Архитектурная композиция театрального здания
Многообразие схем построения ядра театрального здания (зрительного зала и сцены) и связанных с ним зрительской и сценической частей здания создает предпосылки для разнообразия композиционных решений внешнего объема и интерьеров театра.
Сочетание больших зальных пространств зрительской части – вестибюля, фойе, зрительного зала – с другими, более мелкими ее помещениями дает возможность построения разнообразных интерьеров, контрастных по объему, масштабу, отделке и архитектурной характеристике.
Основной принцип такого подхода к интерьеру – ясность и логическая последовательность во взаимосвязи помещений и в нарастании впечатлений от входа к зрительному залу.
Помещение входного вестибюля с кассами создает первое впечатление при переходе из внешнего пространства в здание. Переход от небольшого входного вестибюля к обширному вестибюлю с гардеробом создает впечатление простора внутри здания.
Основное качество композиции вестибюля заключается в ясности пространственного решения, в четком распределении движений к гардеробам, лестницам, кулуарам и зрительному залу, без пересечения путей.
Помещение вестибюля используется обычно в короткие промежутки времени, когда зрители приходят и уходят из театра. Однако в вестибюле складывается первое впечатление от интерьера театра. Поэтому построение и форма вестибюля, его пропорции, фактура и цвет поверхностей, рисунок пола, оборудование и освещение должны привлекать внимание посетителей парадностью, праздничностью, присущими интерьеру театра.
Парадные лестницы также играют большую роль в архитектурном облике интерьера театра. Поэтому, как правило, их устраивают открытыми, просторными и пологими.
Высоту вестибюля ограничивают обычно одним этажом, чтобы не поднимать слишком высоко уровень партера и амфитеатра. Зал фойе может иметь высоту двух-трех этажей и быть окруженным на их уровнях хорами, обслуживающими балконы или ярусы. Высота и простор зала создают яркий контраст при переходе из вестибюля в фойе. Примыкая обычно непосредственно к стене главного фасада, фойе может быть раскрыто к внешнему пространству большими витражами.
Наиболее парадна и празднична должна быть архитектура зрительного зала театра. Она развивается в соответствии с развитием строительной техники и строительной физики. Очертания стен и потолка, облицовочные материалы и их фактура назначаются в соответствии с акустическими и светотехническими расчетами.
Внешний вид театра определяется его объемно-планировочным решением, в котором должны быть ясно отражены внутреннее содержание, структура здания и его градостроительное значение.
Театры размещают обычно на центральных городских площадях, где они имеют организующее значение в их застройке. Открытый восприятию со всех сторон и с больших расстояний объем здания должен быть разработан в крупном масштабе. Эти черты выделяют здание театра из окружающей площадь застройки как главное здание, которому подчинены остальные.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. для вузов / Под общ. ред. И.Е. Рожина, А.И. Урбаха. М.: Стройиздат, 1985. – 542 с., ил.
2. Архитектура советского театра. - М.: Стройиздат, 1986. – 400 с.
3. Бархин Г. Б. Архитектура театра / Г.Б. Бархин. – М.: Акад. арх. СССР. – 1947.
4. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие / А.Л. Гельфонд. – М.: Архитектура-С, 2006. – 280 с., ил.
5. Лисициан М.В. Интерьер общественных и жилых зданий / М.В. Лисициан, Е.Б. Новикова, З.В. Петунина. – М.: Стройиздат, 1973.
6. Нормы проектирования. Культурно-зрелищные сооружения. ВСН-45-86. – М.: ГУЛ ЦПП, 1988.
7. Нойферт Э. Строительное проектирование / Э. Нойферт. – М.: Стройиздат, 1991. – 391 с., ил.
8. Пономарев В.А. Архитектурное конструирование: Учеб. для вузов / В.А. Пономарев. – М.: Архитектура-С, 2008. – 735 с., ил.
9. Пособие по проектированию театров (к СНиП 2.08.02-89*). – М.: 2009.
10. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения: ВСН 62-91* / Госкомархитектура. – М.: Минстрой России, 1991.
11. Строительные нормы и правила. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: СНиП 2.07.01-89*. – М.: ГУЛ ЦПП, 1995. – 56 с.
12. Строительные нормы и правила. Общественные здания и сооружения: СНиП 2.08.02-89*. – М.: Госкомархитектура СССР, 2003. – 50 с.
13. Строительные нормы и правила. Пожарная безопасность зданий и сооружений: СНиП 21-01-97. – М.: ГУЛ ЦПП, 1997.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры театров из отечественной практики
Конкурсный проект театра им. МОСПС в Москве, 1931 г.
Архитектор: К.С. Мельников. Вместимость 2000 мест.
Планы в уровне входа и фойе
В проекте театра последовательно развивается идея «кинетической архитектурной формы». Сложная асимметричная композиция формируется несколькими геометрическими объемами. В основе ее построения – выявление внутренней динамики здания, попытка выражения выдвинутой автором идеи динамического театра. Смыкающиеся круглые объемы барабанной сцены и зрительного зала пересекаются с лестницами, поднимающимися мощными контрфорсами до верха зала.
Пятиярусный зрительный зал вращается относительно центральной оси и последовательно обращается к одной из трех запроектированных сцен. Четвертая размещается в центре партера, что при различном оснащении обеспечивает различную динамику действия.
Одна сцена – глубинного типа с подвижным тротуаром, другая – также глубинная, с поворотным кругом, снабжена водными устройствами и бассейном.
Третья задумана как система двух вращающихся в вертикальном направлении барабанов с закрепленными на них площадками и подвесами для мягких декораций. Партер зрительного зала трансформируется в трехстороннюю сцену и сцену-арену.
Разрез и план
Аксонометрия
Конкурсный проект оперно-драматического театрав Ростове-на-Дону, 1930 г. (осуществлен)
Архитекторы: Г.Б. Бархин, М.Г. Бархин,
Вместимость 2500 мест. Концертный зал на 750 мест.
Объемная композиция театра подчеркивает три основные функциональные зоны: театральную, концертную и артистическую.
В центральном объеме – театральный зал в плане эллипс. Партер переходит в амфитеатр, занимает в плане круг. С трех сторон зал охватывает двухсветное фойе, к которому примыкает переход, соединяющий театр и концертный зал, имеющий самостоятельный вход.
Планы в уровне фойе
Продольный разрез
Насколько удачным был проект, говорит тот факт, что Ле Корбюзье и О. Нимейер называли театр жемчужиной советской архитектуры времен конструктивизма. Образ здания представляет своеобразный памятник первой индустриальной пятилетке и уподобляется гигантскому трактору. При этом была решена задача объединения театра с концертным залом в единый блок. «В основу замысла проекта, – как писали авторы, – легло размещение малого зала в передней части здания над фойе главного зала и устройство входов, как в большой, так и в малый зал с главного фасада». Лестничные клетки и коридоры, фланкирующие основной кубический объем, напоминают гусеницы трактора.
Новосибирский академический театр оперы и балета,1934–1938, 1945гг.
Архитекторы: А.З. Гринберг, В.С. Биркенберг
Вместимость 2006 мест.
Первоначальное новаторское конкурсное решение панорамно-планетарного театра, которое получило восторженные отзывы за рубежом, в 1932 году не выдержало испытания временем, и в процессе строительства проект многократно корректировался. Было решено вернуться к более традиционному функциональному назначению, а именно, к оперно-балетному театру. Уже не устраивали простые и скромные формы конструктивизма во внешнем облике и в интерьерах здания.
В переработке проекта приняли участие, как архитекторы Новосибирска, так и известные мастера Москвы и Петербурга
Несмотря на это, в театре, открытом в дни Победы – 12 мая 1945 года, обнаружились серьезные недостатки и ошибки, которые устранялись в последующие годы. Тем не менее, в окончательном виде здание сохранило общее объемное и градостроительное решение первоначального проекта и, несмотря на все пережитые трудности, представляет собой грандиозное и достаточно выразительное сооружение, которое во многом определяет облик центра сибирской столицы.
Главный фасад
Аксонометрия
Продольный разрез
Планы этажей
Центральный театр Красной Армии в Москве, 1933–1940 гг.
Архитекторы: К.С. Алабян, В.Н. Симбирцев.
Относится к крупнейшим театрам мира, положение в глубине площади Коммуны, на самом высоком месте, подчиняет пространство площади и служит ориентиром района.
Основная идея проекта – символическая форма плана в виде пятиконечной звезды. Тема звезды проводится последовательно вплоть до пятиконечного контура наружных колонн. Символическая концепция стала причиной удач и недостатков. Потребовалось много изобретательности, чтобы вписать сложный организм театра в заранее жесткую определенную остроугольную форму, разместить вестибюль, открытые парадные лестницы, зрительный зал, огромную сцену с ее сложным комплексом сопутствующих помещений. Над основным залом на 190 мест устроен малый, студийно репетиционный зал на 400 мест, со сценической площадкой, близкой по габаритам к основной сцене.
В зрительном зале – круто поднимающийся амфитеатр и один балкон. Удаление последнего ряда зрительских мест от портала – 32 метра.
Перспектива (проект)
План в уровне амфитеатра
Разрез
Схемы трансформации сцены
Техническое оснащение сцены было новаторским и предусматривало возможность участия в действии не только конницы, но и современной бронетехники. На игровой площадке размещены два врезных круга со смещенными осями вращения и развитая система подъемно-опускных площадок, способных менять рельеф всей плоскости сцены.
Результатами сильно завышенного объема театра, почти в два раза, явились: чрезвычайно преувеличенные размеры сцены и сценического портала; акустически невыгодная излишняя высота зрительного зала; невозможность использования острых углов звезды; многочисленные темные и сложные по конфигурации помещения сценической части; огромные неиспользуемые площади в цоколе, искусственно завышенном на 4 метра; сложное конструктивное решение многоярусной структуры театра.
Подчинение композиции форме звезды отразилось в наружном решении здания – в его сложном силуэте. Фасады здания выполнены в неоклассическом стиле.
Тульский областной драматический театр, 1958–1970 гг.
Архитекторы: С.Х. Галаджева, В.Д. Красильников, А.А. Попов, В.А. Шульрихтер.
Вместимость 820-1320 мест.
Здание сооружено в глубоком кармане магистрали, что позволяет воспринимать весь объем. Не всегда удачное сочетание симметричного узла «зрительный зал – сцена» с ассиметричной общей планировкой в данном решении не вызывает сомнений.
Зрительный зал и сцена предельно сдвинуты в глубину основного объема, так, что конец криволинейной стены прорывает грань театра наружу.
В проекте практически отразились идеи экспериментальных проектов. Уникальное нововведение театра – гибкое театральное пространство – универсально и приспосабливается для различного рода зрелищ с большим диапазоном вместимостей.
Возможна постановка спектаклей на глубинной сцене, спектаклей-панорам и на сцене, окруженной зрителями с трех сторон. Трансформация производится присоединением к залу пространства сценических карманов, для чего используется специальная система оборудования: раздвижные стены между карманами и залом, складывающиеся трибуны амфитеатра, съемные ряды мест и подъемно-опускной пол партера, оригинальная конструкция выносного софита освещает не только просцениум и первые планы сцены, но и весь партер.
План в уровне фойе
Схемы трансформации
Малый зал расположен на стыке сценической и зрительной частей, что позволяет единовременно использовать оба зала.
Декоративная композиция здания подчинена архитектурной идее – взаимопроникновению пространств.
Разрез
Аксонометрический разрез
Московский театр драмы и комедии на Таганке,1972–1979 гг.
Архитекторы: А.В. Анисимов, Ю.П. Гнедовский, Б.И. Таранцев. Вместимость большого зала 780 мест, малого – 650, студийно-репетиционного – 100-150 мест.
Комплекс театра занимает старый московский квартал, примыкающий к Садовому кольцу и Таганской площади. Падение рельефа на 6 метров и угловое положение определили остроту объемно-планировочной композиции новой части театра, видимой с дальних точек и предусматривающей органичное включение существующих исторических зданий в новое здание. В архитектуре здания для внутренней и наружной отделки был использован высококачественный лицевой кирпич. Театр получил внутренний световой дворик и несколько вариантов трансформации зрительской сценической части.
Сложная многозальная структура соединяет черты нового и старого и в сценографической организации. В трансформирующемся пространстве большого зала возможны глубинная портальная сцена, открытая сцена, сцена-арена и панорамная. Боковая сцена разделена с залом раздвигаемой вручную перегородкой. В противоположной боковой стене зала проем-окно с подъемно-опускным экраном, с естественным городским фоном.
Сцена и части партера разделены на разборные и подъемно-опускные секции-площадки. Задняя стена сцены прорезана системой проемов, открывающихся в технологические коридоры, что позволяет создавать многовариантный фон для сценического действия с появлением актеров на любом этаже.
Существующие зал и сцена – памятник истории и место рождения творческого кредо театра – сохраняют присущую ему архитектуру и сценическую организацию. Архитектурную выразительность интерьеров и стиль театра подчеркивает открытая конструкция перекрытия зрительного зала.
План в уровне фойе
Продольный разрез
Схемы трансформации
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Примеры театров из зарубежной практики
Оперный театр Осло (норв. Operahuset) – национальный оперный театр Норвегии. Центр Осло, берег Осло-фьорда (полуостров Бьорвик).
2007 год - награда на Всемирном фестивале архитектуры в Барселоне.
2009 год - «Премия Миса ванн дер Роэ» за лучшее архитектурное произведение.
2010 год - Международная архитектурная премия.
Лаконичность и жесткость силуэта выдает нордический характер здания, явно сказавшийся в манере проектирования. Эта квинтэссенция скандинавского темперамента и духа северной природы демонстрирует своего рода эталон национальной архитектуры Норвегии.
Архитекторы сосредоточились на монументальном решении. Облик театра скорее подсказан местом, нежели назначением постройки, – здание стоит на прибрежной платформе гавани, выдающейся в пространство фьорда, как бы соединяя море и сушу. Стены из белого мрамора энергичными напряженными диагоналями «рисуют» грани дрейфующего ледника. Несмотря на жесткость форм, проектом предусмотрено формирование гибкого пространства внутри прилегающей зоны.
Доминанта композиции «всплывающего» из моря здания – силуэт покатой крыши, сами архитекторы называют ее «пятой стеной». Покатая кровля облицована панелями каррарского мрамора, а на фасадах остекленные поверхности чередуются с перфорированными металлическими панелями. Этот пятый элемент умножил возможности эксплуатации театра – по крыше можно забраться на вершину и полюбоваться видами из самого сердца столицы.
Столь величественный образ неприступного айсберга тает в воображении при входе внутрь. Белый и холодный снаружи театр скрывает «мягкий» интерьер в теплых тонах. Использовать в отделке внутренних залов дерево – с одной стороны, традиция, с другой – проверенный способ создать уютное пространство. Природное окружение остается отправной точкой и для интерьера, диктуя особенности оформления – из панорамного окна – фойе, обеспечивающее хорошее естественное освещение и захватывающий вид на море.
План 1 этажа
План 2 этажа
Продольный разрез
Интерьер вестибюля театра
Wuxi Grand Theatre (Большой «Крылатый» оперный театр Уси в Китае).
Архитекторы: финская архитектурная студия PES-Architects, победитель конкурсного отбора. Строительство: с 2009 по 2012 год.
Расположен на искусственном полуострове озера Wu-Li Lake, к югу от центра Уси, и является наиболее важным новым культурным проектом в Tai-Hu New City (Янгсу, Китай).
Комплекс содержит широкий спектр функций, одной из которых является зрительный зал, рассчитанный на 1680 мест, и не менее масштабный зал Performance, емкостью в 690 мест.
Основной архитектурный облик Wuxi Grand Theatre состоит из восьми листьев, или крыльев, которые вместе с террасами водрузились на каменном постаменте и создают впечатление бабочки, присевшей отдохнуть на берегу озера. Эта художественная и скульптурная форма создает визуальный ориентир нового культурного центра. Стальная конструкция крыльев крыши уникальна. Внутри нее находятся тысячи светодиодов, а нижняя сторона крыльев покрыта перфорированными панелями из алюминия. Благодаря такой конструкции крылья могут менять цвет, передавая характер и настроение представления Wuxi Grand Theatre.
Чтобы добиться лучшего обзора со всех сторон, здание было воздвигнуто на каменный постамент. Таким образом «гигантская скульптура» возвышается почти на 50 метров и обеспечивает живописные виды на озеро из большинства общественных зон. Все помещения, расположенные ниже
уровня каменного постамента, выполняют технические и служебные функции. Здесь же расположены и автомобильные и велосипедные стоянки для персонала и аудитории для VIP-гостей.
Генплан
План 1 этажа
Разрез по залу
Интерьеры театра
Государственный Большой Театр Китая,Китай
Архитектор: Поль Андрё.
Строительство: с 2001 по 2007 гг.
Театр находится в самом центре исторической части Пекина и возвышается в центре искусственного озера, занимая огромную территорию в 150 тысяч кв. метров.
Титановый каркас в форме эллипсоида построен с максимальным промежутком в 213 метра, с минимальным промежутком 144 метра и высотой в 46 метров. Здание разделено на две части стеклянным покрытием шириной в 100 метров.
Здание включает в себя три основных зала: 2416-местный оперный театр, 2017-местный концертный зал и театр на 1014 мест и связано с берегом прозрачным тоннелем длиной в 60 метров, на глубине 8 метров.
Все залы и области внутри Национального театра Пекина открыты для широкой публики и принимают форму городского района. Множество выставочных залов интегрировано в единое целое. Здесь есть все: улицы, площади, торговые центры, рестораны, места для отдыха и залы ожидания.
Генплан
Интерьеры театра
Театр Agora, Лелистад, Нидерланды
Архитекторы: UN Studio.
Строительство: с 2006 по 2007 гг.
Архитектурное решение Театра Agora было обусловлено объединением в одном сооружении многих помещений для артистической деятельности и общения в сфере искусств. Здание включает театры, концертный зал, музей, конгресс-залы для различных культурных программ. Большое кафе и бар в комплексе театра выходят на площадь перед ним и привлекают посетителей во время отсутствия спектаклей.
Главное фойе развивается по вертикали здания, играя роль центра внутреннего пространства, объединяющих оба зрительных зала, и расположенный в театре конференц-зал. Высота сооружения колеблется от трех до пяти этажей. Фойе, раздевалки, многофункциональные залы, кафе, рестораны выполнены в контрастных, отличающихся друг от друга стилевых
направлениях и в цветовых решениях. Яркие и экстравагантные рельефные стены в залах театра оборудованы акустическими панелями.
Сооружение должно было соответствовать разным задачам, поэтому архитекторы и придумали для него своеобразную, скульптурную форму. Внешняя оболочка с множеством граней имеет рифленую, перфорированную поверхность и выкрашена в красный, оранжевый и желтый цвета. Концепция проекта подчеркивает контраст между иллюзорным миром театра и основательностью здания.
Планы этажей
Продольный разрез
Интерьеры театра
Guangzhou Opera House (Оперный театр в Гуанчжоу), Китай
Архитектор: Заха Хадид, победитель конкурсного отбора.
Строительство: с 2005 по 2011 гг.
Зарождение нового культурного центра в Гуанчжоу началось, пожалуй, с объемно-пространственной композиции, с пейзажно-геологических окрестностей Жемчужной реки, в дельте которой раскинулся город. Структурная особенность здания выражает общую концепцию Захи Хадид в стиле «текучести» и «переливания». Плавные очертания двух «перетекающих» друг в друга объемов, разделенных узкими «ущельями» по примеру земного рельефа, напоминают громадные валуны, обкатанные речной волной. Необычные вставки остекления, схожие с естественными вкраплениями в каменный пласт жил искрящегося хрусталя, усиливают «природность» облика темно-серой постройки из бетона, стали и стекла.
Эти прозрачные «хрустальные сплавы» обеспечивают хорошую инсоляцию залам для представлений и репетиций, главному вестибюлю, Ланж-зоне и различным вспомогательным помещениям.
Природные линии окружающего ландшафта отражены и в оформлении внутреннего пространства театра с использованием в интерьере криволинейных «складок» и «наплывов» из стеклобетона. Главный зал для
музыкальной классики, оснащенный великолепной акустической системой по последнему слову технического прогресса, готов принять 1800 любителей высокого искусства.
Цветовое решение главного зала выдержано в натуральных осенне-охристых тонах. Освещение выверено светильниками и зенитными фонарями, вмонтированными в структуру элементов декора. Многофункциональный зал на 400 мест, оборудованный сценой-ареной, приглашает зрителей на небольшие спектакли, перформансы и концерты.
Генплан с планом 1 этажа
Новый оперный театр (Nuovo Teatro dell'Opera), Флоренция.
Архитекторы: итальянское архитектурное бюро ABDR, архитектор Paolo Desideri. Открытие: ноябрь 2012 года.
Новый оперный театр был задуман культурным центром, объединением музыки, искусства, образования и развлечений. Место открытое и доступное для общественности в течение дневных часов, с размещением книжного магазина и кафе, открытых площадок с фонтанами.
В здании находятся три концертных зала с размещением до 4800 в трех отдельных одновременных выступлениях.
Генплан