Тень от одного фрагмента здания на другой
Построение тени козырька на стену здания и в нишах было рассмотрено ранее.
Рис. 56. Тень козырька на стене и в двух нишах
В случае, приведенном на рис. 56, нижнее ребро козырька отбрасывает тень на окно. Поскольку задние грани ниш и стена параллельны, то параллельны и их тени. Следует отметить, что глубины двух ниш одинаковы, поэтому их тени находятся на одном уровне.
На рис. 57 тень выступа здания отбрасывает тень на стену и окно. Контуры падающей тени на этих фрагментах одинаковы, т.к. они параллельны между собой и смещены относительно друг друга вглубь ниши
в направлении S (мнимая тень на стене в области окна показана точечной линией).
Рис. 57. Тень выступа здания
Частично тень выступа здания оказалась на земле. Ребро выступа, параллельное ей, отбрасывает тень в виде параллельного отрезка. Тени вертикальных его ребер представляют собой следы лучевых плоскостей, расположенных под углом 45° к оси X.
Тень здания
Рассмотрим построение собственных и падающих теней схематизированного здания. Ранее было приведено большое количество примеров определения теней геометрических тел и наиболее распространенных фрагментов здания, поэтому если Вы разобрались во всех приведенных рассуждениях и построениях в предыдущих разделах, то легко прочитаете чертеж, приведенный на рис. 58. При изучении раздела начертательной геометрии по теории теней студенты выполняют эпюры здания в ортогональных проекциях и перспективе с изображением собственных и падающих теней и отмывкой.
Рис. 58. Собственные и падающие тени здания
Дадим некоторые рекомендации по компоновке эпюра в ортогональных проекциях на листе бумаги. В зависимости от формы и размеров здания выбираем необходимый формат с горизонтальным или вертикальным расположением. Поскольку придется строить тень здания на земле, то нужно расположить главный вид и сверху (в проекционной связи) на достаточном расстоянии так, чтобы очертание тени на земле не пересекало бы изображение фасада. Для этого следует отметить точку a', построить фронтальную проекцию луча до пересечения с жирной чертой (землей), провести вертикальную линию связи, на которой взять произвольную точку aT ниже жирной черты, построить горизонтальную проекцию луча, на которой в проекционной связи с точкой a' зафиксировать точку а, а затем уже вычерчивать вид сверху. Построения такого рода показаны на рисунке выше точечными линиями. Вспомогательные линии на изображениях следует удалить.
Выполнение графической работы может осуществляться вручную или машинным способом. Если Вы уже имеете навыки работы с какой-либо графической программой (например, с системой AutoCAD), то целесообразно этим воспользоваться. Ранее говорилось о том, что эпюр выполняется с отмывкой. Отмывка вручную – это очень трудоемкий и долгий процесс. Совсем непросто отмыть большой по площади участок бумаги так, чтобы цветовая гамма была равномерной.
В системе AutoCAD для этих целей есть специальная функция Градиент. После нажатия на панели Рисование кнопки Штриховка (рис. 59) на экране появляется диалоговое окно Штриховка и Градиент.
Рис. 59. Пиктограмма команды Штриховка
Выбираем кнопку Градиент, после нажатия которой появляется первая вкладка (рис. 60 справа). Для выбора нужного цвета воспользуемся кнопкой с многоточием (она на вкладке не обозначена) (рис.61). После этого появляется вторая вкладка Выбор цвета, на которой слева представлены все цвета с оттенками. Укажем курсором нужный оттенок – знак
в форме креста перемещается в точку указания. Перемещая движок (справа), добиваемся нужного оттенка и нажимаем клавишу ОК. На вкладке слева с помощью другого движка в шести квадратах устанавливаем равномерный цвет для отмывки нужных мест на эпюре.
При выполнении отмывки необходимо выбирать нежные пастельные тона. Если какой-либо объект (например, стена здания) отмыт цветом определенного оттенка, то тень, оказавшаяся на нем, должна иметь тот же цвет более густого оттенка. Падающая тень имеет более насыщенный оттенок, чем тень собственная.
Заметим, что, пользуясь этим диалоговым окном при отмывке чертежей архитектурных сооружений, можно добиться нужной градации освещенности, показать светотени и передать этими средствами объем объекта.
Рис.60. Диалоговое окно Градиент с вкладкой Выбор цвета
Рис.61. Кнопка выбора цветовой палитры
После выполнения отмывки линии контуров собственных и падающих теней следует удалить для того, чтобы полученные изображения соответствовали реальной действительности.
Выполнение отмывки вручную
▪ Взять кусок ваты, смочить водой, хорошо отжать и протереть весь лист бумаги для того, чтобы удалить жировой слой.
▪ Лист бумаги положить на плоскость (доски, стола или картона), установленную под углом 20 …25°.
▪ Отмывка выполняется тушью (лучше сухой). Можно применять акварель или гуашь.
▪ Тушь растирается в фарфоровой тарелочке и фильтруется через вату.
В обычную тушь добавляется вода. Раствор должен быть негустым (слабым).
▪ Отмывка производится мягкими кистями (беличьими, колонковыми, хорьковыми). В крайнем случае, можно применить вату, намотанную на палочку или заточенный карандаш, и привязать ее нитками.
▪ Для проведения отмывки кроме сосуда с раствором нужно иметь стакан с водой и лист бумаги для пробы насыщенности раствора.
▪ При отмывке нельзя пользоваться ластиком, т.к. на стертую поверхность плохо ложится раствор.
▪ Раствором покрывается все изображение кроме освещенных мест.
▪ Каждый новый слой отмывки делается после того, как подсохнет предыдущий.
▪ В зависимости от желаемого тона следует наносить разное количество покрытий.
▪ Отмывка делается слева направо (проводится одно движение кистью, одна полоска). Внизу на полоске должен оставаться наплыв в виде небольшого валика. Следующая полоска захватывает после себя этот наплыв и оставляет новый. И так делается до конца изображения сверху вниз.
▪ В конце работы наплыв убирается отжатой кистью.