под сводами располагались царские покои. Все террасы соединялись между собой лестницами, располагавшимися по оси сада. С верхней площадки открывались виды на город и до­лину Евфрата.

Этот сад существенно отличался от еги­петского плоского замкнутого сада. Тем не менее наличие искусственных террас, их осевое построение и органичное включение сада в регулярную сетку плана города позволяют от­нести его к числу регулярных.

Идея создания садов на террасах, или «висячих садов», оказалась до­статочно плодотворной и нашла свое развитие в садах Персии, Италии, а в дальнейшем и России («верховые» сады Московского Кремля, конец XVII в.). Этот прием садового уст­ройства в измененных формах до­шел и до наших дней в виде садов на крышах.

Помимо рассмотренного неболь­шого сада имеются также скупые сведения об обширном парке, создан­ном ассирийским царем Саргоном II

В. VIII б, до н. э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вы­везенные из других стран, - кипари­сы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в ос­новном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Античная Греция

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, до­вольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты леса­ми, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколь­ко видов дуба (включая и вечно­зеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт. В культурном наследии древних цивилизаций греко-римская или ан­тичная культура занимает особое место.

В истории культуры античной Греции раз­личают несколько периодов, или эпох: Крито-микенская (XX-XIII вв. до н. э.), Гомеров­ская (XII-VIII вв. до н. э.), Архаическая (VIII-VI вв. до н. э.), Классическая (V-IV вв. до н. э.) и Эллинистическая (III-I вв. до н. э.).

Греция Архаического периода представля­ла собой ряд полисов (городов-государств), из которых самым крупным были Афины. К VI в. до н. э. относятся и греческие поселения на Черном море - Ольвия, Херсонес, Феодосия, фанагория. Развивается каменное зодчество. В архитектуре разрабатывается четкая ор­дерная система. Ордер (order - порядок) представляет собой определенную совокуп­ность архитектурных элементов, цельную ху­дожественную систему сочетаний конструктив­ных и декоративных ч ас гей с определенным соотношением их размеров в сооружении. Он лег в основу конструкций архитектурных со­оружений, их гармонического строя и идейно-образного решения. В этот период формиру­ются дорический и ионический ордеры.

Классическая эпоха началась с греко-персидских войн, завершившихся созданием Афинской мирской державы. Политический строй - рабовладельческая республика. В 460 г. до н.э. к власти пришел Перикл, один из самых ярких и талантливых деятелей эпо­хи рабовладельческой демократии. Время его правления называют золотым веком Гре­ции. В этот небольшой промежуток времени культура достигла наивысшего расцвета- Го­рода заново восстанавливались и строились по регулярному плану. Создавались архи­тектурные комплексы, возводились храмы. До­рический и ионический ордеры достигли со­вершенства и дополнились новым - коринф­ским. Высокого уровня развития достигли искусство и ремесла. На Акрополе - горе, возвышающейся над Афинами, - Перикл по­строил Парфенон в честь богини Афины. Заме­чательное творение стало священным местом, национальным центром греческого государ­ства, его культуры.

Эллинистическая эпоха характеризуется образованием крупных греко-восточных мо­нархий. В IVв. до н.э. царь Македонии (Одно из северных государств Балканско­го полуострова) Алек­сандр Великий (Македонский) завоевал Пер­сию, Египет, средиземноморские страны. Пос­ле его смерти империя распалась на ряд го­сударств. В Эллинистический период развер­тывается строительство общественных соору­жений, стадионов, театров. Формируется тип жилого дома перистильного типа. Развива­ется благоустройство и озеленение городов.

Для садово-паркового искусства Древней Греции характерны следую­щие типы озелененных территорий:

Священные рощи - герооны. Они посвящались героям и носили мемо­риальный характер. Это лесные мас­сивы с источниками, скульптурами и архитектурными сооружениями. Поз­же в героонах стали устраивать па­мятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожка­ми, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Дороги и площадки были обсажены рядами платанов, тополей и др.

Философские сады предназнача­лись для ученых бесед и занятий.

Зеленое оформление агор (город­ские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений.

Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru

В целом озелененные территории Греции несли определенную функ­цию, размещение в них насаждений подчинялось этой функции, а из по­лезности и качества самого устрой­ства складывалось представление о его красоте.

Для дальнейшего развития садово-паркового искусства важны не толь­ко уже рассмотренные типы озеле­ненных территорий Греции,но и тео­ретические положения композиции и пространственное решение архитек­турных ансамблей античности.

В античной Греции была разрабо­тана система пропорций - принци­пы золотого сечения и модуля как со­отношения частей и целого, а также принципы равновесия, ритма и сим­метрии. Эти положения отражены не только в самих сооружениях, но и в их размещении - планировочном решении ансамблей.

Классическим образцом является ансамбль афинского Акрополя, расположенного на ска­листом холме и представляющего собой комп­лекс храмов. Различные размеры храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком рас­положении кроется определенная последова­тельность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. "В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается посте­пенно, по мере раскрытия картин, каждая из которых включает только одно господствую­щее сооружение. Весь ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу или побережью. Использование всех этих принципов не утратило своей важности и в современном ландшафтном искусстве.

В 146 г. до н. э. Греция стала рим­ской провинцией. Однако греческая культура была воспринята античным Римом и стала фундаментом для его дальнейшего развития.

Древний Рим

Римское государство начав свою историю на Апеннинском полуост­рове, в последующие века превра­тилось в огромную рабовладельче­скую державу, простиравшуюся от Персидского залива на востоке до Атлантического океана на западе.

В истории Древнего Рима выделяют три эпохи. Эпоха царей (VIII-VI вв. до н. э.) ха­рактеризуется формированием рабовладельче­ского строя. Эпоха республики (VI-I вв. до н. э.) - Рим выделяется как город-государ­ство. Его территориальные завоевания завер­шились накоплением огромных богатств, позволивших широко развернуть строительство. Эпоха империи (I-V вв.н.э.) - определя­ется значение Рима как государственного центра. Разворачивается градостроительст­во-строительство ансамблей, общественных форумов, стадионов, театров, императорских дворцов, патрицианских вилл. Совершенству­ется композиционное решение архитектурных ансамблей. В конце III в. н.э. упадок рабов­ладельческой системы обусловил кризис импе­рии. В 410 г. н. э. Римская империя пала под ударами вестготов.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н. э. до 1 в. н. э.

Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции. Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений. Здесь произрастают различные виды сосен, дубов, кипарис, платан, землянич­ное дерево, тополь, каштан съедоб­ный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке,-буксус, лавр. мирт.Изцветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоз­дики и др.

К I в. н. э. сформировались сле­дующие типы садов.

Священные рощи были связаны с религиозным культом. Так же как у греков, они имели источник, неболь­шой храм, часовню или алтарь.

Городские общественные сады. устраивались при общественных со­оружениях (театрах, термах) на пло­щадях и были различных размеров. Сады с источниками или бассейнами имели аллеи и оформлялись рядо­выми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, ук­рашались скульптурой.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru Городские частновладельческие сады были незначительны и подчи­нялись планировке дома. В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильныйтип жилого дома, в объ­еме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустар­никами, цветниками и снабженные водой. Размеры таких дворов были. различны: 9х20 (в доме Веттиев), 28х22 (в доме Фавна). Стены гале­рей, окружавших двор, были укра­шены росписями с изображением ра­стительных мотивов. Такие внутрен­ние дворы получили название сада-перистиля.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение -от чисто хо­зяйственногодо увеселительного. Последние устраивались на терраси­рованных склонах, украшались цве­тами, фонтанами, скульптурой, раз­личными архитектурными сооруже­ниями. Террасы соединялись с по­мощью лестниц, однако, как и в Гре­ции, лестницыещене имели компо­зиционного значения.

Элементы сада размещались слу­чайно.

На примереэтих объектов можно сделать вывод, что в садах Древ­него Рима сформировались как от­дельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка,так и целые са­довые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.

Сад-ксист (плоский сад)имел вид партераи былсвязан с портиком дома.

Сад-ипподром заимствован из Гре­ции. В Риме он утратил свое назна­чение как место спортивных состя­заний, но сохранил форму прямо­угольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое простран­ство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженым кустарником. По периферии разме­щались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые компози­ции. Открытое пространство в цент­ре давало возможность для их обзо­ра.

Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего.

Интересна также вилла «Тибуртина» им­ператора Адриана (117-138 гг. н. э.), рас­полагавшаяся близ Рима и занимавшая об­ширную территорию. Сад был устроен на кру­том террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный му­зей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бас­сейны, сад-ипподром, рощи - Академия, Ли-кей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, ок­руженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и Много­численные сооружения (библиотека, театр, ко­лоннады, портики), возведенные со свойствен­ным Риму размахом.

Композиционной связи между этими уст­ройствами не прослеживается.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характер­ны следующие черты:

- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пер-гол, аллей);- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады-ипподромы, сады при вил­лах);

- отсутствие композиционного единства в садах.

Традиции римского садово-пар­кового искусства нашли свое даль­нейшее развитие в итальянских са­дах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

САДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое суще­ствование, уступив место новой эпо­хе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие ме­жду падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними ве­ками, или эпохой средневековья.

Это было время формирования ев­ропейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства. «Но одновременно в этих муках ро­ждалось новое человеческое обще­ство. В войнах и восстаниях, голоде и эпидемиях происходило уничтоже­ние рабства, смена его феодальным строем» (И. Николаев. Профессия архитекторам.. 1984, с. 145).

В истории архитектуры средневе­ковье делят на три периода: ранне-средневековый (IV-IX вв.), роман­ский (X-XII вв.), готический (ко­нец XII-XIV вв.). Смена архитек­турных стилей существенно не отра­жается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искус­ство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более дру­гих требующее для своего существо­вания мирной обстановки, приоста­навливает свое развитие. Оно суще­ствует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на тер­риториях, относительно защищенных от разрушения.

Монастырские сады. В них выра­щивали травянистые лекарственные и декоративные растения- Планиров­ка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекаю­щиеся дорожки делили сад на четы­ре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Хри­ста, устанавливался крест или выса­живался куст роз.

Сады при замках устраивали внут­ри их территории. Они были неболь­шими и замкнутыми. Здесь выращи­вали цветы, имелся источник - ко­лодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном,- прием, получивший широкое распро­странение в парках.

Сад-лабиринт- прием, сформи­ровавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными пу­тями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкла­дывалина полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разде­лялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты полу­чили широкое распространение в ре­гулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Лет­нем саду (не сохранился), регуляр­ной части Павловского парка (вос­становлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетен­ных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Позднее средневековье характери­зуется открытием первых универси­тетов (Болонья, Париж, Оксфорд, Прага). Садоводство и ботаника достигли высокого уровня развития, появились первые ботанические са­ды (Аахен, Венеция и др.).

Сады арабов в Испании

В VIII в. арабы (мавры) обосно­вались на Пиренейском полуострове и пробыли здесь почти семь веков. Толедо стал крупным центром обра­зования, а Кордова - самым циви­лизованным городом Европы.

Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных со­оружений, арабы сумели использо­вать таяние снегов на горных верши­нах и создали мощную гидротехни­ческую систему, превратив безвод­ную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это не­большой дворик (200-1200 м2) атриумно-перистильного типа (патко), окруженный стенами дома или оградой и, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом.

Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в.в резиденциях халифов - Альгамбре (650х200 м) и Генералифе (пло­щадь 80Х100 м).

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru

В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47х33м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орна­ментом. В центре находится бассейн (7х45 м), вытянутый по длинной оси и обрамленный рядами стриже­ного мирта. Главным эффектом яв­ляется отражение аркады башни в воде бассейна. Дворльвов (28х19м) также окружен стенами и аркадой, пересечен двумя взаимно перпендикулярными каналами, в центре которых находится фонтан из двух алебастровых ваз, поддер­живаемых 12 черными мраморными львами.

Имеется также Двор королевы, украшенный фонтаном, 4 кипариса­ми но углам, а главное - сложным орнаментом покрытия, в рисунок ко­торого вплетены и бассейн, и места посадки кипарисов.

Ансамбль Генералиф - летняя ре­зиденция халифов, расположена вы­ше Альгамбры на 100 м. Это комп­лекс изолированных садов-патио на террасах. Наиболее известен двор с каналом. Он вытянут и окружен аркадой, по центру проложен узкий 40-метровый канал, украшенный дву­мя рядами фонтанов. Их тонкие струи образуют арочную аллею. В саду свободно высажены небольшие деревья и кустарники.

В целом традиции испано-маври­танского сада характеризуются сле­дующими чертами: простота плани­ровки и индивидуальность решения. Планировка регулярная, обусловле­на геометрическим планом патио. Сад имеет композиционный центр, чаще всего это бассейн. Вход в сад часто размещается не по центру, а сбоку, тем самым нарушается симметрия, обогащаетсяобщая картинасада.

Связь между внутренним замкну­тым пространством сада и открыты­ми внешними видами достигается путем устройства видовых точек, оформленных аркадами. Этот прием взаимосвязи получил в дальнейшем широкое развитие в ландшафтном искусстве.

Вода - основной мотив сада. Она присутствует в каждом патио в виде каналов, бассейнов, источников, бьющих из-под земли. Вода то сте­кает по каналам, сделанным.в пери­лах лестниц, то узкой полосой про­низывает плоскость сада, то растека­ется обширным зеркалом (Двор мирт), то образует фонтанные струи. Во всем ее многообразии прослежи­вается стремление показать ценность каждой ее капли.

Растительность используется та­ким образом, чтобы продемонстри­ровать индивидуальные достоинства каждого экземпляра. Кипарисы, апельсиновые и мандариновые де­ревья, жасмин, миндаль, олеандр, ро­зы высаживали свободно. Как архи­тектурный элемент стрижка приме­нялась редко.

Жаркий климатне позволял ис­пользовать газон, поэтому большая часть территории оформлялась деко­ративным мощением.

садово-парковое искусство древнего мира - student2.ru В цветовом решении характерно сочетание общей сдержанной цвето­вой гаммы стен, зелени деревьев и кустарников с яркими вкраплениями красивоцветущих растений или цвет­ных покрытий. Декоративное моще­ние - один из важных элементов испано-мавританского сада. Иногда цветной майоликой облицовывали подпорные стены и скамьи сада. Ос­новные цвета - голубой, желтый, зе­леный.

Такимобразом сформировался испано-мавританский стиль с комп­лексом своих приемов, соответствую­щих требованиям времени, природы, национальным традициям.


Наши рекомендации