Визуальное обследование элементов опор
Снизу производится визуальный осмотр элементов опор с целью выявления в их материале (бетоне, железобетоне, камне, металле) трещин (силовых, температурных, усадочных, усталостных /в металле или сварных швах/, по швам бетонирования, вследствие коррозии арматуры и др.) и сколов.
Определяется и точно фиксируется расположение и направление трещины в элементе, её длина, раскрытие.
Проверяется состояние материала кладки и облицовки опор (фундамента) и защитного слоя на отсутствие следов разрушения или снижения прочностных.
При обследовании опор пешеходных мостов из рельсовой стали следует обращать особое внимание на состояние сварных соединений элементов, в том числе усиленных ручной сваркой.
Определение деформаций опор
Устанавливается отсутствие деформаций опор: пучений, осадок, сдвигов, кренов. Признаками деформацийопор могут быть:
изменения плана (профиля пути);
величины зазоров между смежными пролетными строениями (или между пролетным строением и устоем);
критические наклоны секторов (срезных катков) подвижных опорных частей ПС или смещение балансиров;
отклонение граней опоры от вертикали (рисунки 7.3, 7.4);
характерные трещины в элементах статически неопределимых систем (неразрезных, рамных, арочных).
Обследование металлических опор
На металлических опорах путепроводов, мостови пешеходных мостов из рельсов при осмотрах обращается внимание на отсутствие общих и местных искривлений элементов (стоек, связей и др.) и их коррозионных повреждений, уменьшающих сечение и создающих концентрацию напряжений (металлические элементы должны быть обязательно окрашены); при наличии соединений в элементах опор на заклепках и болтах проверяется правильность и полнота их постановки, а также состояние в узлах и прикреплениях.
Рисунок 7.3– Схема смещения подвижных опорных частей ПС на промежуточной опоре при наклоне (крене) устоев |
Рисунок 7.4– Схема смещения подвижных опорных частей ПС при наклоне (крене) промежуточных опор |
Обследование устоев
На устоях железнодорожных путепроводов и мостов проверяется:
правильность их сопряжения с конусами подходных насыпей (осадки конусов, осыпаний /оползаний/ грунта откосов; временных подпорных стенок из досок, брусьев, бетонных плиток, металлических или других листов, поддерживающих балластную призму за задними гранями устоев);
наличие и надежность работы дренажных систем устоев (отсутствие застоев воды или образований льда в балластных корытах, характерных трещин на боковых или обратных стенках /крыльях/ устоев от воздействия сил морозного пучения грунта).
Обследование оголовков опор
На оголовках (подферменниках, насадках, ригелях) опор путепроводов, мостов или пешеходных мостов проверяется надежность водоотвода с опорных площадок и достаточность уклонов сливов, (на элементах их подферменников не должно наблюдаться застоев воды, наличия снега, льда, щебня, грязи и мусора, следов протечек воды с водоотводных трубок пролетных строений и через деформационные швы).
Устанавливается достаточность размеров опорных площадок оголовков опор для размещения на них опорных частей ПС требуемого типа и соблюдение норм допусков от граней элементов нижних балансиров (опорных плит) опорных частей до краев опорных площадок; на пешеходных мостах проверяется достаточность площади опирания верхнего косоура на верх опоры и надежность его крепления к оголовку.
Производится осмотр элементов оголовков (подферменников) опор на предмет наличия трещин, сколов и раковин; при этом необходимо обращать особое внимание на места опирания опорных частей ПС и на зоны, располагающиеся в пределах распределения давлений от опорных частей
Оценивается состояние материала кладки оголовков (элементов подферменников, ригелей, насадок), и выявляются места с мокрыми пятнами, следами выщелачивания цементного камня (высолами) и отслоениями защитного слоя бетона (в том числе и с оголением стержней арматуры).