Организация системы мониторинга технического состояния

9.1. Общие требования

9.1.1. Для повышения безопасности эксплуатации мостовых сооружений и снижения рисков возникновения аварийных ситуаций следует осуществлять мониторинг их состояния согласно Федеральному закону от 30 декабря 2009 г. № 384 – ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Мониторинг технического состояния должен обеспечить:

контроль технического состояния и своевременности принятия мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к ухудшению этого состояния;

безопасность функционирования за счет своевременного обнаружения на ранней стадии негативного изменения напряженно-деформированного состояния конструкций и грунтов оснований, которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или в аварийное состояние;

отслеживание степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения.

9.1.2. Рекомендуется создавать систему автоматизированного мониторинга на всех вновь строящихсяили реконструируемых уникальных (при наличии пролетов длиной более 100 м или опор высотой более 40 м) и технически сложных (мосты длиной более 500 м)объектах.

9.1.3. В обязательном порядке необходимо организовывать непрерывный мониторинг на сооружениях, находящихся в ограниченно-работоспособном состоянииив период ликвидации аварийности, вызванной чрезвычайными обстоятельствами.Мониторинг должен продолжаться до тех пор, пока в результате проводимых мероприятий, сооружениеснова не перейдет в категорию работоспособных.

9.1.4. Проведение периодических диагностических операций в системе мониторинга может быть совмещено с осуществлением надзора согласно Инструкции по содержанию искусственных сооружений, утвержденной МПС России 28 декабря 1998 г. № ЦП-628.Наиболее актуальной задачей современного этапа развития диагностики является увеличение надежности прогнозирования времени перехода сооружения из допустимо работоспособного в ограниченно работоспособное состояние. Поэтому при обнаружении значительных интенсивно развивающихся дефектов, повреждений и деформаций, когда переход сооружения в группу ограниченно работоспособных может состояться до следующего планового обследования необходимо выполнять диагностику не реже одного раза в год.

9.1.5. Мониторинг может проводиться по требованию проектных и эксплуатационных организаций, организаций, выполнивших обследование и испытание, организаций, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в случаях, когда необходима организация долговременных наблюдений за изменением напряженно-деформированного состояния основных несущих конструкций. Необходимость проведения мониторинга при этом должна быть обоснована.

9.1.6. Обоснование эффективности системы мониторинга рекомендуется проводить на основе анализа и оценки рисков, включающих в себя идентификацию опасностей, оценку вероятности событий и оценку последствий. Количественная оценка значимости рисков и эффективности обнаружения может быть получена в результате расчета индекса рисков (приложение Н).

9.1.7. Для непрерывного мониторинга необходимо выбрать наиболее информативные и значимые параметры конструкции с ограничением их количества (не более трех) на контролируемый элемент моста (пролетное строение, опору и т.п.).При повторяемости однотипных конструкций на сооружении или на участке железной дороги рекомендуется в максимально необходимом объеме оборудовать одну конструкцию («эталонная система»), а на остальных конструкциях устанавливать «сигнальную систему», состоящую из одного пункта мониторинга в элементах с максимальными уровнями значений контролируемых параметров.

9.1.8. Диагностику и мониторинг технического состояния должны осуществлять специализированные организации, оснащенные современной приборной базой и имеющие в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов.

9.1.9. Мониторинг технического состояния сооружений осуществляют в соответствии с предварительно разработанными программами мониторинга.При необходимости оснащения сооружения автоматизированной системой непрерывного мониторинга на стадии строительства или реконструкции должен быть разработан проект СМИК (системы мониторинга инженерных (несущих) конструкций)и соответствующая рабочая документация.

9.1.10. Учитывая высокую стоимость оборудования для непрерывного автоматизированного мониторинга рекомендуется при разработке программ и проектов мониторинга сочетать непрерывный автоматизированный мониторинг с периодическим автоматизированным и неавтоматизированным.

9.1.11. Содержание программы мониторинга должно в достаточном для реализации системы мониторинга объеме отражать следующее:

основные характеристики объекта мониторинга;

анализ имеющихся материалов наблюдений иобследований;

цель и задачи мониторинга;

перечень элементов конструкции, где необходимопроводить измерения;

система периодичности измерений и сроки выполнения работ;

применяемые средства мониторинга, порядок и места их установки;

порядок проведения инструментальных измерений;

методика обработки данных измерений и анализа результатов;

мероприятия по обеспечению доступа к элементам конструкции для установкидатчиков, марок, снятия отсчетов;

мероприятия по обеспечению сохранности установленных датчиков, марок иприборов от их повреждения, вандализма, хищения;

перечень отчетных документов, сроки их представления.

9.1.12. Проектная и рабочая документацияна систему непрерывного мониторинга должны быть разработаны в следующем объеме.

9.1.12.1. Проектная документация:

общая характеристика объекта мониторинга;

общая характеристика системы мониторинга;

разработка концепции мониторинга (цель, задачи, периодичность, результаты и их анализ);

обоснование выбора контролируемых параметров;

расчетное, с использованием пространственной КЭ-модели сооружения, обоснование диапазонов изменения контролируемых параметров;

обоснование выбора аппаратного и программного обеспечения;

общая схема организации мониторинга;

ведомость объемов работ;

сметно-финансовые расчеты.

9.1.12.2. Рабочая документация:

комплект рабочих чертежей, содержащий схему расположения пунктов мониторинга, схему прокладки линий связи и питания системы мониторинга на мосту, конструктивные решения пунктов и узлов мониторинга, спецификация оборудования;

общие указания по монтажу системы мониторинга и технике безопасности при производстве работ;

сметные расчеты стоимости реализации системы мониторинга;

инструкция по эксплуатации системы непрерывного автоматизированного мониторинга;

формы отчетности по результатам работы системы мониторинга.

9.1.13. При вводе в действие СМИК на новых или реконструированных сооружениях должны быть выполнены следующие работы:

поставка оборудования;

подготовка сооружения к монтажу системы мониторинга;

монтаж средств мониторинга;

пусконаладочные работы;

проведение испытаний СМИК, совмещенных с предсдаточными испытаниями сооружения;

подготовка и обучение персонала для работы со СМИК;

проведение опытной эксплуатации;

передача СИК в постоянную эксплуатацию;

гарантийное сопровождение СМИК, организацией осуществившей ввод системы мониторинга в действие, в течение 12 месяцев;

постгарантийное обслуживание.

9.1.14. Результаты диагностики и мониторинга технического состояния должны содержать достаточные данные для принятия обоснованных решений по режиму дальнейшей эксплуатации и проведению ремонтных работ. В процессе работы система информирует персонал о текущем состоянии сооружения: при высоком уровне значений контролируемых параметров (от 70 до 99 % от расчетных значений) должно быть обеспечено цветовое выделение (желтый уровень) соответствующих пунктов мониторинга; при достижении границ расчетных значений происходитцветовое (красный уровень) и звуковое оповещение, в том числе и сотрудников ЕДДС ГОЧС.

Наши рекомендации