С.а. дектерев, м.в. винницкий

Четверг, 4 сентября 2014 г.

ЗРЕЛИЩНОЕ ЗДАНИЕ СЛОЖНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная архитектурно-художественная академия»

(ФГБОУ ВПО «УралГАХА»)

С.А. ДЕКТЕРЕВ, М.В. ВИННИЦКИЙ,

Д.И. ТРЕТЬЯКОВ, В.Ж. ШУПЛЕЦОВ

ЗРЕЛИЩНОЕ ЗДАНИЕ

СЛОЖНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ

Учебное пособие по проектированию

Екатеринбург - 2014

УДК 72

ББК 85.118

Г 32

С.А. Дектерев, М.В. Винницкий, Д.И. Третьяков, В.Ж. Шуплецов

Г 32 Зрелищное здание сложной технологической структуры: Учебное пособие попроектированию. – Екатеринбург: Архитектон, 2014.

В данном пособии излагаются основные принципы формирования архитектуры современных театральных зданий. Рассматриваются градостроительные, функциональные, объемно-планировочные, конструктивные, композиционно-художественные основы проектирования, а также нормативные требования к проектированию зданий театров.

Предназначено для студентов-магистрантов специализации «Архитектура жилых и общественных зданий».

Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры архитектуры УралГАХА 02.06. 2014 г. Протокол №10

Рекомендовано к присвоению грифа УМС УралГАХА.

Рецензенты:

Акчурина Н.С. – кандидат архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования УралГАХА.

Трубецков Е.О. – кандидат архитектуры, директор ООО «Востокпроект»

Уральская государственная

архитектурно-художественная

академия, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения....................................................................................5

2. Генеральный план участка театра......................................................5

3. Объемно-планировочные решения................................................7

3.1. Зрительский комплекс ……………………………………………..10

3.2. Сценический комплекс …………………………………………….15

3.3. Помещения, обслуживающие сцену ………………………………22

3.4. Административно-хозяйственные помещения …………………...25

3.5. Производственные помещения …………………………………….25

3.6. Конструктивное решение …………………………………………..26

3.7. Архитектурная композиция театрального здания ………………..26

Литература ……………………………………………………….28

Приложение 1. Примеры театров в отечественной практике …………

Приложение 2. Примеры театров в зарубежной практике ……………

Приложение 3. Примеры студенческих проектов театров …………….

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Театральные здания являются одними из важнейших объектов культурно-общественной жизни населения городов. Вследствие высоких требований к архитектурно-художественному решению внешнего облика и интерьеров здания, к его объемно-планировочному, функционально-технологическому и конструктивному решению, проектирование театральных зданий является ответственной и очень сложной задачей в деятельности архитектора и широкого круга специалистов.

Типология театральных зданий, исходя из их функциональных особенностей, весьма широка: драматические, музыкально-драматические, оперно-балетные. К особым типам зданий относятся театры музыкальной комедии, камерные, кукольные, детские, эстрадные, летние и другие.

Выбор типа театрального здания определяется особенностями региона, величиной и административной значимостью города, его культурными и историческими традициями, социально-демографическим составом населения, сетью театральных и других зрелищных зданий города, деятельностно-организационными условиями функционирования театров и иными факторами, которые рассматриваются при проведении предпроектных исследований.

В настоящем пособии рассматриваются особенности проектирования наиболее распространенного типа театрального здания – драматического театра с залом на 800 мест с наиболее разработанной и часто применяемой на практике портальной глубинной сценой.

Театральное здание, в зависимости от конкретных градостроительных условий, можно кооперировать с другими театральными зданиями, с другими объектами общественного и культурно-зрелищного назначения (концертным залом, художественным музеем или выставочным залом, театральной библиотекой, гостиницей для гастролеров), объектами торговли (магазины по продаже цветов, книг, сувениров и др.).

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАСТКА ТЕАТРА

Размещение театра в городе и выбор земельного участка определяются планировочной и транспортной структурой города, характером окружающей застройки, наличием зеленых насаждений, количеством театров в городе, составом сооружений и структурой городского центра и т.д. Выбор земельного участка рекомендуется осуществлять на основе предпроектного исследования.

Размещение театра в городской застройке может быть изолированным – на свободном участке или встроенным в застройку. Свободная постановка театра, когда он отдален от соседних зданий и красной линии застройки улицы, является наилучшей. Такая постановка здания театра способствует его акцентированию в окружающей застройке и позволяет обеспечить к нему свободные подходы и подъезды, а также организацию удобных автостоянок.

На земельном участке театра предусматриваются

площадки перед входами и выходами, из расчета на одно место в зрительном зале не менее 0,3 м2; внутренние проезды, пешеходные дорожки и их искусственное освещение.

На земельном участке, как правило, предусматриваются зеленые насаждения, площадки для стоянок автомобилей, хозяйственный двор.

Главный фасад здания театра, со стороны которого устраиваются основные входы для зрителей, следует располагать с отступом от красной линии застройки не менее чем на 30 м, что позволяет создавать перед входами буферную зону, которая служит для рассредоточения зрителей при эвакуации, а также является местом встреч и ожидания друг друга перед началом спектакля. Здесь возможно устройство озелененного партера, декоративного бассейна с фонтаном, скульптурной композиции.

Отдельный подъезд со входом должен быть устроен для творческого и рабочего персонала. Иногда предусматривают отдельный вход в дирекцию и управление театром. Кроме того, должен быть обеспечен подъезд и подвоз материалов ко всем мастерским и складам, подвоз декораций и оборудования, продуктов к кухне или подсобной буфета.

Расположение хозяйственного двора на земельном участке зависит от местоположения производственных помещений и складов.

Разгрузка различных материалов и транспортировка их в склады и мастерские, маневрирование транспортных машин, рабочие процессы, связанные с различными хозяйственными потребностями театра, требуют изолированной территории.

Площадь хозяйственного двора при размещении производственных помещений в здании театра рекомендуется не менее 400 м2. Въезды в хозяйственный двор рекомендуются шириной не менее 4 м и высотой (при устройстве ограждений) – не менее 4,3 м. Если хозяйственный двор имеет один въезд, то в его габариты вписывается круг диаметром не менее 20 м для разворота автомашин. Вокруг здания театра должен быть предусмотрен пожарный проезд шириной не менее 4 м.

Стоянки для индивидуальных машин для зрителей и работников театра должны быть устроены из расчета одно место на 3 человек. При расположении автостоянок под землей, желательно устройство выходов из них непосредственно в вестибюли для зрителей и работников театра. Открытые стоянки следует располагать не далее 100 м от входов в театр. Оптимальным решением является наличие вблизи театра большого гаража, который вечером по окончании рабочего дня может обслуживать посетителей театра. При этом желательно устройство крытого перехода между гаражом и театром. Необходимо также предусмотреть возможность подъезда такси в дождливые дни непосредственно к подъезду театра.

Архитектура театрального здания должна формировать современное художественно выразительное общественное пространство города, в котором объединяются в целостную архитектурную композицию все здания и элементы благоустройства.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

Театральное здание по структуре делится на две части: зрительскую и сценическую.

Такое деление дает самое общее представление о сущности театрального здания. Важнее рассмотреть театральное здание с позиций дифференциации его структуры по следующей схеме:

- помещения зрительского комплекса;

- помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, сцена, помещения технологического обеспечения сцены);

- помещения, обслуживающие сцену (для творческого и технического персонала; склады);

- административно-хозяйственные помещения;

- производственные помещения.

Примерный состав и минимальные площади помещений драматического театра с залом на 800 мест приводятся ниже (таблица 1).

№№ пп Наименование помещений Площадь, м2 Примечания
Помещения зрительского комплекса
1. Зрительный зал  
2. Кассовый вестибюль (в том числе кабины касс и дежурного администратора, кабинет гл. администратора, помещение распространителей билетов и отдыха персонала)  
3. Входной вестибюль  
4. Распределительный вестибюль  
5. Гардероб (в т.ч. место хранения сумок  
  и портфелей – 30 м2)    
6. Фойе  
7. Кулуары  
8. Буфет (с подсобными помещениями)  
9. Курительные  
10. Санитарные узлы  
Итого: 2215
Помещения сценического комплекса
А. Сценическая группа
1. Сцена  
2. Арьерсцена  
3. Карманы 130х2
4. Авансцена ширина 1,8 м
5. Трюм  
6. Оркестровая яма  
Б. Помещения для обслуживания сцены
7. Помещения автоматического управления и проекционные  
8. Складские помещения:    
  - дежурные и станковых декораций; на уровне сцены
  - мебели; на уровне сцены
  - сейф скатанных декораций; в трюме
  - объемных декораций; на уровне сцены
  - одежды и обуви на уровне сцены
В. Помещения творческого персонала
9. Артистические уборные, в т.ч.:  
  - на 1 чел.; 4 шт.
  - на 2 чел.; 5 шт.
  - на 3 чел.; 2 шт.
  - на 4 чел. 5 шт.
10. Помещения ожидания выхода на сцену 2 комнаты с разных сторон сцены
11. Дежурные костюмерные (мужские и женские)  
12. Дежурные гримерные и парикмахерские  
13. Режиссер  
14. Комната отдыха артистов  
15. Курительные и санузлы при сцене вблизи помещений ожидания выхода на сцену
Итого: 2583
Административно-хозяйственные помещения
1. Административные помещения (17 комнат от 8 до 20 м2)  
2. Буфет работников театра с подсобными помещениями  
3. Библиотека и архив  
4. Вестибюль с гардеробом  
5. Санитарные узлы  
6. Инженерно-эксплуатационные помещения (6 помещений от 15 до 30 м2)  
Итого: 559
Производственные помещения
А. Изготовление мягких декораций
1. Живописно-декоративная мастерская 31х12х6
2. Макетная мастерская  
3. Комната для приготовления красок  
4. Кладовая красок  
5. Комната художника  
6. Обойно-драпировочная мастерская  
7. Красильная  
8. Мастерская росписи тканей  
Б. Изготовление объемных декораций
9. Столярная с сушилкой  
10. Слесарная с участком сварки  
11. Помещение для монтажа декораций  
12. Бутафорская  
В. Изготовление костюмов, обуви и париков
13. Пошивочная с примерочной  
14. Закройная  
15. Пропиточная  
16. Постирочная, сушильная и гладильная  
17. Обувная  
Г. Руководство мастерских
18. Комната администрации  
19. Технический архив  
20. Комната администрации  
21. Технический архив  
22. Фотолаборатория  
23. Санузлы  
Итого: 1024
Технические помещения
1. Помещения узла ввода теплосети и водопровода в подвале у наружной стены
2. Помещения для кондиционеров и приточных камер 18х24х4,5 в подвале
3. Помещения вытяжных венткамер в верхнем этаже
Итого: 616
Общая полезная площадь здания - 6997 м2
             

Общая функционально-планировочная схема театра показана на рис. 2.

с.а. дектерев, м.в. винницкий - student2.ru

Рис.2

Зрительский комплекс

Зрительский комплекс включает в себя: зрительный зал, фойе, кулуары, распределительный и кассовый вестибюли и комплекс помещений обслуживания зрителей – гардероб, туалеты, курительные, буфеты. Иногда зрительские помещения дополняются выставочными или музейными залами. К зрительской части может примыкать кафе или ресторан со своей кухней и раздаточной, своим вестибюлем и отдельным входом.

Зрительская часть занимает 40-30% общего объема, сценическая или демонстрационная – 60-70%.

Основным элементом зрительского комплекса театра является зрительный зал. Построение зрительного зала тесно связано со сценой, где происходит театральное действие.

Решение зрительного зала должно обеспечивать зрителям наилучшие условия восприятия спектакля – хорошую видимость и слышимость происходящего на сцене. Это определяет форму и размер зрительного зала. Так, мимику актера считают различимой при удаленности зрителя от «красной линии» сцены (проекция внутренней грани портала на ее планшет) на расстоянии 25 м, что и обусловливает размер зала по его оси и максимальную вместимость зрительного зала. Зрительские места следует размещать в пределах горизонтального угла от 30 до 35о, образованного лучами, проведенными из его вершины, лежащей на оси сцены, через боковые грани портала. Вертикальный угол должен быть не более 25о для мест по оси зала и не более 35о для крайних боковых мест, расположенных у сцены при луче, выходящим из точки, лежащей на красной линии по оси зала к горизонту.

Для обеспечения необходимой видимости минимальное превышение луча зрения над головами впереди сидящих зрителей в зале составляет 6 см, среднее значение превышения – 12,5 см, на балконах и ярусах – не менее 4 см.

Высоту уровня планшета сцены (авансцены) над уровнем пола первого ряда зрительских мест рекомендуется принимать не более 1 м.

Различают два основных типа зрительного зала – ярусный и амфитеатральный.

Многоярусный зал дает наибольшее приближение зрителей к сцене. Лучших условий видимости удается добиться в залах с двумя-тремя ярусами, расположенными только у задней стороны зрительного зала. Основным недостатком многоярусного зала является сложность вертикальных коммуникаций для зрителей.

При амфитеатральном зале все зрители размещаются на одной поверхности партера и амфитеатра сравнительно невысоко от планшета сцены. Загрузка зала и эвакуация зрителей при этом значительно упрощаются. Однако задние места, расположенные в едином партере-амфитеатре, в зале вместимостью более 600 мест, оказываются слишком удаленными от сцены, и действие в глубине сцены становится плохо видимым и слышимым. Отсюда, для театров малой вместимости (до 600 мест) следует проектировать зал в виде амфитеатра, а для театров большой вместимости – балконного или ярусного типа.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов. Верхний ярус не должен выходить за пределы угла 30о, вершина которого находится у кромки планшета сцены. На каждом ярусе может быть до шести рядов мест (при отсчете по центральной оси зала). Ярусы консольно нависают над нижележащими ярусами, амфитеатром или партером.

При проектировании в зрительном зале ярусов или балконов с количеством рядов не более трех, высоту от пола зрительских мест до выступающих конструкций вышерасположенных ярусов, балконов или потолка зрительного зала рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов – не менее 3 м.

Зрительный зал оборудуется мягкой мебелью – креслами с откидными сиденьями. Ширина ряда от спинки до спинки кресел принимается 0,9-1,1 м. Количество непрерывно установленных мест в ряду зависит от ширины ряда и принимается соответственно: при одностороннем выходе из ряда не более 26, при двустороннем – не более 50. Расстояние между авансценой или барьером оркестровой ямы и спинкой сидений первого ряда зрительских мест следует принимать не менее 1,5 м.

Уклон пола (пандуса) в зале допускается не более 1:7. При более крутом уклоне в проходах обязательно устройство ступеней, высота которых принимается не более 0,2 м.

Ширина проходов и дверей в зрительном зале определяется требованиями эвакуации и должна быть не менее 1,2 м и не более 2,4 м. Из партера, амфитеатра и балконов необходимо создавать по два эвакуационных выхода из зала.

Зрительный зал оборудуется специальными помещениями или ложами для управления и наблюдения за действием спектакля: звуко- и светорегуляторные, помещения теле-, радио-, иногда – кинопроекционные. Располагаются они обычно на задней стене зала выше зрительских мест амфитеатра. Отметка пола этих помещений не должна превышать 4 м от уровня планшета сцены. Эвакуация персонала и связь со сценой предусматриваются по особым изолированным лестницам через чердак или через подвал.

Театральные залы строятся с искусственным освещением и вентиляцией. Зал должен быть оборудован специально регулируемым освещением сцены: со стороны зрительного зала – софитами, а также боковым светом из щелей в стене или осветительных лож.

Площадь зрительного зала принимается из расчета 0,7-0,8 м2, а объем зала – 4-6 м3 на одно зрительское место. Площадь зрительного зала (включая балконы, ложи и ярусы) определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены, авансцены или барьера оркестровой ямы.

Важнейшее влияние на организацию пространства зрительской части театра оказывают размещение, планировка и оборудование вестибюля и фойе с кулуарами.

с.а. дектерев, м.в. винницкий - student2.ru

Рис. 3. Примеры схем построения зрительского комплекса

1 – зрительный зал; 2 – фойе; 3 – кулуары; 4 - вестибюль

Во входных помещениях театра кассовый, входной и распределительный вестибюлимогут проектироваться раздельными или объединенными: кассовый с входным, либо входной с распределительным вестибюлем.

Обособленный входной вестибюль наиболее целесообразен при расчетной зимней температуре наружного воздуха минус 15°С и ниже.

Кассовый вестибюль возможно проектировать в виде обособленного помещения с самостоятельным входом.

При проектировании проходного кассового вестибюля кассовые кабины рекомендуется располагать вне потоков проходящих зрителей.

Распределительный вестибюль следует проектировать с учетом исключения встречного движения зрителей, сдавших верхнюю одежду в гардероб, со зрителями, входящими с улицы.

Гардеробы в распределительном вестибюле могут размещаться в одном или нескольких местах, а также в цокольном или подвальном этажах с организацией входа из входного вестибюля, а выхода в распределительный вестибюль.

Длину барьера гардеробной рекомендуется определять из расчета не менее 1 п.м. на 30 зрителей. Глубина гардеробной от барьера до стены не должна превышать 4 м, расстояние от вешалок до барьера должно быть не менее 1 м, а ширина прохода перед барьером принимается не менее 3 м, между барьерами – не менее 6 м.

В распределительном вестибюле желательно предусматривать банкетки и кресла из расчета на одновременное пользование 7-10% зрителей.

Комнату для переодевания при распределительном вестибюле рекомендуется оснащать зеркалами с подзеркальниками и светильниками с индивидуальными банкетками, из расчета на единовременное пользование 2% зрителей.

Фойе обычно делается самым парадным помещением вне зрительного зала, оставаясь в то же время ему подчиненным. Фойе рекомендуется организовывать по принципу дифференциации пространства, членя его на зоны для тихого и активного отдыха.

Зоны тихого отдыха размещают вне направлений активного движения и выделяют различными архитектурными средствами, создавая интимные пространства. Зоны тихого отдыха рекомендуется оборудовать креслами, диванами, банкетками.

Зону для активного отдыха также рекомендуется расчленять, устраивая залы и протяженные пути перемещения. Распространенными средствами зонирования являются зелень, мебель, дизайнерское решение, перепады уровней потолка и пола, световая и цветовая композиция и пр.

Кулуары в театре – помещения, прилегающие к фойе и зрительному залу и предназначенные для рекреации и эвакуационных целей.

Буфетыразмещаются в отдельном помещении или непосредственно в фойе, кулуарах, вестибюле. Длина стойки буфета принимается не менее 5 м, а количество посадочных мест – из расчета одно на 12 зрительских мест. Расчетное количество посадочных мест может быть уменьшено за счет устройства столов без посадочных мест (по типу закусочных).

Помещения доготовочной и моечной должны быть удобно связаны со служебным коридором и лестницей. Кладовую и тарную буфета рекомендуется размещать на первом, в цокольном или подвальном этажах с устройством специальных служебных дверей или люков с пандусами либо с подъемными механизмами. Связь между доготовочной, кладовой и тарной при расположении их на разных этажах осуществляется подъемниками грузоподъемностью 100 кг.

Производственные помещения буфета не рекомендуется размещать над вентиляционными камерами, электрощитовыми, зрительным залом, фойе и вестибюлями. Над помещениями буфета не следует располагать санитарные узлы, души и т.п.

Курительные рекомендуется размещать в отдельных помещениях с устройством в них вентиляции. Не рекомендуется расположение курительной в виде проходного помещения в санитарные узлы. Курительные оборудуются по типу гостиной.

Санитарные узлы рекомендуется проектировать из расчета соотношения мужчин и женщин 1:2. Количество приборов в санитарных узлах принимается из расчета не менее: один умывальник на 60 чел., в мужских – один унитаз и два писсуара на 70 чел., в женских – один унитаз на 30 чел. Санитарные узлы проектируются в составе двух помещений – туалетная и уборная.

В каждой туалетной рекомендуется предусматривать шкафы или кладовые для инвентаря площадью 1,5-2 м2.

При расположении вестибюлей, фойе и кулуаров более, чем в двух этажах, рекомендуется выделять санитарные узлы для балконов и ярусов, располагая их на соответствующих этажах.

Сценический комплекс

В состав сценического (демонстрационного) комплекса входят: сцена, помещения технологического обеспечения сцены, помещения художественного и постановочного персонала, административные помещения, производственные мастерские.

В практике проектирования театральных зданий наиболее часто используют две основные системы организации театрального действия: открытая и глубинная (портальная).

Первая объединяет зрителей и театральное действие в объеме единого пространства. Зрители при этом размещаются с трех сторон сценической площадки. Другая отделяет действие на сцене от зрителей рамой портала.

Портальная глубинная сцена имеет преимущество в широком использовании декораций и возможности с помощью противопожарного занавеса, размещаемого над порталом в пределах сценической коробки, создать защиту зрителей от пожара на сцене. Недостаток этого типа сцены – значительное отдаление зрителей от сцены.

с.а. дектерев, м.в. винницкий - student2.ru

Рис. 4. Примеры основных схем построения глубинной колосниковой

сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)

Сцена является ядром сценического комплекса. Размеры и состав основных элементов глубинной колосниковой сцены должны быть следующими (тип С-3):

• Портал сцены: игровой – ширина 10,0 м, высота 6,5 м;

строительный – ширина 12,0 м, высота 7,5 м.

• Сцена: ширина 24,0 м, глубина 18,0 м, высота от планшета до

колосников 22,0 м, высота над колосниками 2,5 м.

• Авансцена: не менее 1,8 м.

• Арьерсцена: ширина 18,0 м, высота 12,0 м, глубина 6,0 м.

• Карманы: ширина 9,0 м, высота 8,5 м, глубина 15,0 м, высота проема на сцену 8,0 м.

Количество ярусов рабочих галерей – 4, диаметр вращающегося круга сцены – 14 м.

Ширина сцены складывается из ширины игрового пространства, или портала, и боковых пространств, достаточных для размещения специальных устройств, декорирующих боковые стороны кулис, объемных декораций, мест для нахождения актеров, размещения светоаппаратуры и т.д.

с.а. дектерев, м.в. винницкий - student2.ru

Рис. 5. Схема построения глубинной колосниковой сцены в плане и по высоте (традиционный вариант):

1 – дымовые клапаны; 2 – штанкетная площадка; 3 – колосники сцены; 4 – рабочие галереи; 5 – трюм; 6 – вращающийся круг; 7 – арьерсцена; 8 – крышка сейфа для скатанных декораций; 9 – сцена; 10 – карман сцены; 11 – авансцена; 12 – проем оркестровой ямы; Ш – ширина сцены; Г – глубина сцены; В – высота сцены; Шк – ширина кармана; Гк – глубина кармана; Вк – высота кармана; Шар – ширина арьерсцены; Гар – глубина арьерсцены; Шс – ширина строительного портала; Ши – ширина игрового портала; Га – глубина авансцены; Шяп – ширина проема оркестровой ямы

Планшет сцены, полы карманов и арьерсцены должны быть горизонтальными и иметь один уровень. Рядом со сценой и карманами на одном уровне с ними должны быть расположены склады объемных и станковых декораций с высотой, равной высоте карманов. Эти склады должны сообщаться со сценой и карманами через проемы с противопожарными дверями, шириной не менее 2,5 м и высотой, одинаковой с высотой проемов между карманами и сценой.

с.а. дектерев, м.в. винницкий - student2.ru

Рис. 6. Расчетные параметры зрительного зала и сцены театров

Под планшетом сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцены. Высоту трюма до низа выступающих конструкций рекомендуется принимать не менее 2,2 м. В случае применения врезного вращающегося круга трюм проектируется одноэтажным.

Авансцена проектируется выпуклой в зал, прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены могут быть продолжены до пересечения их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не менее ширины строительного портала. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых рядов зрительских мест предусматриваются не менее двух лестниц-сходов или пандусов, ведущих к проходам зала. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрытом занавесе сцены.

Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать следующие: ширину – 3,0 м, проема – 2,0 м, высоту (от уровня пола до низа выступающих конструкций) – 2,1-2,4 м. Площадь на одного артиста оркестра рекомендуется принимать не менее 1,3 м2. Общая площадь оркестровой ямы принимается равной 30-50 м2. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы и трансформации ее барьера и пола. Трансформация оркестровой ямы позволяет многофункционально использовать ее по назначению, увеличивать авансцену или увеличивать вместимость зрительного зала.

В сценографии и архитектуре театральных зданий постоянно идут поиски нового. В практике проектирования театров иногда применяются разновидности глубинной колосниковой сцены с дополнительными сценическими площадками. Их устройство связано с изменениями в функционально-технологической организации демонстрационного комплекса, помещений, обслуживающих сцену, а также в оснащении. Наряду с этим возникает много театров с иными типами сцен. Среди них популярны трехсторонняя и центральная, где зрители частично или полностью окружают сценическую площадку.

Габариты игровой площадки трехсторонней сцены принимаются следующими: круг диаметром 10-12 м, расположение зрителей в пределах горизонтального угла 100-120о, вершина которого лежит на пересечении продольной оси и задней линии окружности игровой площадки. За игровой площадкой необходимо предусмотреть резервную зону для декораций глубиной 3-4 м. Оркестровая яма трансформируется в просцениум шириной 2,2 м. Высота зала за игровой частью сцены – 10-12 м. Над сценической площадкой необходимо предусмотреть колосниковый настил и возможность устройства фоновых задников.

Панорамная и трехпортальная сцены менее распространены в практике проектирования театральных зданий. В них театральное действие охватывает места для зрителей. Постановочный эффект на таких сценах в сравнении с обычной портальной, можно уподобить широкоформатному экрану. Устройство сцены здесь принципиально сходно с обычной портальной.

При панорамной, как и при трехпортальной сцене, надо стремиться к достижению видимости со всех мест зала боковых участков сцены на глубину не менее 2-3 м. Ширина зрительного зала при этом может быть увеличена, пределом расширения которого следует считать просматриваемость с боковых мест глубинной сцены.

При панорамной и трехпортальной сценах создаются условия одновременной работы в нескольких местах игровой площадки. Предусматривается возможность разделения действия на несколько игровых эпизодов с помощью занавеса или света. Глубина игровой части сцены – 6 м. Общая длина портала – 22-24 м. Глубина резервной части сцены – 4-6 м. Высота портала игровой части сцены – 6-8 м. Высота сцены принимается в зависимости от принятого способа смены декораций.

Известны попытки режиссеров и театральных архитекторов создавать кольцевую сцену, охватывающую зрителей со всех сторон, что следует рассматривать как стремление расширить до предела обозреваемую сферу. На разных участках кольца сцены подготовлено оформление разных мизансцен, кольцевая сцена вращается вокруг круглого в плане диска зрительских мест, или последний вращается внутри неподвижной сцены. Зритель при этом оказывается как бы охваченным действием, происходящим вокруг него, увеличивая эффект присутствия. Однако такой планировочный прием создает немало трудностей, особенно при вращающихся местах зрителей.

В зрительный зал с кольцевой сценой можно войти только через люки снизу, где должны находиться вестибюль и фойе. Проход в него осуществляется под сценой. Наличие под ней трюма еще сильнее усложняет пути движения зрителей. Отсутствие разработанных приемов решения сложных задач препятствует внедрению кольцевой сцены в практику.

В практике часто прибегают к комбинированным сценам, где места для зрителей сочетаются не с одной, как обычно, а с двумя или более сценическими площадками. При этом в большинстве комбинаций глубинная портальная сцена является основной сценической формой.

Появление комбинированных сцен вызвано многими причинами: потребностью театров в экспериментировании; необходимостью в разностороннем обучении актеров, режиссеров и художников театра и требует создания учебных театров или малых студийных залов с комбинированными сценами; наконец, постоянно происходящая смена творческих направлений и стилей театрального искусства вступает в противоречие с длительным существованием их физической оболочки – театрального здания, требуя гибкости и приспособляемости к любому художественному замыслу.

Производственные помещения

Производственные помещения размещаются в комплексе со складами. Как правило, все мастерские (слесарная, столярная, бутафорская) примыкают к помещениям для монтажа станковых декораций (возможно единое помещение со столярной мастерской), откуда готовые декорации поступают в склад и далее на сцену. Отдельно может размещаться живописная мастерская, которая может быть запроектирована и над зрительным залом и над сценической коробкой. В последнем случае легче осуществлять доставку готовых занавесей и задников на сцену.

В технологическом процессе изготовления оформления спектаклей производственные помещения подразделяются на блоки изготовления и ремонта: объемных декораций; костюмов, обуви, париков; мягких декораций; сюда же можно отнести и помещения для руководства мастерских.

В первый блок входят: столярная, слесарная, помещение для монтажа станковых декораций, бутафорская, кладовая оперативного хранения материалов, навес для лесоматериалов и труб (вне здания).

Во второй блок входят: пошивочная, мастерские головных уборов и обувная; пропиточная, постирочная, сушильная, трикотажная, пастижерская.

В третий блок входят: живописно-декорационная мастерская, красильная, макетная, помещение для приготовления красок с мойкой и сушкой, кладовая красок, комната художников, обойно-драпировочная, мастерская росписи тканей. Смысл объединения в блоки заключается в более полном использовании рабочей площади парка станков, приспособлений и оснастки.

Производственный блок должен иметь свой автономный вход для доставки материалов, примыкающий к хозяйственному двору. Производственный блок может размещаться отд

Наши рекомендации