Инструментальное обследование трещин в железобетонных мостовых конструкциях
При обследовании пролетного строения мостового сооружения необходимо зафиксировать все образовавшиесяв элементах пролетного строения трещины. Траектории трещин в принятом масштабе должны быть воспроизведены на картах трещин. Для достоверности отражения существующей картины трещин на конструктивные элементы пролетного строения мелом наносится сетка с прямоугольными ячейками. Траектории трещин тщательно обводятся мелом. Аналогичная прямоугольная сетка в принятом масштабе наносится на заготовку карты трещин, а затем на сетке отображаются все обнаруженные трещины. Трещины, за которыми предполагается установить наблюдения, должны быть пронумерованы с указанием их длин и времени наблюдения. На трещинах должны быть отмечены величины постоянного раскрытия в местах произведенных замеров, а сами места замеров зафиксированы на картах трещин. Длина и ширина раскрытия трещины являютсяеё контролируемыми параметрами, характеризующими в числе других параметров техническое состояние мостового сооружения.
На обследуемом сооружении границы распространения трещин отмечают масляной краской c фиксацией даты обследования. Карты трещин прикладываются к Книге искусственного сооружения.
Для обнаруженных при обследовании мостового сооружения трещин должны быть выяснены причины их образования. На карте трещин должны быть выделены силовые, усадочные, температурные и коррозионные трещины. Идентификация трещин важна для рекомендаций по содержанию мостового сооружения.
К силовым трещинам относят трещины, возникающие при исчерпании предельных деформаций бетона в направлении действия растягивающих и главных растягивающих напряжений, перпендикулярно действию сжимающих и главных сжимающих напряжений и раскрывающиеся под воздействием временной нагрузки.
Преимущественно вертикальные силовые трещины наблюдаются на срединных участках главных балок пролетных строений из обычного железобетона. Наклонные силовые трещины образуются на приопорных участках таких конструкций. Наблюдения с использованием маяков должны быть установлены за силовыми трещинами в растянутой зоне конструкции из обычного железобетона раскрытием более 0,2 мм, а также за трещинами, заходящими в сжатую зону. При измерениях контролируемых параметров трещин фиксируется температура воздуха. Результаты регулярных наблюдений за силовыми трещинами регистрируются на обновляемых картах трещин с указанием времени дополнительного обследования и отмечаются в Книге искусственного сооружения.
При обнаружении поперечных трещин в растянутой зоне предварительно напряженных железобетонных конструкций необходимо произвести специальное обследование, позволяющее оценить фактические усилия, действующие в напрягаемой арматуре.
При обследовании конструкций пролетных строений трещины различного направления могут быть обнаружены в плите балластного корыта, местах опирания главных балок на опорные части, диафрагмах.В предварительно напряженных конструкциях трещины могут возникать вдоль рабочей арматуры, в местах её анкеровки.
Траектории трещин в видимых частях опор мостового сооружениядолжны быть воспроизведены на картах трещин по аналогии с трещинами в пролетных строениях. Особое внимание следует уделить подферменникам, расположенным в пределах распределения давлений от опорных частей.
Анализ полученных карт трещин должен установить возможные причины их возникновения.Если причиной появления трещин являются деформации опор, необходимо произвести специальное обследованиеоснования сооружения посредством бурения, заложения штолен, шурфов.
За трещинами большой длины и значительного раскрытия необходимо установить наблюдения с использованием маяков. Последующее содержание опор с наблюдаемыми трещинами определяется критерием их стабильности во времени.
Ширину раскрытия трещин в конструкциях определяют визуально- оптическим контролем с использованием микроскопов отсчетного типа (микроскопа Бриннеля). Длину и шаг трещин находят визуально- измерительным методом с использованием линеек и рулеток. Измерение глубины распространения трещины можно произвести ультразвуковым тестером УК-1401М.
Для определения раскрытия трещин под нагрузкой могут быть использованы электронные трещиномеры.