Для ШСОЧ в зависимости от величины зазора скольжения
Значение зазора скольжения, мм | Требуемые мероприятия |
ЗС ≥ 1,0 | Зазор в порядке. Измерения производить один раз в год |
0,5 ≤ ЗС< 1,0 | Измерения производить один раз в полугодие |
0,2 ≤ ЗС< 0,5 | Произвести экспертную оценку. Вскоре потребуется замена опорной части |
ЗС< 0,2 | Необходима срочная замена опорной части |
Рисунок 7.2 – Схема измерения зазоров на ШСОЧ
Контроль состояния опорных частей должен дополняться измерением расстояний между торцами смежных пролетных строений и торцом пролетного строения и шкафной стенкой устоя на всех эксплуатируемых мостах.
Ежегодный геодезический контроль смещения одной из опорследует осуществлятьна средних и больших мостах, а также на мостах, где выявлены нарастающие смещения балансира относительно опорной плиты (в катковых опорных частях) или наклоны сектора (в секторных опорных частях). Контроль проводится до тех пор, пока повторные наблюдения не подтвердят полной стабилизации в положении опоры (опор).
7.5.2. Контроль перекоса катка в плане
Величину перекоса катка определяют по разности расстояний между центрами данного и соседнего катков, замеренных по торцам катков с низовой и верховой стороны. Центр катка отмечают на пересечении линии, равноудаленной от боковых граней, и линии, проходящей через середины катков по высоте.
Допустимая величина перекоса на длине катка 1000 мм составляет для типовых опорных частей 10 мм. При меньших длинах катков допустимая величина их перекоса принимается меньше 10 мм пропорционально длине катка.
При наличии поперечного смещения пролетного строения на подвижном конце следует выяснить причины этого явления и произвести обратную передвижку пролетного строения с устройством или усилением по проекту реборд на балансирах, опорных плитах или катков опорных частей.
Контроль наклона катков и смещения нижнего балансира относительно опорной плиты осуществляется в соответствии с рекомендациями приложений Л и М.
Контроль поперечного и продольного наклона опорной плиты
Величина поперечного наклона опорной плиты определяется по разности отметок верха плиты у ее краев с низовой и верховой стороны.
Величина продольного наклона плиты определяется по разности отметок верха плиты, замеренных у ее краев, обращенных «в пролет» и «из пролета».
Допустимая величина наклона плиты от горизонтального положения составляет 0,002L, где L – длина или ширина опорной плиты.
Контроль разновысотного положения опорных частей
Контроль разновысотного положения опорных частей пролетных строений проводится в плановом порядке на каждом мосту не менее одного раза. При нарастании характерных неисправностей контроль следует проводить повторно.
Контролируемые параметры и допустимые отклонения положения опорных частей представлены в таблице 7.2.
Таблица 7.2
Контролируемые параметры и допустимые отклонения
Контролируемые параметры | Допускаемые отклонения | Контроль | Способ контроля |
Отклонения от проектной разности отметок опорных поверхностей комплекта опорных частей в пределах одной опоры | 0,001В | Все подферменные площадки | Измерительный (нивелирование) |
Отклонения поверхностей подферменных площадок от горизонтального положения | 0,002 L | Все подферменные площадки | Измерительный (нивелирование) |
Примечание. Здесь В – расстояние между осями главных ферм (балок), L – длина или ширина опорной плиты |
Отклонения от проектного положения опорных частей обычно вызываются деформацией опор. Поэтому следует проводить специальные обследования сооружений и наблюдения за ними. При этом рекомендуется измерять расстояния между пролетными строениями на промежуточных опорах и между пролетным строением и шкафной стенкой на устоях (между определенными зафиксированными точками с измерением температуры металла и воздуха). В зависимости от результатов обследований и наблюдений следует принимать необходимые меры.
Методика обследования элементов опор
Проверка габаритов
На железнодорожных путепроводах над железной дорогой и на пешеходных мостах с целью удовлетворения конструкций требованиям приближения строений «С» производят замер расстояния от оси крайнего железнодорожного пути до внутреннего края опоры путепровода или пешеходного моста.
На путепроводах над автомобильными дорогами при помощи лазерной рулетки проверяется обеспечение габарита по ширине в свету между гранями опор и по высоте от уровня проезжей части до низа конструкций, а также наличие габаритных ворот и соответствующих дорожных знаков и разметки.
Проверка защиты опор
На железнодорожных путепроводах над автодорогами проверяется наличие и надежность защиты опор (надолб, высоких бордюров или других защитных средств в зависимости от местных условий и конструкций опор) от повреждения транспортными средствами (это особенно важно для опор стоечного и столбчатого типа).